Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники, как системы различных приемов,обеспечивает запоминание и увеличение объемв памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Поэтому мнемотаблицы - надежные спутники на разных этапах и направлениях работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
составление описательного рассказа на основе мнемотаблиц | 417.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень»
Цель:
Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы; формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме « Осень». Развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц по календарю?
- Какое сейчас время года?
- Ребята, я сегодня получила странное письмо…
- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? ( Перекодирование информации)
Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.
- Кто же это догадались? Докажите.
- Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью? (Ответы детей)
- Предлагаю отправиться в осенний лес, а чтобы там оказаться - надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.
Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).
Воспитатель. Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).
Поэтапная работа по таблице.
- Что можно сказать по каждой из картинок?
Варианты ответов детей:
- Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.
…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.
…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.
…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.
…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.
…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.
Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы детей).
почему?
(Дети рассуждают).
Проводится аналогичная работа.
Варианты ответов детей:
- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.
…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.
…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук - готовятся ко сну.
…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.
…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.
…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.
Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).
Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».
Воспитатель. Как в лесу красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.
- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей).
- Нарисуем осень не карандашами, а словами.
«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом
нам поможет наша помощница-таблица.
Воспитатель. А какими словами можно начать рассказ про « Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.
-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?
Осень
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
- А какими словами можно закончить рассказ?
(Ответы детей).
- Я думаю, что у вас получатся интересные
рассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)
- Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение ней и приглашает на прогулку – попрощаться до следующего года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»
дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»
Цель и задачи:1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему.2....
План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"
Задачи: 1. Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...
«Изучаем свойства бумаги» (конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в старшей группе)
Формирование у детей представлений о бумаге, её свойствах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Составление описательных рассказов" (с использованием технологии ТРИЗ)
quot;Составление описательных рассказов" (с использованием технологии ТРИЗ)...