Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)
– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
– Закреплять метод нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.
– Расширять активный словарный запас детей по теме.
– Развивать слуховое внимание через прослушивание звуков ветра в природе.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.
– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Образовательные области:
Основная: познавательная, художественно – эстетическая.
Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.
Оборудование:
· Столы для экспериментов;
· Значки ученого;
· Лист А4 с незаконченным рисунком;
· Жидко разведенная гуашь;
· Кисточки;
· Символы воздуха;
· Емкости с водой;
· Трубочки для коктейля;
· Предметы, имеющие в составе воздух;
· Зубочистки;
· Веер;
· Крышки от фломастеров;
· Звук ветра в записи;
· Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.
Предварительная работа:
· знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;
· чтение и заучивание художественных произведений о природе;
· рассматривание иллюстраций о природе;
· знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;
· знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;
· наблюдение за ветром во время прогулки.
· изготовление вееров на ручном труде.
· знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.
Ход занятия:
1 часть – Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)
Давайте вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?
Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?
В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
В: Для чего нам нужен воздух?
В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?
В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
1.соблюдать тишину,
2. не мешать друг, другу,
3. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.
Подойдите к столу
Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.
Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.
Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха (символы)
В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.
Эксперимент №1
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?
Вывод: воздух можно почувствовать (символ)
Убрать пакетики.
Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»
На столе вееры и перышки
В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.
Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?
Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)
Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»
Предложить колпачки от фломастеров
В: - Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)
А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)
В: вывод: воздух можно услышать (символ)
В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.
Эксперимент №4 Переход к столу №2
«Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.
В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)
Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»
В: А есть ли воздух в других предметах?
Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит, в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.
Вывод: воздух есть в предметах (символ).
В: А теперь настало время немного отдохнуть.
Физминутка:
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)
Я все дую - шар все толще
Дую – толще, дую – толще
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
В: Ну вот, отдохнули, продолжим. А можно ли почувствовать запах воздуха?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)
В: вывод: воздух переносит запахи (символ)
В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, твердый, очень гладкий.
И совсем, совсем несладкий.
Раз подбросили - поймали,
Два подбросили поймали,
Уронили и сломали.
В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, зима. Скоро наступит Новый год. . На наших рисунках , которые мы рисовали, ёлочки не украшены к празднику. Мы сегодня украсим их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?
Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на елочку, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.
В. Ребята, посмотрите, какие замечательныеукрашенные елки у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)
Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vozduh.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
четвертый год обучения (6-7 лет)
по теме «Воздух»
(детское экспериментирование)
Подготовила воспитатель:
Шайхудинова Рашида Кадыровна
1 квалификационная категория
г. Ангарск, 2017 год
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
–Учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать, почувствовать, увидеть при помощи трубочек и емкости с водой, переносит запахи, воздух есть в предметах)
– Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.
– Закреплять метод нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
Коррекционно-развивающие:
– Развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента.
– Расширять активный словарный запас детей по теме.
– Развивать слуховое внимание через прослушивание звуков ветра в природе.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус при выполнении нетрадиционного вида рисунка воздухом - кляксографией.
– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Образовательные области:
Основная: познавательная, художественно – эстетическая.
Сопутствующие: социально-коммуникативная, речевая.
Оборудование:
- Столы для экспериментов;
- Значки ученого;
- Лист А4 с незаконченным рисунком;
- Жидко разведенная гуашь;
- Кисточки;
- Символы воздуха;
- Емкости с водой;
- Трубочки для коктейля;
- Предметы, имеющие в составе воздух;
- Зубочистки;
- Веер;
- Крышки от фломастеров;
- Звук ветра в записи;
- Платочки, пропитанные луком, апельсином, духами, без запаха.
Предварительная работа:
- знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией;
- чтение и заучивание художественных произведений о природе;
- рассматривание иллюстраций о природе;
- знакомство с местом для проведения опытов – лабораторией;
- знакомство с планетами солнечной системы, почему на других планетах нет жизни;
- наблюдение за ветром во время прогулки.
- изготовление вееров на ручном труде.
- знакомство с символами, определяющими состояние воздуха.
Ход занятия:
1 часть – Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте со всеми поздороваемся! (приветствие детей)
Давайте вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
В: Ребята, скажите, на какой планете мы живем?
Молодцы, правильно. А что нас окружает на земле? А что нужно для жизни человеку, животным, растениям?
В: Мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь. Сегодня мы поговорим о самом главном в жизни на нашей планете, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
В: Для чего нам нужен воздух?
В: Давайте глубоко вдохнем, выдохнем. А теперь закроем рот и зажмем нос, не будем дышать. Как мы себя чувствуем?
В: Человек без еды и без воды может прожить несколько дней, а без воздуха не больше нескольких минут. Сегодня мы немного больше узнаем о воздухе, а для этого, как настоящие ученые пройдем в нашу лабораторию, где будем проводить опыты. Мы будем настоящими учеными. Для этого нам нужно надеть значок ученого (одевают) А что такое лаборатория? Что там делают?
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
1.соблюдать тишину,
2. не мешать друг, другу,
3. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории, которую организовали в группе.
Подойдите к столу
Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять, много нужно здесь узнать.
Ребята, скажите, нас окружает воздух, а вы видите его? Значит, воздух не виден. Давайте поставим знак, что он не виден. Найдите символ. А теперь скажите, какого он цвета? Правильно, он не имеет цвета, прозрачный. Найдите символ и поставьте. Ребята, а форму имеет воздух? Конечно, нет. Найдите символ. Ребята, давайте понюхаем, чем пахнет воздух? Значит, он без запаха.
Вывод: воздух не виден, прозрачен, не имеет форму, без запаха (символы)
В: Ребята, а можно поймать воздух и почувствовать? Давайте попробуем его поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик.
Эксперимент №1
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Мы его поймали, но не видим. Но может его можно почувствовать? Давайте проверим. Возьмите палочки и проколите мешочек. Поднесите к руке, к лицу, нажмите на пакетик. Что вы чувствуйте?
Вывод: воздух можно почувствовать (символ)
Убрать пакетики.
Эксперимент №2 «Ветер – движение воздуха»
Положить вееры и перышки
В: Ребята, а вы знаете, что движение воздуха – это ветер? Сейчас мы проверим.
Сегодня нам пригодится веер, который мы когда - то смастерили. Помашите веером перед лицом, друг на друга. Что вы чувствуйте?(воздух начинает двигаться) Вы увидели ветер? Нет, только почувствовали. Давайте посмотрим, как ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите над перышком. Почему перышко движется? Веер приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться перышко. Какой делаем вывод?
Вывод: ветер – это движение воздуха (символ)
Эксперимент №3 «Можно ли услышать воздух?»
Предложить колпачки от фломастеров
В: - Давайте возьмем крышки от фломастеров и подуем, приложив к нижней губе (дуют, слышат звук)
А сейчас послушайте, как это бывает в природе (слушают звуки ветра, шелест листьев, узнают и называют)
В: вывод: воздух можно услышать (символ)
В: Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.
Эксперимент №4 Переход к столу №2
«Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой».
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В первом случае пузырьков больше, а во втором меньше. Пузырьки – это воздух. Мы вдохнули его в себя и выдохнули через трубочку.
В: вывод: С помощью трубочки и емкости с водой можно увидеть воздух (символ.)
Эксперимент №5 «Воздух есть в любых предметах»
В: А есть ли воздух в других предметах?
Положите горошинки в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит, в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.
Вывод: воздух есть в предметах (символ).
В: А теперь настало время немного отдохнуть.
Физминутка:
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)
Я все дую - шар все толще
Дую – толще, дую – толще
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
В: Ну вот, отдохнули, продолжим. А можно ли почувствовать запах воздуха?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет. (запахи чеснока, лука, духов, апельсина)
В: вывод: воздух переносит запахи (символ)
В: Ребята, мы много узнали про воздух. Давайте повторим (повторяют по символам)
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? Помните, мы рисовали, как это называется? (кляксография) Сегодня мы закончим наши рисунки. Но сначала сделаем зарядку:
Солнышко, солнышко, – руки вверх, шевелят пальцами.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло – сгибают и разгибают пальцы.
Побежал в саду ручей, - показывают волну.
Прилетело сто грачей – машут руками.
Снег растаял – опускают руки вниз.
Цветочки расцветают – руки поднимают вверх, раскрывают ладони.
В: Сейчас у нас какое время года? Правильно, весна. Скоро расцветут цветы. На наших рисунках , которые мы рисовали, еще цветы не расцвели. Мы сегодня дорисуем их с помощью воздуха. Помните, мы рисовали с помощью трубочек? Как это называется? Правильно, кляксография. Садитесь за столы и закончите свои рисунки. Что сначала сделаем? Как будем раздувать кляксу?
Дети заканчивают рисунок, сначала наносят кисочкой гуашь на верхушку цветка, затем с помощью трубочки для коктейля раздувают в разные стороны.
В. Ребята, посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Как называется рисование с помощью воздуха? (кляксография)
Итак, мы сегодня провели много опытов. Скажите. А вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными, активными. Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Говорим до свидания гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...
"Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...
Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
Опыт работы воспитателя по теме: «Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».
laquo;Экспериментирование как средство развития элементарной поисковой деятельности у детей дошкольного возраста».Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает ...
Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...