Развитие воображения и речи детей
консультация (старшая группа) на тему

Салькова Елена Викторовна

Консультация для педагогов дошкольного учреждения по развитию воображения и речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._voobr.i_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

  В дошкольных образовательных учреждениях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить  как элемент занятий в разные виды детской деятельности.

     Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

    В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника — сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности — рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества.

Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Данные упражнения вызывают у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение, а в играх и этюдах воображение вербализуется. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, звуковой культуры языка, фонематического слуха. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с педагогом, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

Эффективность развития воображения повышается, если педагог более детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Например, ребенок быстро принимает игру взрослого, который, «надев» ему на голову воображаемую шапочку, начинает спрашивать, не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и т.п. Замечание «Что ты сыплешь мимо тазика!» — заставляет ребенка включиться полностью в воображаемый процесс.

Сравните два варианта вербального сопровождения действий взрослым:

— Дети, сейчас я надену вам на головы шапочки, на которых есть бубенчики. Позвените ими. Как весело они звенят!

     Дети, у меня есть волшебные колпачки, которые могут превратить вас в гномиков. Сейчас я каждому подарю такой колпачок.

У Саши колпачок — синего цвета, с вытянутым хвостиком, из мягкой фланельки, с желтыми цветами по всему полю. На кончике хвостика — колокольчик. А звенит он так: «Динь-дон, динь-дон». Голосок у него низкий. Попробуй, Саша, спеть вместе с колокольчиком. Покрути головой, удобно тебе в колпачке? Натяни его на уши, а то упадет. Может, застегнуть на пуговку, чтобы в дороге колпачок не потерялся? Ах, какой красивый, как будто синее небо и поле ромашек!.. Игры предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные, точные выражения.

     Например: «Налей, Ваня, в тесто молока. Лей понемногу, чтобы тесто хорошо размешалось. Молоко теплое, белое, жирное, как сливки. Тесто сразу стало пышным, мягким, к рукам не пристает...» Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.

Если взрослый будет стоять у воображаемого дерева, не обращая внимания на то, что у него есть верхушка, ствол, ветви, что его можно обойти со всех сторон и на каждой веточке что-то найти, ее можно приподнять, раздвинуть ветки, заглянуть под них и т.п., то в воображении ребенка не создается образ и интереса к игре не будет.

      Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превратился в кита в океане, по-настоящему боятся, когда кит «наклоняется» и они могут упасть в воду. Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.

Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Литература:

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

Консультация для педагогов

 

                      Педагог – психолог:

                      Салькова Е. В.

г. Старый Оскол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"

Данная статья  поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на  умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить  его сочинять сказку про превращения одного хорош...

Конспект занятия по развитию воображения и речи детей "Путешествие на луг"

Публикация в сборнике методических разработок "Находками делюсь с коллегами" серии "Педагогичкский опыт" (выпуск 28, Педагогическое общество России Саратовское областное отделение, Саратов 2012)...

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

Консультация для педагогов "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"

В дошкольных образовательных учрежде­ниях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить  как элемент занятий в...

Инновационный подход к развитию воображения и речи детей дошкольного возраста.

Презентация раскрывает актуальность развития воображения и речи детей в ДОУ. Представлены два инновационных метода, способствующие развитию воображения и речи детей, - метод интеллектуальных карт и ис...

Конспект НОД по развитию воображения и речи детей посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий «Путешествие на луг»

предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме "Путешествие на луг". Данный материал может быть полезен для воспитателей сред...