Психологическое занятие "Яблоки счастья" из журнала "Обруч"
Тренинги общения и личностного роста для дошкольников — практика, вызывающая вопросы. Ясно одно — развитие эмоционального интеллекта — это не модная тема, а жизненная необходимость в новых социальных и экономических условиях, в которых нашим детям предстоит жить и работать. Именно этот вид интеллекта, по признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека и его счастью
Светлана ТИМОФЕЕВА, педагог-психолог мдоу детский сад № 2 «Филиппом» компенсирующего вида для детей с нарушением зрения и речи, г. Великие Луки, Псковская обл.
Хочу предложить читателям «Обруча» фрагменты разработанной мною системы развивающих занятий «РЭМ» (развитие эмоционального мира) для детей с патологией зрения и речи (За основу взята методика развития психической регуляции у детей Г Бардиер, И Ромазан, Т Чередниковой )
Занятия «РЭМ» решают целый ряд задач развитие эмоциональности, коммуникативности, обучение умению расслабляться, простейшим приемам саморегу ляции, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, развитие личности ребенка, понимание ценности других людей и самоценности
Занятия «РЭМ» проводятся во второй половине дня, один раз в неделю и длятся 40—50 минут Вся система
занятий рассчитана на два цикла (цикл занятий 1-го го да обучения в старших группах и цикл занятий 2-го года обучения в подготовительных группах) Каждый цикл включает в себя 11—12 занятий, своеобразных тренин гов общения и личностного роста дошкольников В за ключение родители приглашаются на открытое занятие Методика развивающих занятий «РЭМ» апробирована в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения и речи, для детей с ал лергопатологией) и в общеразвивающих ДОУ
Игра «Солнце, Дождь и Ветер»
На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице «Солнце» — подпрыгивают, хлопают в ладошки, улыбаются «Туча» — тело напряжено плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу, на лице грусть, недовольство, так
как холодный дождь неприятен, а у детей нет зонтов. «Ветер» — дети несильно раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие. К ним обращается психолог: «Смотри, не зевай! Солнце, Дождь и Ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!» Иногда для развития внимательности детей ведущий специально называет карточку неправильно.
Игра «Яблочное настроение»
Дети вместе с психологом рассматривают красивые необычные яблоки (мягкие игрушки). Эти плоды может принести или прислать любой известный детям литературный персонаж. Ведущий во время рассматривания яблок задает вопросы: — Какое настроение у этого яблока? (Веселое, радо-
стное.) Какое чувство оно переживает? (Веселье, радость.) (По аналогии: грустное, печальное — грусть, печаль; испуганное — испуг, страх, тревогу; злое, сердитое, рассерженное — злость, гнев, ярость; недовольное, хмурое — недовольство; довольное — удовольствие.) — Какого цвета грустное (злое, недовольное, довольное, веселое, испуганное) яблоко?
Игра «Солнце, Облака и Месяц»
Взрослый рассказывает детям сказку. На ночном небе светят звезды. Ярко, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым. Всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, вся природа: звери, птицы, цветы и деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обго-
няя друг друга и играя в догонялки. Однажды Солнце почему-то не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и все время повторяло: «Как страшно без Солнца! Я боюсь, боюсь!» Другое Облако так расстрои-
лось, что даже стало плакать: «Кап-кап!» — и пошел дождик. Еще одно Облако обиделось, рассердилось на своих друзей' и на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появилась молния, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно взойдет, и мы все успокоимся. Давайте будем улыбаться, танцевать, тогда Солнце к нам вернется». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь и танцевать.
И тут произошло чудо — Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами и улыбкой. Вечером Солнце, как обычно, ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и они заснули волшебным сном. Месяц улыбнулся и от удовольствия даже закрыл глаза А звездочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, а на небе царят покой и дружба.
Дети отвечают на вопросы и выполняют задания:
- Найдите глазами Облако, которое улыбается
Какое у него настроение? Какое чувство оно испыты
вает? (Те же вопросы задаются по отношению к дру
гим Облакам.) - Какое настроение у Облака, которое находится
справа от веселого? (Грустное, печальное.) - Какое Облако находится слева от злого? (Испуган
ное.) Какое Облако висит ниже (выше) всех? Кто висит
выше всех? (Солнце.) Ниже всех9 (Месяц, звезды.) - У кого на небе одинаковое настроение?
- Постарайтесь проследить («нарисовать») глазами
дорожку от веселого Облака к злому (от испуганного
Облака к Солнцу, от Месяца к Солнцу) и т. п.
Замятие «Морское путешествие»
I. Разминка. Психолог предлагает детям отправиться в путешествие по морю на корабле. Перед путешествием необходимо зарядиться бодростью — проводится игровое упражнение «Заряд бодрости»:
- Вытянуть вперед руки и приготовить два пальчи
ка: большой и указательный, взяться ими за кончики
ушей — один палец сверху, другой — снизу, помасси
ровать ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат
все!» — 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, - Опустить руки, встряхнуть ладошки;
- Выставить вперед указательный палец, вытянуть
руку и поставить его между бровей над носом, помас
сировать эту точку столько же раз со словами: «Про
сыпайся, третий глаз!», стряхнуть ладошки; - Собрать пальцы руки в горстку, найти внизу шеи
ямку, положить туда руку и со словами: «Я дышу, ды
шу, дышу'» помассировать ямку 10 раз в одну сторо
ну и 10 раз в другую.
Психолог просит мальчиков помочь девочкам подняться на воображаемый корабль, сесть рядом с ними, закрыть глаза и представить, как корабль плывет по морю, слегка раскачиваясь на волнах. (Можно предложить вспомнить, каких морских обитателей ребята знают.)
На корабле детям предлагается поиграть в подвижную игру «Море волнуется».
II. Корабль путешественников останавливается у красивого песчаного берега. Дети выходят на берег. Проводится упражнение «Запах моря». (И.п.: стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслаблены, глаза закрыты; после выдоха медленно втягивать воздух, пытаясь уловить запах моря; побуждать детей добиваться ощущения, что они как будто дышат не только носом, но и всем телом; выполнять в медленном темпе.)
Психолог обращает внимание детей на необыкновенно красивые ракушки, лежащие на берегу. Проводится упражнение «Ракушка», включается аудиозапись шума волн. Дети, свободно перемещаясь по «берегу», представляют, что находят красивые ракушки, подносят их к ушам, слушая шум моря, дают послушать «голос» найденной ракушки другим ребятам и взрослым.
Релаксация «Шепот волны». Дети снимают очки (если занятие проводится в группе с патологией зрения), принимают позу покоя, лежа на спине (на ковре), закрывают глаза и под музыку учатся расслабляться, играют в игру «Волшебный сон» Звучит спокойная музыка, психолог говорит:
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох (носиком) — выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), вдох-выдох, вдох-выдох.
Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной, она говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны...
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут.
Вдохните чистый воздух моря... Расслабьте тело, ноги...
Прислушайся к себе... Тепло и свет входят в тебя. Они уносят все огорчения, плохое настроение. Послушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя... Вдох-выдох...
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза, проснуться...
Психолог рассказывает детям, что, пока они отдыхали, к берегу приплывала рыбка и оставила свои фотографии.Игра «Азбука настроения»
Дети рассматривают фотографии рыбки и отвечают на вопросы: — Какое настроение у этой рыбки? (Веселое, радостное, счастливое.) Какие чувства она испытывает? (Веселье, радость, счастье. Всего рассматривается 6 основных эмоций.) Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка на фотографиях.
III. Возвращение на корабль. Мальчики помога ют девочкам; корабль отправляется, все закрывают глаза, представляя плавное раскачивание по волнам.
Вдруг корабль с путешественниками остановился у Волшебного острова. Детям предлагается сойти на берег, чтобы полюбоваться красотой природы. Проводится этюд «Чунга-чанга». Психолог эмоционально рассказывает детям: «Едва мы сошли на берег, как нас окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. На мальчиках и на девочках одинаковые, пестрые юбочки. На ногах и руках звенят браслеты с колокольчиками, в ушах — круглые серьги, на шее — бусы, а в волосах — красивые перья. С веселой улыбкой они танцуют вокруг нас. Давайте подружимся с ними, станцуем и повеселимся». (Под песню В. Шаинского «Чунга-Чанга» дети танцуют.) Затем все прощаются с жителями Волшебного острова, машут им руками, улыбаются и возвращаются на корабль.
«Вернувшись» в детский сад, ребята садятся на ковре в круг. Психолог дает им клубочек и предлагает рассказать о своем настроении, поделиться впечатлениями от путешествия по морю, рассказать, что больше запомнилось, понравилось. Затем просит детей, держа ниточку на коленях, закрыть глаза и послушать слова, которые хочет им сказать волшебный клубок1 «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении, было интересно узнать о вашем путешествии на корабле по морю. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважали, любили друг друга, чтобы у вас всегда было веселое, радостное настроение»
Ритуал прощания — дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки!»
(Слова можно произнести сначала шепотом, как секрет, а затем громко и весело.)