Занятие для педагогов с использование арт -терапии и символдрамы.
методическая разработка по теме

Макарова Евгения Александровна

Занятие с педагогами ДОУ "Деревья" из цикла "Помоги себе сам" с использованием коррекционых технологий: арт-терапии и символдрамы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_pedagogami.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов с элементами изотерапии и символдрамы "Деревья"        (из цикла «Помоги себе сам…»).

Цель:

  1. способствует формированию чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. позволяет прояснить личностные особенности, их положение в группе; способствует выявлению межличностных отношений,
  4. снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Материалы: лист бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Сегодня мы собрались для того чтобы расслабиться, снять напряжение, узнать что-то о себе. Для этого я предлагаю вам, расположиться так чтобы вы почувствовали себя максимально комфортно. Закройте глаза и слушайте мой голос.

  1. Релаксация.
  2.  Молчаливый образ «Дерево».

Относится к диагностическому и психотерапевтическому мотиву.

Проводится релаксация.

«Представьте себе какое-нибудь дерево, которое вы когда либо видели, либо которое рисует ваше воображение. Внимательно рассмотрите его. Что его окружает? Где оно находится?  Посмотрите на его ствол, листья. Подойдите к нему, потрогайте. Почувствуете его животом, спиной. Представьте себя этим деревом.  

Прокачка энергии для взрослых: Попробуй почувствовать, как корни берут энергию из земли, она движется вверх, сквозь ствол по ветвям  до самых листьев и выходит как кислород. Листочки набирают энергию солнца, она движется вниз по ветвям, сквозь ствол к корням и корни отдают ее земле.

Побудьте со своим деревом, столько, сколько ты хочешь. Располагай временем. Когда ты будешь готов, выбери место, где ты смог бы попрощаться со своим образом. Когда будешь готов, сожми руки в кулачках потянись и открой глаза.»

  1. Рефлексия.

- что было приятно?

- было ли что-то неприятное?

      5.   Индивидуальная работа:

Предлагаю вам нарисовать дерево какое вы увидели в образе или то которое для вас является значимым, оно может быть любым………

Педагоги рассматривают нарисованные деревья. Каждый участник может высказать своё мнение (помним о правилах работы в группе).

А теперь я немного расскажу вам о ваших деревьях  с целью узнать что-то о себе, каждый что-то для себя отметит примет или не согласится.

Психолог знакомит с  проективным графическим тестом «Дерево».  Он встречается в практике довольно давно, примерно с 19 века. Одним из первых исследователей применивший рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жуккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека и сделал необходимые выводы.

Интерпретация I ("типология рисунков") - общая характеристика человека.
Дерево с большим обилием плодов – что-то нужно отдать (внимание, любовь).

Береза – поиск себя.

Ива – депрессивные состояния.

Экзотические деревья, пальмы – истероидные проявления личности.

Дерево + маленькое дерево – акцентированное отношение к своим детям.

Деревья расширенные книзу – ограничение собственных потребностей.

Шишки, желуди – преемственность поколений.

Тяжелая крона – недостаточное доверие к окружающим.
Тип 1 - "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность. Иногда отражает защитную агрессию.
Тип 2 - "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".
Тип З - "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 - "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 - "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева.  Оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 - "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Тип 7 - "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 - "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 - "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными ветками и т. д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Интерпретация II ("психология деталей") - характеристика черт характера.

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения:
-  Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую".
- Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
- Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости.
- Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода.
- Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
- Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании.
- Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

  1. А теперь я предлагаю создать лес из наших деревьев.  Вырежьте свое дерево при помощи пальцев, оторвав по контуру дерева лишнюю часть рисунка.

Психолог обращает внимание  педагогов на лист бумаги, на котором уже нарисован фон в виде неба и поляны:

Представьте, что этот лист бумаги – поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее будет расти его дереву: среди других в лесу или в сторонке от всех на опушке леса. Выберите подходящее место и приклейте свое дерево.

       7.   Заключительный этап (вербализации и рефлексии):

Общий рисунок прикрепляют к мольберту, к стене, чтобы все могли рассмотреть получившуюся картину.  Педагог отмечает, что совместными усилиями и благодаря сотрудничеству, совместному творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую картину «Чудесный лес». Каждое дерево в нашем «чудесном лесу» не одиноко рядом с ним растет много других «деревьев - друзей»! Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг вас тоже друзья. Вы вместе «один за всех и все за одного»!

8.  Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для педагогов с элементами арт-терапии "Волшебный мир бабочки"

Занятие позволяет научить педагогов способам снятия психоэмоционального напряжения. Занятие было представлено в рамка краевого конкурса "Педагог-психолог Кубани 2013"...

Коррекционно-профилактическое занятие для педагогов с использованием сказкотерапии

Данное занятие направлено на решение следующих задач:Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятны...

Открытое занятие для педагогов с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича по теме «Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37           Открытое занятиедля педагогов с ис...

Конспект занятия для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»

В занятии раскрываются некоторые методы релаксации, которые воспитатель может использовать в работе с детьми....

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...