Коррекционно-профилактическое занятие для педагогов с использованием сказкотерапии
план-конспект занятия по теме
Данное занятие направлено на решение следующих задач:
Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.
Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний.
Развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы.
Расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_rabote_s_pedagogami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-профилактическое занятие для педагогов с использованием сказкотерапии
Цели:
создание благоприятного психологического климата в группе;
углубление процесса самопознания;
отработка умения психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние.
Данное занятие направлено на решение следующих задач:
Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.
Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний.
Развитие у педагогов умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению и поддержанию высокой психической, духовной и физической формы.
Расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи
Игра-приветствие: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).
Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.
Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!
(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.
“Счастливчики ... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании ...”.
(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!
(Метафора: метафора “нужности”, которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя “на самоубийство”, мы “сгораем”)
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …
(Бессознательные процессы)
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!
О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).
(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
Она упала в море.
“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью ... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец ...
Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко ... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны ... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать ... Здесь она была одна такая ..., единственная ... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)
(Метафора: Вода и шторм – метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …
(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью ..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес ..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).
Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.
(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью ... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.
(Метафора: торжество)
Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.
Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
Творческое задание «Прекрасный сад»
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование сказок в коррекционно - профилактической работе с целью решения проблем эмоциональной нестабильности у дошкольников»
Исользование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога ДОУ...
Занятие для педагогов с использование арт -терапии и символдрамы.
Занятие с педагогами ДОУ "Деревья" из цикла "Помоги себе сам" с использованием коррекционых технологий: арт-терапии и символдрамы....
Открытое занятие для педагогов с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича по теме «Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Открытое занятиедля педагогов с ис...
Конспект занятия для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
В занятии раскрываются некоторые методы релаксации, которые воспитатель может использовать в работе с детьми....
1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
Занятие для детей с использованием сказкотерапии "Красная шапочка"
Занятие 1.Оборудование: " Волшебный туннель" - два обруча с натянутой на них тканью; текст сказки Ш. Перро " К...
Занятие для детей с использованием сказкотерапии "Волшебный цветок"
quot; Волшебный цветок"- светильник в виде цветка из стекловолокна; кукла - персонаж любой сказки; "волшебные"предметы ( клубок, колечком пр.)...