Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии: «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у педагогов»
учебно-методический материал по психологии

Мешкова Елена Владимировна

тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_elementami_art.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии:

«Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у педагогов»

Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т.е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии

Задачи:

  1. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя вид арт-терапии – изотерапию, как одну из форм восстановления психологического состояния.
  2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: листы ватмана, цветные карандаши, коробка с цветными квадратиками, листы белой бумаги, ручки.

Ход тренинга

Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые, коллеги!

Сейчас у нас с вами состоится тренинг с элементами арт-терапии. Профессия педагога - одна из самых «нервных» и относится к категории «группы риска». Эмоциональное состояние вызывает тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание диструктивных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Это все приводит к стрессу, а в большинстве случаев – хроническому стрессу.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия мы сегодня с Вами будем использовать арт-терапию, активное слушание, диагностические методики, а также будем разбирать различные ситуации, анализировать и делать выводы.

Практически все упражнения, которые мы сегодня будем на себе пробовать, можно использовать с детьми, как в группе, так и рекомендовать совместную работу родителю с ребенком.

Но прежде чем мы приступим к выполнению разных упражнений, выберите себе любой цветной квадратик, который именно сейчас Вам понравился.

Упражнение 1. «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».

Упражнение 2. «Зажимы по кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.

Сядьте удобно. Сначала напрягаем левую руку, левую ногу. Затем правую руку, правую ногу. Обе ноги и обе руки. А теперь все тело. Расслабляемся.

Упражнение 3 «Лимон»

Цель: управление состояние мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжили» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя и теплотой в руках, а у кого-то и во всем теле.

Тест Фрейда. А сейчас мы пройдем с вами Тест З. Фрейда: «Ваше отношение к жизни». Эти восемь вопросов помогут Вам заглянуть в свой внутренний мир.

Возьмите лист бумаги и ручки. Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль. Только после того, как закончите отвечать на все вопросы – мы перейдем к результатам.

  1. Вы стоите на берегу и смотрите в морскую даль. Ваши чувства (можете закрыть глаза)
  2. Вы идете по лесу и смотрите себе под ноги. Быстро напишите ваши ощущения.
  3. Наблюдаете полет чаек. Что почувствовали?
  4. Вы встретили табун лошадей. Ваши ощущения.
  5. Вы идете по пустыне - впереди вырастает стена. В ней маленькое отверстие, за которым оазис. Что вы будете делать? (Запишите действие.)
  6. Вы очень хотите пить и вдруг увидели кувшин с водой. Что будите делать? (Ваши действия)
  7. Вы заблудились в лесу. Уже стемнело - и вдруг вы увидели дом, в нем горит свет. Ваши действия.
  8. Представьте, что вы оказались в сильном тумане. Что будете делать? (Как себя поведете)

РЕЗУЛЬТАТЫ. Написали? Отлично! А теперь посмотрите, что под каждым из вопросов подразумевал великий психоаналитик Зигмунд Фрейд:

  1. Ваше отношение к жизни, эмоции, ощущения.
  2. Ваше самочувствие в родной семье.
  3. Ваше отношение к женщинам.
  4. Ваше отношение к мужчинам.
  5. Ваша основная жизненная стратегия, цель. Как решаете свои проблемы.
  6. Ваша избирательность. Выбор партнера.
  7. Ваша готовность к замужеству/женитьбе.
  8. Ваше отношение к смерти.

Этот тест прекрасно нам говорит о том, что нам нужно всегда обращаться к нашим внутренним чувствам, чтобы понимать себя и свои желания, а не накапливать и подавлять любые недовольства, злость, обиду. Он показывает важность нашего правильного и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

А теперь перейдём к арт-терапии.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество. Существуют различные техники арт-терапии, их подбор осуществляется психологом индивидуально, в зависимости от целей вашей с ним работы. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное - разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

И сегодня мы выполним упражнение с помощью арт –терапии - изотерапия.

Упражнение 4 «Рисуем круги»

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол психолога (арт-терапевта).

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

#1053;арисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

#1047;атем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета.

#1054;бведите контуры рисунков.

#1057;оедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

#1047;аполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность.

#1044;алее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

#1057; согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

#1047;арисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Как вы себя чувствуете?»
  2. «Как ваше настроение сейчас?».
  3. «Расскажите о своем рисунке?»
  4. «Дополняли ли вы работы других участников?»
  5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

А теперь выберите себе ещё один цветной квадратик. У кого то цвет квадратика изменился?

Проанализируем их цвет.

- красный цвет отвечает увлечению;

- оранжевый – радости, веселью;

- желтый – светлому, приятному настроению;

- зеленый – спокойному состоянию;

- синий – неуверенности;

- фиолетовый – тревоге, напряжению;

- черный – смущению, скуке;

- белый – страху.

На этом наш тренинг подошёл к концу. Будьте здоровы, хорошего всем настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей с элементами арт-терапии в рамках родительского клуба «Рисуем на песке».

Цель: ознакомление родителей с техниками рисования на песке и игр с песком. Задачи:  познакомить родителей с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях,...

КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива», с использованием игровой и телесно-ориентированной технологии.

Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива.Задачи:Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами педагогического коллектива.Познакомить с играми и упражнениями на с...

Тренинг для воспитателей (с элементами арт-терапии и музыкотерапии) "Деревья-характеры"

Тренинг  для воспитателей (с элементами арт-терапии и музыкотерапии) «Деревья – характеры»Педагог-психолог: Шаповалова Анна Г...

тренинг для педагогов "Использование техник арт-терапии для сплочения коллектива"

Использование различных техник арт-терапии нашло широкое применение в педагогике, как в индивидуальной работе, так и групповой. Кроме того, применение техник арт-терапии может оказывать благоприятное ...

Мини-лекция "Использование приемом арт-терапии для восстановления психологичекого состояния у участников образовательного процесса"

Одним из эффективных методов коррекции психоэмоционального состояния человека в психологии и психотерапии является арт-терапия. Рассмотрим ее подробней....

Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии "Души прекрасные порывы"

Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии "Души прекрасные порывы"...