"Проектная деятельность в детском саду" сообщение-презентация для воспитателей ДОУ
презентация к уроку по теме
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 - 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффетивных средств обучения и воспитания. Использование в работе проектной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, детей, специалистов ДОУ. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, умения, навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 «Звездочка»
г.Ртищево Саратовской области»
«Проектная деятельность в детском саду»
Сообщение - презентация
Ольховая Ольга Михайловна
Воспитатель 1 квалификационная категория
Г. Ртищево
2013 г.
Проектная деятельность в детском саду
1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов
6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов
- Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
- Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
- Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
- Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.
Содержание проекта | Развивающая среда | Методическое обеспечение | Детская и семейная продуктивная деятельность. |
15. В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и используются разные виды проектов:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- творческие;
- исследовательские
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.
Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина – Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц;. «Осенняя пора», «Книжкина неделя»
Индивидуальные: «Зверье мое», «»Моя семья»
Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба», «Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др
Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы любим спорт»
Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Мама - слово-то какое!».
Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой.
Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.
16 – 18. Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий, среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда, воспитать бережное отношение к хлебу
19 – 20. Проект «Разноцветная клумба» ( долгосрочный, межгрупповой, экологический, познавательно – творческий) Цель: решать задачи экологического образования детей через трудовое воспитание)
21, 22, 23. Проект «Если хочешь быть здоров» (долгосрочный, межгрупповой, исследовательский). Цель: воспитание навыков здорового образа жизни.
24. Проект «Нам на улице не страшно» (среднесрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный). Цель: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице, правилах дорожного движения.
25. Проект «Мама – слово-то какое!» (среднесрочный, творческий, групповой) цель: формировать уважительное отношение к семейным ценностям, воспитывать любовь к маме; развитие творческих способностей.
26, 27. Проект «Осень золото роняет» (среднесрочный, творческий, межгрупповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.
28, 29. Проект «Космонавты живут на Земле» (среднесрочный, комплексный, познавательно – творческий, межгрупповой). Цель: воспитание нравственных и патриотических чувств через ознакомление с историей Отечества; развитие художественно-творческих способностей.
30, 31. Проект «Мир - это главное слово на свете…» (среднесрочный, межгрупповой, познавательно- творческий). Цель: формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа, воспитание патриотических чувств
32. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
33.
Литература.
1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010
3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2
4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Проектная деятельность в детском саду. Консультация для воспитателей.
Проектная деятельность в детском саду.Консультация для воспитателей....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.
В данной статье описаны основные аспекты организации проектной деятельности в дестком саду....
Проектная деятельность в детском саду. Памятка для воспитателей.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей....