Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
методическая разработка на тему

Широбокова Евгения Юрьевна

Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_proektam_i_eksperimentam.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования»

Задачи:

  • Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей (метод проекта, формы и виды проектов, детское экспериментирование);
  • Способствовать формированию творческого мышления педагогов;
  • Совершенствовать навыки принятия коллективных решений;
  • Корректировать те или иные недостатки  в работе педагогов;
  • Создавать условия для обмена педагогическим опытом;
  • Оказывать помощь начинающим воспитателям в организации проектной деятельности;
  • Сблизить педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы.

Участники делятся на две команды и занимают места за круглыми столами. Выбираются 3 члена жюри.

Ход деловой игры:

  1. Вступительное слово ведущего и представление членов жюри.
  2. «Блиц-опрос»: отвечает команда, которая первой подняла флажок. В конце тура жюри оценивает команды по количеству правильных ответов.
  • Что такое метод проектов? (метод проектов – это способ достижения  дидактической цели  через детальную разработку  проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели ) 
  • Расскажите о преимуществах и недостатках метода проектов (практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем; повышение профессионального уровня педагогов; развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса – дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой, с воспитателем; метод делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем; активное взаимодействие между всеми участниками проекта; недостатки - невысокая игровая составляющая);
  • Дайте классификацию проектов по доминирующей деятельности (исследовательский, исследовательско-творческий, ролевой, игровой, информационный, практико-ориентированный, творческий; исследовательско-творческие - дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы; информационно-практико-ориентированные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие - оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
  •   Дайте классификацию проектов по количеству участников (индивидуальный, групповой, коллективный (в рамках ДОУ);
  • Дайте классификацию проектов по продолжительности (краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели); среднесрочные (1–3 месяца); долгосрочные (полгода, 1 уч. год);
  • Дайте классификацию проектов по предметно-содержательной области (по содержанию) (монопроект - в рамках одной области знаний; межпредметный (интегративный) проект (интеграция 2 и более образовательных областей);
  • Расскажите о структуре проекта (проектная деятельность включает в себя задание для детей, сформулированное в виде проблемы, целенаправленную детскую деятельность, формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта);
  • Опишите этапы работы над проектом (целеполагание - воспитатель выносит проблему на обсуждение детям ,педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; разработка проекта - план деятельности по достижению цели; выполнение проекта – практическая часть; подведение итогов – презентация, определение задач для новых проектов);
  • Перечислите условия организации «Центра экспериментирования» (размещается подальше от игровых зон; деятельность осуществляется под руководством воспитателя; стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей; располагается вблизи источника света; соответствующая высота размещения оборудования);
  • Расскажите о видах и содержании деятельности детей в «Центре экспериментирования» в младшей группе (экспериментирование с зеркалом, магнитом, фонариком – солнечные зайчики, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов; игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ – переливание воды из одного сосуда в другой; дети 2-3 – виды экспериментов - плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов); в старшей группе (игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ; различные виды экспериментов);
  • Перечислите содержание развивающей предметно-пространственной среды в «Центре экспериментирования» (младшая группа – камни, земля, глина, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, волшебный мешочек, маленькие зеркала, мыльные пузыри, магниты, фонарики, бумага, трубочки; старшая группа – земля разного состава, песок, глина, камни, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, увеличительное стекло, маленькие зеркала, магниты, фонарики, бумага, трубочки, набор для экспериментирования с песком, водой).

  1. Каждая команда получает список слов и словосочетаний, которые необходимо отнести к следующим понятиям:

Атрибуты для проекта

Формы организации проекта

Результаты проектной деятельности (презентации)

  • Альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц.
  • Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта.
  • Придуманные и созданные детьми игры и пособия.
  • Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д.
  • Экскурсия.
  • Викторина.
  • Художественная деятельность.
  • Аукцион.
  • Выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.).
  • Презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок.
  • Выставка работ детей на тему проекта (по сезонам года).
  • Фотоальбомы.
  • Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе.
  • Коллекция изделий.
  • Детское экспериментирование: опыты.
  • Организация народных игр и хороводов по теме проекта.
  • Подготовка экспозиции для музея ДОУ.
  • Викторина.
  • Экспозиция в музее ДОУ: изделия из..., фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты.
  • Развлечение (участие детей, воспитателей, родителей).
  • Экологические плакаты.
  • Парад плакатов.
  • Коллаж для украшения группы.
  • Коллекция поделок (совместная работа детей и родителей).
  • Альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток.
  • Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми.

  1. Командам предлагаются карточки с описанием опытов. Задание: определить, к какой возрастной группе относится каждый эксперимент.

  1. Домашнее задание педагогов. Презентация проекта.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...