Проектная деятельность в детском саду. Консультация для воспитателей.
консультация (старшая группа) на тему
Проектная деятельность в детском саду.
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_konsultatsiya_2017-18.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все в этом мире происходит впервые: и солнце светит, идет дождь, страх и радость.
Поэтому всем хорошо известно, что детей называют «почемучками»
Естественно самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы – в этом ему помогают взрослые.
Именно с целью помочь ребенку лучше познать окружающий его мир в дошкольных учреждениях широко используется метод проблемного обучения – или так называемый проектный метод обучения.
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.
Один из основоположников этого метода У. Кильпатрик считал, что проект предполагает «энергичную от всего сердца деятельность»
«Что я знаю,
Что я хочу узнать,
Для чего мне это надо,
Где я могу это узнать
И как применить» - вот основной тезис своевременного понимания метод проектов.
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.
Так, например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит детей с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве.
По продолжительности проекты бывают:
- краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня)
- длительными (от 1 месяца до 3 месяцев)
- долгосрочными ( в течении всего учебного года)
Работа над проектом включает в себя составляющие обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
- Постановка цели
- Поиск реализации проекта
- Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта
- Организация познавательной, предметной и развивающей среды;
- Определение направлений поисковой и практической деятельности;
- Работа над частями проекта;
- Коллективная реализация проекта, его демонстрация
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников
- по целевой установке
- по тематике
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов.
Ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)
Исследовательско-творческие – (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)
Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты:
«Мои любимые игрушки»
«Азбука здоровья»
Значимы и другие виды проектов:
Комплексные: «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо столетий»
Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»
Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Наш Казахстан»
Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Познай себя» , «Подводный мир», « Сказки о любви»
Индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундучка», « Я и моя семья», « Сказочная птица»
Исследовательские: «Питание и здоровье», «Дыхание и здоровье»
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является прежде всего развитие творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачами развития являются:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте – это:
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (весте с педагогом)
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей.
Задачами исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте являются:
- формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствовавшие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
Советы по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивизацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию доступную для их понимания с опорой на детский опыт (личный)
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотрудничества с ребенком используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение, фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта – следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.д.
Таким образом метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в детском саду. Консультация.
В презентации размещены материалы по основным направлениям проектной деятельности в детском саду. Описаны виды детских проектов....
Проектная деятельность в детском саду (консультация для педагогов)
В наше время перемен и реформ дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми....
Проектная деятельность в детском саду. Консультация для родителей
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками совместно с родителями комплекс действий, завершающихся созданием творческого проду...
Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.
В данной статье описаны основные аспекты организации проектной деятельности в дестком саду....
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ( консультация для педагогов)
Консультация для педагогов...
Проектная деятельность в детском саду. Памятка для воспитателей.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей....
Проектная деятельность в детском саду - Консультация для родителей
Проектная деятельность в детском саду...