Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.
статья
В данной статье описаны основные аспекты организации проектной деятельности в дестком саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dubova.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дубова Л.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 43 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.
На современном этапе развития образования использование проектной деятельности в образовательном процессе получило значительное распространение. Проект предъявляется как способ организации деятельности, а не ее предмет, из чего следует, что невозможно говорить о занятиях по проектированию. Проект – это предварительно распланированная и поэтапно осуществляемая практическая деятельность с реализацией поставленных целей, помогающая ребенку в освоении окружающей среды. Деятельность эту организует педагог. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Кроме этого, проектная деятельность повышает самостоятельную познавательную инициативу и активность детей, способствует повышению творческого потенциала и совершентсвованию логического мышления, формирует умения детей без помощи взрослых, различными способами отыскивать информацию об интересующем предмете или явлении. В проектной деятельности меняется позиция воспитателя: из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской, творческой деятельности дошкольников.
Проектная деятельность содержит:
- задачу для детей, оформленную в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- набор форм взаимного действия детей с воспитателем и между собою;
- обнаруженный детьми способ решения проблемы проекта в качестве результата деятельности.
Проектная деятельность, в зависимости от направления, приобретает познавательно-исследовательский, игровой или творческий характер. По времени проекты, длящиеся от одной недели до нескольких месяцев, называют краткосрочными, а от полугода до нескольких лет – долгосрочными. Проекты по количеству участников могут быть: индивидуальные, парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя); групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями); коллективные (в проекте участвуют все дети группы); массовые.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендованы недолгие по длительности и элементарные по итогам деятельности тематические мини - проекты, осуществляемые при активном содействии родителей или вместе с ними.
Так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Мои любимые игрушки», «Русские народные сказки» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!»,
- межгрупповые: «Математические соревнования», «В мире животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»,
- групповые: «Познай себя», «Любимые сказки», «Подводный мир»,
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»,
- исследовательские: «Мир воды», «Питание и здоровье»
Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик.
1. Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей. В выборе темы проекта необходимо идти, ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком.
2. Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуально, личностно и эмоционально значимой для них
3. Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей (фронтальные, групповые, индивидуальные и т. д.)
4. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, художественной). Такая характеристика является типичной для интегрированных проектов.
5. Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта. В зависимости от активности родителей, их желания участвовать в жизни дошкольного учреждения ищутся возможности их вовлечения в проектную деятельность.
6. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми. Необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта.
Как показывает практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектной деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, можно создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому важно стремиться учить не всему, а главному, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Организация проектной деятельности в детском саду: система работы.
Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает воз...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...
Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)
Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
Организация проектной деятельности в детском саду...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельнос...