Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.
методическая разработка по теме
Приёмы снятия внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации детей. Приводится перечень мультфильмов с указанием решаемых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_multfilmy.doc | 143.55 КБ |
multfilmy_dlya_ispolzovaniya_na_zanyatiyah.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада.
Побединская Ирина Викторовна, воспитатель.
Наблюдения за жизнью детей в ДОУ наталкивают на мысль, что родители и педагоги много времени и усилий тратят на то, чтобы ребёнок овладел некоторой суммой знаний, умений и навыков. При этом ставятся задачи развивающего характера, но они касаются развития перцептивных процессов и интеллекта. Наших детей учат мнемотехническим приёмам, развивают внимание и мышление, учат классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и т.п.. Педагоги дополнительного образования и психологи ДОУ занимаются по сути тем же. Всё это конечно неплохо и несомненно решает задачи подготовки ребёнка- дошкольника в школьному обучению. Однако, задачи освоения ребёнком собственного внутреннего пространства, отработки личных переживаний, коррекции уязвимых свойств личности остаются на вторых, а то и на третьих позициях. Многолетний опыт наблюдения за успешностью непосредственно образовательной деятельностью у детей показывает, что дошкольники, имеющие проблемы личностного характера, хуже усваивают учебный материал, имеют низкую мотивацию достижений, часто болеют, выдают неадекватные реакции, затрудняющие получение результатов как у них, так и у всей группы в целом. Если родители игнорируют наличие у ребёнка «зон фрустрации» и вместо того, чтобы оказать малышу поддержку, увеличивают его загруженность занятиями «интеллектуальной» направленности, симптомы неуспешности у ребёнка могут усиливаться. В таком случае воспитатели отмечают у ребёнка усиление проявлений тревожности, двигательной расторможенности, агрессивности и т.п. С моей точки зрения, в «группу риска» попадают дети, имеющие следующие проблемы:
- Гиперактивность
- Высокая тревожность, повышенная чувствительность.
- Застенчивость, неуверенность в себе.
- Проживание в стеснённых или неблагоприятных бытовых условиях.
- Перенёсшие психотравмирующую ситуацию ( смерть близкого человека, переезд, развод родителей, насилие, несчастный случай , серьёзное заболевание или травма и т.п.)
- Недавнее рождение братьев или сестёр.
- Наличие психосоматических заболеваний и симптомов ( ДЖВП, энурез и энкопрез, астма, нейродермит, гастрит, головные боли и боли в животе неясного происхождения, часто болеющие).
- Плохой сон и ( или) аппетит.
- Агрессивность.
- Замкнутость, неразговорчивость.
- Истерические реакции.
- Страхи.
- Невротические привычки ( грызёт ногти, шмыгает носом, занимается онанизмом и т.п.)
- Плаксивость.
Говоря о «группе риска», я имею в виду, что именно этим детям необходимо создавать в первую очередь благоприятные психологические условия . Такие условия для отреагирования внутренней напряжённости могут создаваться воспитателем в группе детского сада. Основные приёмы- это создание ситуации поддержки, любви и принятия ребёнка ( как со стороны воспитателя, так и со стороны детей группы), проведение психогимнастических упражнений, создание условий для отреагирования фрустрации, гнева и обиды ( уголок гнева), обучение ребёнка выражению своих чувств ( как через вербализацию, так и через рисование, лепку и др.виды деятельности), обеспечение для воспитанника достаточной физической активности в течении дня ( например, стимулировать его к занятиям в спортивном уголке, участию в утренней гимнастике, физкультминуткам, подвижным играм на прогулке и т.п.).
Наряду с этими, довольно часто используемыми методами, я применяю в своей практике работу с мультфильмами. Как известно, мышление дошкольника наглядно- образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций ( в том числе- психокоррекционных) жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Малыши воспринимают мультфильмы, как реальные истории и интегрируют их в свой собственный опыт практически без сопротивления психологических защит. Поэтому мультфильмы можно использовать как при работе с личным психотравмирующим опытом ребёнка, так и для выработки у него желаемых форм поведения ( нравственных норм). При работе с мультфильмами я использую следующие формы работы:
- Совместный просмотр с параллельным комментированием мультфильма воспитателем ( расставление акцентов, вопросы на осмысление).
- Приём « что будет дальше?»- в режиме « стоп- мультфильм» с целью активизации личного опыта ребёнка, личностного включения в ситуацию мультфильма.
- Проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям.
- Придумывание нового конца для истории . Например, в конце отрицательный герой исправляется ( если этого не происходит по ходу сюжета).
- Изменение характера персонажей при проигрывании ( театрализации) сюжета. Например, «сыграйте эту сцену так, как будто у Бабы Яги болит зуб»)- ломка стереотипов.
- Рисование персонажей мультфильма.
- Написание письма какому-нибудь персонажу.
- Вопросы типа « А в твоей жизни было так же»? « А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т.п.
При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:
- Развитие уверенности в себе.
- Отработка негативных переживаний.
- Работа со страхами.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие сознания и самосознания.
- Развития умения психологического анализа поведения окружающих
- Развитие произвольного поведения
- Отработка агрессии.
- Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциях окружающих.
- Нравственное развитие.
- Развитие терпимости, толерантности.
- Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.
- Развитие чувства юмора.
Для целей психокоррекции и профилактики я использовала следующие мультфильмы:
№ | Название | Возрастная группа | Задачи (нумерация из перечня задач) |
1. | Мешок яблок | Ст, мл | 9,3,4,5,6,13 |
2. | Когда зажигаются ёлки | Ст, мл | 3, 4,5,6 |
3. | Лесные путешественники | Ст, мл | 3,4,5,6 |
4. | Пластилиновая ворона | Ст | 9,13 |
5. | Сказка о потерянном времени | Ст | 5,6,7 |
6. | Крошка Енот | Ст, мл | 3,5,6 |
7. | Вовка в тридесятом царстве | Ст | 10, 5,6,13 |
8. | Дудочка и кувшинчик | Ст, мл | 10, 5,6 |
9. | История о девочке, которая наступила на хлеб | Ст, мл | 10, 5,6 |
10. | Сладкая сказка | Ст, мл | 10,5,6,13 |
11. | Заяц, который любил давать советы | Ст, мл | 10,5,6 |
12. | Лошарик | Ст, мл | 11, 1, 5,6 |
13. | Рики- Тики- Тави | Ст | 3,5,6 |
14. | Хочу быть отважным | Ст, мл | 3,5,6 |
15. | Мама для мамонтёнка | Ст, мл | 5,6,9,10 |
16. | Возвращение блудного попугая | Ст, мл | 6,10,11,13 |
17. | Дядюшка Ау | Ст, мл | 3,6 |
18. | Как старик корову продавал | Ст | 4,6,13 |
19. | Аленький цветочек | Ст | 3,4,6,10,11 |
20. | Домовёнок Кузя | Ст, мл | 3,4,6,10,11 |
21. | Опасная шалость | Ст,мл | 6,10,11 |
22. | Можно и нельзя | Ст,мл | 6,10,11 |
23. | Стрекоза и муравей | Ст,мл | 6,10,11 |
24. | Мишка- задира | Ст,мл | 6,10,11 |
25. | Самый-самый-самый-самый | Ст,мл | 6,9 |
26. | Ёжик должен быть колючим? | Ст, мл | 1,11,12,6 |
27. | Голубой щенок | Ст,мл | 1,11,12,6 |
28. | Ивашка из дворца пионеров | Ст, мл | 3,5,6,13 |
29. | Потерялась внучка- | Ст, мл- | 3,4,6 |
30. | Конфликт | Ст | 3,4,6,8 |
Предварительный просмотр:
Мультфильмы, используемые в ходе групповых занятий:
Педагог- психолог Побединская Ирина Викторовна
При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:
- Развитие уверенности в себе.
- Отработка негативных переживаний.
- Работа со страхами.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие сознания и самосознания.
- Развития умения психологического анализа поведения окружающих
- Развитие произвольного поведения
- Отработка агрессии.
- Развитие эмоциональной сферы..
- Нравственное развитие.
- Развитие терпимости, толерантности.
- Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.
- Развитие чувства юмора.
№ | Название | Задачи (нумерация из перечня задач) | Адрес в сети |
Мешок яблок | 9,3,4,5,6,13 | ||
Когда зажигаются ёлки | 3, 4,5,6 | ||
Лесные путешественники | 3,4,5,6 | ||
Крошка Енот | 3,5,6 | ||
Дудочка и кувшинчик | 10, 5,6 | ||
Сладкая сказка | 10,5,6,13 | ||
Лошарик | 11, 1, 5,6 | ||
Рики- Тики- Тави | 3,5,6 | ||
Хочу быть отважным | 3,5,6 | ||
Мама для мамонтёнка | 5,6,9,10 | ||
Дядюшка Ау | 3,6 | ||
Аленький цветочек | 3,4,6,10,11 | ||
Опасная шалость | 6,10,11 | ||
Можно и нельзя | 6,10,11 | ||
Голубой щенок | 1,11,12,6 | ||
Ивашка из дворца пионеров | 3,5,6,13 | ||
Потерялась внучка | 3,4,6 | ||
Конфликт | 3,4,6,8 | ||
Динозаврик | 1,6,11,12 | ||
Крылья, ноги и хвост | 11,12 | ||
Варежка | 6,10,12 | ||
Принцесса и людоед | 4,6,9,13 | ||
Волк и телёнок | 6,10,12 | ||
Лунтик | |||
Крыжовник | 4,6,9, | ||
Конкурс чтецов | 4,6,9, | ||
Ссора | 4,6,9, | ||
Задание | 4,6,9, | ||
Секрет победы | 4,6,9, | ||
Отважный герой | 4,6,9, | ||
У меня всё получится | 4,6,9, | ||
Страх | 4,6,9, | ||
Клава | 4,6,9, | ||
Талант | 4,6,9, | ||
Маленький, да удаленький | 4,6,9, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»
Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Мастер-класс по сказкотерапиис элементами тренинга для педагогов...
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ. «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностны...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...