Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс по сказкотерапии
с элементами тренинга для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihokorrektsionnaya_rabota_s_detmi.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Психокоррекционная работа
педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Мастер-класс по сказкотерапии
с элементами тренинга для педагогов
Подготовил:
педагог-психолог Е.В.Анохина
Троицк
2018
Добрый день, уважаемые коллеги.
Все мы, в своей профессиональной деятельности, ведем работу в коррекционном направлении, а именно работу с детьми с ОВЗ.
И ни для кого не секрет, что работа с такими детьми порой сложная и требует определенного индивидуального подхода к каждому ребенку.
Существует достаточное множество методов и форм инновационной работы с детьми с ОВЗ, но как же обойтись без наших любимых и добрых сказок, которые сопровождают детей с самого их рождения.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети очень любят слушать сказки.
Сказкотерапию применять в своей работе актуально, т.к. она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
В своей работе, я также использую метод сказкотерапии и сегодня, хочу продемонстрировать вам фрагмент занятия.
Разыгрывание сказки «Волчонок в детском саду» (подготовительная группа)
Психолог: Однажды, волчонок забрел в детский сад лесных зверушек. Увидел волчонок, что лисички строят башню из кубиков, подбежал и разломал ее.
Волчонок: Вот вам, чтобы знали! Не нравится мне ваша башня!
Психолог: Закрыли лисята лицо лапками и заплакали. А волчонок уже направился к ежикам, которые играли в мяч.
Волчонок: Достаточно вам играть! А ну, отдайте мне мяч, говорю!
Психолог: И волчонок силой отнял у ежат мяч. Ежики расстроились, вздохнули тяжело.
А сердитый волчонок уже заприметил зайчат, которые весело прыгали, взявшись за лапки.
Волчонок: А ну, убирайтесь отсюда! Малявки! Устроили тут веселье! Сейчас как дам вам этим мячом!
Психолог: Испугались зайчата, задрожали. Да и попрыгали прочь от злого волчонка
Вместе с ними оставили любимый детский сад и другие звери, ведь с появлением сердитого гостя здесь стало неприятно. Остался волчонок один и загрустил.
Обсуждение сказки с детьми
— Как вел себя волчонок в лесном детском саду?
— Как вы думаете, кому-нибудь из зверушек волчонок понравился?
— Кто из вас хотел бы иметь друга, похожего на волчонка?
— Почему он загрустил в конце сказки?
— Как вы думаете, почему волк остался наедине со своей злостью?
Психолог: Конечно, зверьки могли бы ответить волчонку злостью: рассердиться и вместе прогнать его. И пошел бы он дальше, снова делая свои пакости. Но все же совсем немного нам жаль неразумного волчонка. Правда? И видимо всем бы хотелось, чтобы он изменился: стал хорошим и вежливым, приветливым и дружелюбным. Тогда наш волчонок нашел бы новых друзей, а сказка о нем стала бы доброй и веселой.
Давайте волчонку поможем избавиться от своей злости.
Творческая переработка сказки
Звери дружно приглашают волчонка к совместным играм и совместной деятельности в детском саду. Волчонок благодарит зверей, просит у них прощения и присоединяется к ним.
Игровые двигательные упражнения
Психолог: И в знак благодарности вежливому волчонку, решили звери водить вокруг него веселый и дружный хоровод.
Психолог: Вот как все хорошо закончилось. От тепла и доброты даже небо прояснилось: расступились сердитые серые тучи, и появилось солнышко, которое каждому подарило ласковый теплый лучик. (солнце на экране)
Дети прощаются с гостями и выходят.
Вот такая работа, проходит на занятиях с детьми. Лучше всего воспринимается сказка и понимается ее мораль и смысл, детьми 5-7 лет, когда они сами погружаются в нее.
Если у вас есть вопросы, я готова на них ответить.
Тренинг для педагогов
Уважаемые коллеги, я приглашаю ко мне 4 смелых. Мы ведь тоже дети, пока работаем с детьми. И я предлагаю вашему вниманию мастер-класс для педагогов.
Ход мастер-класса:
Я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?
(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.)
«Путешествие» (медитация)
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
Ведущая: А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то, хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
«Создание Сказочной Страны» (коллаж)
Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то, хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».
Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается несколько минут.
Пока участники делают коллаж, психолог раздает всем остальным буклеты.
Ведущая: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны.
Ведущая: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна.
Проводится обсуждение.
Вопросы:
• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
• Удовлетворены ли вы своей работой?
• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
Заключение.
Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой – не забывает о том, что герой сказки – это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.
Удачи на сказочном пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психокоррекционная работа с детьми
Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностик, по запросам родителей, по наблюдениям. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обсле...
Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)
Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...
Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).
Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за...
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...
Психокоррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я тебя понимаю». «Эти разные, разные люди»
Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие помогает развивать психические процессы, эмоционально...
Программа психокоррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сферах.
Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Программа по коррекции познавательной сферы.П...