Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»
учебно-методический материал по психологии
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Песок хороший медитативно - расслабляющий материал, который гармонизирует состояние ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_dlya_pedagogov.docx | 588.79 КБ |
svetovoy_stol_v_rabote_pedagoga_-_psihologa.pdf | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
«Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»
Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техникой рисования песком на световом столе.
Задачи:
- способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми;
- содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность;
- вызвать чувство эмоционального комфорта, снижение эмоционального напряжения.
Ход мастер-класса:
Выступление педагога – психолога сопровождается презентацией (Слайд 1,2)
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно арт-терапия позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
Преимущества метода арт-терапии:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в
- социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются
- безопасными способами разрядки напряжения;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся
- непреодолимыми;
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и
- порядка;
- развивает и усиливает внимание к чувствам;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности,
- повышает художественную компетентность.
Виды арт – терапии (слайд 3):
- Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
- Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором
используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие;
- Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
- Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для
каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может
выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью
игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка,
ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
- Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для
исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;
- Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию
творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для
гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру,
способствует развитию культуры ребенка.
(Слайд 4) Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Потенциал песка (Слайд 5):
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний.
Песок хороший медитативно - расслабляющий материал, который гармонизирует состояние ребенка.
В дошкольном возрасте все еще большинство детей остаются кинестетиками, у которых ведущим каналом развития являются разного вида ощущения.
Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить.
Задачи, решаемые в коррекционной работе (Слайд 6):
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
- Снятие мышечного напряжения.
- Игры с песком помогают ребенку чувствовать себя защищенным.
- Развитие активности, расширение жизненного опыта.
- Стабилизация эмоционального состояния.
- Развитие внимания и произвольности действий.
- Развитие творчества детей.
- Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
- Способствование расширению словарного запаса.
Способы засыпания поверхности стола (Слайды 8-10):
- Просеивание
- Расхлопывание
- Дождик
- Торнадо
- Волна
Способы рисования (Слайды 11-15):
1. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачек и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.
2. Для рисования объектов наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.
3. Особенности техники изображения: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, «отсечение» лишнего, высыпание из кулачка.
Материалы для рисования (Слайды 16-17):
- Ситечко
- Кисти
- Линейки
- Массажный мячик
- Кондитерский шприц
- Трубочки для выдувания
- Трафареты
- Декоративных украшений
Игрушки для песочной терапии.
- Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
- Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
- Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
- Сказочные персонажи добрые и злые.
- Украшения, камешки.
Знакомство со свойствами песка является обязательным элементом до начала работы с ним. Это помогает ребенку установить контакт с песком, снять механизмы психологических защит, погрузиться в безопасное состояние контроля своих действий.
Проведение мастер-класса за световыми столами
Упражнение «Здравствуй, песок!»
«Из ладошки на ладошку
Сыпется песочек.
Поиграю с ним немножко –
Пусть меня щекочет».
Упражнения:
- Дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Легко/с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
- Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
- Перетереть песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае для детей можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …».
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Упражнение «Песочный дождик»
- Ребенок медленно/быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Физкультминутка “Рыбки” - имитация движений рыбок в воде:
Рыбки плавали, плескались волнообразные движения ладоней
В мутной тепленькой воде: ребро ладони касается песка
То сожмутся, разожмутся, сжимаем и разжимаем руку в кулак
То зароются в песке. закапываемся пальчиками в песок
Упражнение «Необыкновенные следы»
1. «Идут медвежата» - дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» - дети расслабленными/напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» - дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Свободное рисование и украшения рисунка под релаксационную музыку (Слайд 18)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»
Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...
Мастер-класс для педагогов "Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста
Мастер-классдля педагогов...
Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"
В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми»
Ознакомление педагогов с возможностями дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» для дальнейшего применения по развитию воображения у детей....
Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....