ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
методическая разработка на тему
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_obuhova_n.a.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для воспитателей ДОО
«Подходы и методики использования информационных технологий как инструмента создания развивающей среды в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ В РАБОТЕ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Мы живем в веке информации. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования.
Использование информационно– коммуникационных технологий становится нормой для образовательного процесса дошкольных организаций. Постоянно меняющаяся ситуация в информационном пространстве современного мира предъявляет свои требования к педагогам и специалистам ДО. Старые формы работы не могут в полном объеме обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Непрерывный рост психологических проблем в дошкольном образовании, повышение требований к качеству и к количеству выполняемой педагогом-психологом работы со стороны аттестационной комиссии, администрации, родителей, педагогов, приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются в работе педагога-психолога в различных направлениях.
1. Методическая работа.
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.
При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру для релаксации( «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Большую часть времени педагога-психолога отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку психологу приходят ИКТ. Использование компьютерных дисков с набором тестов облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, которое можно распределить на другие сферы деятельности, например: наблюдение за детьми в игровой деятельности.
Проведение компьютерной психодиагностики имеет следующие явные преимущества:
первое, и немаловажное, — это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами;
второе — широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обусловливает более полное восприятие информации;
третье — возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, интересы и т.д.);
четвертое — интерактивность компьютерных программ и др.
При проведении групповой диагностики используя ИКТ, психолог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ.
3. Работа с коллегами
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития самого психолога: возможность находить в Интернете электронные учебники, статьи по необходимой тематике, знакомство с новостями психологических исследований, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций, выбинаров. Использование информационных интернет – ресурсов.
Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
4. Работа родителями ДО
Родители с удовольствием посещают собрания и воспринимают информацию в виде презентаций, слайд фильмов, где отражены разные виды деятельности детей. Стенды в кабинете любого специалиста, как и в детской группе, требуют постоянного обновления, и всегда это поиск новых идей в сети Интернет.
На сайте детского сада родители могут задать вопрос по проблемам развития, обучения и воспитания детей. Также на сайте ДОО есть страничка педагога- психолога, где постоянно обновляется информация для родителей: консультации, памятки.
Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
обогащение кругозора;
помощь в освоении социальной роли;
формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
ДОКЛАД
из опыта работы
по теме:
«Использование средств современных ИКТ
в работе
педагога – психолога ДО»
педагог- психолог
МКДОУ ЦРР-детский сад №5:
Обухова Н.А.
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...
доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"
Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выполнила:С. А. Со...
Доклад из опыта работы на тему: "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"
Презентация доклада на тему : "Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей 2-3 лет"...
Доклад из опыта работы на тему «Система работы с детьми по ОБЖ по средствам народного творчества»
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: но, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особ...
Доклад из опыта работы на тему: «Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников в вопросах формирования ЗОЖ»
Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...