Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Клинова Вероника Владимировна

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.

 

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»

Коррекционная работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:

диагностическая работа,

коррекционно-развивающая работа,

профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

особенности контакта ребёнка;

эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

эмоциональная подвижность;

особенности общения;

реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторной функции.

Коррекционно-развивающее направление

Структура коррекционно-развивающего занятия

Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Психо-коррекция познавательных процессов

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам,учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Примером могут быть следующие игры,которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».

Формирование пространственных и временных представлений об окружающем

освоение пространства собственного тела

уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

определение пространственных направлений по отношению к себе

определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

пространственная ориентация на листе бумаги.

Формирование математических представлений

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).

элементарные логические игры, задачи,

упражнения на классификацию,

задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,

дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений, построение сериационных рядов.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.

Куклотерапия

В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Игротерапия

Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Развитие игровой деятельности

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

Развитие мелкой моторики

гимнастика в стихах,

игры с палочками,

игры с шариками,

самомассаж пальчиков,

массаж пальчиков массажером.

штриховка,

работа с трафаретами.

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

дорисовка;

волшебные узоры.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 654321.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.

 

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»

Коррекционная работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:

диагностическая работа,

коррекционно-развивающая работа,

профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума  определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

особенности контакта ребёнка;

эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

эмоциональная подвижность;

особенности общения;

реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторной функции.

Коррекционно-развивающее направление

Структура коррекционно-развивающего занятия

Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Психо-коррекция познавательных процессов

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам,учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Примером могут быть следующие игры,которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».

Формирование пространственных и временных представлений об окружающем

освоение пространства собственного тела

уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

определение пространственных направлений по отношению к себе

определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

пространственная ориентация на листе бумаги.

Формирование математических представлений

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).

элементарные логические игры, задачи,

упражнения на классификацию,

задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,

дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений, построение сериационных рядов.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.

Куклотерапия

В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Игротерапия

Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Развитие игровой деятельности

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

Развитие мелкой моторики

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

• штриховка,

• работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка;

• волшебные узоры.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.

Приёмы снятия  внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Мастер-класс по сказкотерапиис элементами тренинга для педагогов...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....