Выступление по теме : "Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"
материал (старшая группа) по теме
Материал состоит из двух частей. Первая часть теретическая, во второй части представлен практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_po_teme.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Вишенка» г. Ртищево Саратовской области»
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность
в старшем дошкольном возрасте»
Подготовил:
воспитатель первой категории Оськина О.Ю.
2013 год
1
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором. Для него это прежде всего возможность личностной самореализации посредством активного освоения и воспроизведения исследовательского опыта.
2 Девиз программы «Детство» - Чувствовать, Познавать, Творить.
Программа «Детство» ориентирует воспитателей на развитие у старших дошкольников интереса к природе, желания активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное, экологически целесообразное отношение к живой и неживой природе. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач.
3
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов.
3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными объектами, материалами с учетом
избирательности и предпочтений детей.
4. Стимулировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, установлению связей, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Способность использовать наблюдение как самостоятельный способ познания, применять в нем сенсорные и интеллектуальные способы, планировать его, формулировать выводы по содержанию;
- Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений (опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения), способность делать выводы, маленькие открытия;
- На основе сравнения классифицировать объекты и явления по существенным признакам;
- Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия;
- Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций; устанавливать связи разной степени сложности и содержания
- Умения связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;
- Использовать речь- доказательство.
5
Исследовательская активность старшего дошкольника в условиях экспериментирования проявляется:
- в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
- в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
- в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активный поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным;
- в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.
6
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Необходимо обеспечить условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы:
- в развивающей среде группы создаются условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения.
- в уголке экспериментирования, на участке детского сада создаются условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, формируется умение определять их зависимость от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.-
- предоставление возможности детям самостоятельно ухаживать за растениями уголка природы и участка детского сада.
7
Используются формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению гуманно – ценностного отношения к природе:
- целевые прогулки, экскурсии в природу;
- использование модели для группировки природных объектов, заполнение экологических дневников, создание вместе с детьми книг самоделок о природе, выпуск детских журналов;
- привлечение детей к созданию разнообразных коллекций;
- экологические игры – дидактические, сюжетные, подвижные.
8
Организация взаимодействия педагога и детей.
Организованное обучение
- используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.
Совместная деятельность
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
- беседы, рассказы;
- игры;
- рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов;
- коллекционирование;
- опыты, проблемные ситуации, поисковая деятельность и т.д.
Самостоятельная деятельность
- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических.
9
Игра как средство экологического развития
10
В игре – опыте, дети познают свойства и качества предметов природы, но благодаря преобразованию предмета эти игры дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов (сыпучесть, вязкость, впитываемость, проницаемость, летучесть и т.д.).
Игра –опыт организуется на основе опыта, приобретенного детьми после серии занятий с использованием экспериментирования.
Игра – опыт создает возможность проявления детьми инициативы и творчества в выборе способа экспериментирования, материалов.
11
В игре важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего исследования другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию, складывалось ощущение, что исследование – это само по себе интересно.
Практическая часть: Экспериментальная деятельность по теме:
«Впитываемость материалов»
(образовательная ситуация «Гномы»)
Исследовательская задача ребенка: определить степень поглощения воды разными материалами (впитываемость).
1 -я часть ситуации
Перед детьми стоят 6 маленьких домиков.
Содержание проблемной ситуации. В этих домиках живут гномы. Каждый перед своим домиком сделал вот такой дворик (плоская тарелочка, ее дно покрыто разным материалом). Посмотри и назови, из чего сделали гномики свои дворики. (дети перечисляют: из земли, песка, бумаги, глины, стекла). Ночью начал накрапывать дождик. Кап! Кап! Кап! Утром вышли гномики и у них случился спор. Одни гномики кричат: «Был дождик, у нас лужи!» а другие: «Не было дождика, у нас луж нет!» поможем гномикам разрешить спор?
- Почему одни гномы говорили, что у них был дождь, а другие что не было?
- Как можно узнать - был дождь или нет?
- Почему на одних двориках были видны лужи, а на других – нет?
- Догадайтесь и покажите, у каких домиков были видны лужи, а у каких нет?
Если дети высказывают предположения, взрослый просит объяснить, почему он так думает. Затем детям предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: чаша с водой, игрушечные чайнички с водой, пипетки, ложечки, спринцовки.
Задача детей – догадаться, как можно провести исследование и разрешить проблему.
Если самостоятельно они не делают попыток исследовать ситуацию, взрослый дает первую наводящую подсказку:
- Вы помните, как дождик капал: кап, кап, кап! Попробуйте и вы сделать такой же дождик капельками воды – кап! кап! – над каждым двориком. И проверьте сами, на каком дворике будут лужи, а на каком – нет. Выберите, какие из этих предметов тебе помогут сделать такой дождик.
Если дети не проявляют активности, дается вторая прямая подсказка:
- Возьмите эту пипетку и капельками воды, как дождиком, проверьте каждый дворик. Вот так!
Детям, справившимся с задачей, задают вопросы:
- Перед какими домиками гномы увидели лужи?
- Почему?
Затем детям предлагается занести результаты исследования в таблицу (так как дети старшего дошкольного возраста, то результаты в таблицу заносят они сами).
2 – я часть ситуации
- Посмотрите, здесь на столе целый волшебный городок (стоят мелкие тарелочки, наполненные разными материалами, к краю тарелочек приклеены плоскостные изображения домиков). Если бы над этим городком прокапал дождик, перед какими домиками были бы лужи, а перед какими – нет? Хотите это проверить сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...
Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»
Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»...
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....
Проектная работа Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
}Актуальность проекта. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...