Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.» Воспитатель : Смородкина.Н.Е. Ржевский район «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к подножию вулкана» Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом. Задачи: • Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. • Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания. • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность. Словарь: гора, вулкан, кратер, лава. Предварительная работа: • Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы) • Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана. Материал: иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус) ХОД (Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.) ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу о вулкане. (слайд) Показ и обсуждение презентации «Вулканы» Слайд 1. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать Слайд2 Я плююсь огнем и лавой, Я — опасный великан! Славен я недоброй славой, Как зовут меня? (Вулкан) - Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан Слайд2. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана, Слайд 3. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу. Слайд . Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой. Слайд 4. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии. Слайд . Твердая порода называется пемза. Слайд 5. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава. Слайд 6 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога), удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Слайд 7. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль! А теперь давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана) Какой формы вулкан? (конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана, В: Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана! Совместное экспериментирование «Извержение вулкана» Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус. На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Всезнайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему), как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Последовательность проведения эксперимента. 1Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды. 2Второй ребенок: налить полстакана воды. 3Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. 4Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать. В: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода). Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад. Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета. В: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт? Детское экспериментирование с пемзой, и камнями. В: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе. В: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом. Заключительная часть 1. Рефлексия. Возвращение с полуострова вулканов В: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей). 2. Сюрпризный момент. В: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»
Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Агрегатные состояния воды"
Данные конспект будет полезен всем тем, кто хочет провести с пользой время в совместном досуге с ребёнком....
Конспект открытого интегрированного занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебная - вода»
Цель:Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности....
НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Загадки природы - природные явления».
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге....