Проектная работа Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Актуальность проекта. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков , А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева ) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками .
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Цель проекта:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности ; Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. З адачи :
План работы в детской лаборатории с детьми старшего возраста Сентябрь. Октябрь. 1. «Удивительный песок» 1. «Имеет ли вода цвет, вкус и запах» 2. «Свойства сухого и мокрого песка» 2. «Ворчливый шарик.» Ноябрь. 1. «Когда льётся, когда капает?» 2. «В какую бутылку быстрее нальётся вода?» Декабрь. 1. «Почему снег мягкий?» 2. «Как снег превращается в воду» Январь. 1. «Прятки» 2. «Тонет не тонет?» Февраль. 1. «Можно ли пить такую воду?» 2.»Играем с красками» Март. 1. «Мой веселый звонкий мяч» 2. «Мыло - Фокусник » Апрель. 1. «Послушный ветерок» 2. «Веселая полоска» Май. 1. «Секрет сосновой шишки» 2. «Необычные кораблики»
Этап Формы работы Содержание деятельности 1. Подготовительный 1. Анализ научной и методической литературы. 2.Разработка перспективного планирования с детьми. 3.Организация предметно – развивающей среды. 1. Определение актуальности, проблемы, цели. 2. Наблюдение, беседы. 3. Создание условий для детского экспериментирования. Этапы реализации проекта
2.Формирующий 1.Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей. 1. Организация предметно – развивающей среды (лаборатория) 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты , экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы.
3.Заключительный Оценка результатов. Предполагаемые промежуточные и конечные результаты. 1. Наблюдение, беседы.
Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать ) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получилось) Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии) П одтвердилось Формулирование выводов (как получилось) Не подтвердил ось Возникновение новой гипотезы, предположений Реализация в действии П одтвердилось Формулирование выводов (как получилось) Структура экспериментальной деятельности
Цель: выявление эффективности экспериментальной работы и целесообразность ее дальнейшего осуществления. Обоснование продвижения участников образовательного процесса в экспериментальной деятельности. Оценка результатов
1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения. 2.Улучшение качества работы каждого педагога. 3. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире. 4.Повышение уровня мотивации к занятиям. 5. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности. 6. Пополнять предметно – развивающую среду; 7.Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций. Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Заключение
Приложение
«Удивительный песок» Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла .
«Свойства мокрого и сухого песка» Цель : познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность . Материал : две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейка
« Имеет ли вода цвет, вкус и запах» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
«Ворчливый шарик» Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. Материал: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани .
«Когда льётся, когда капает?» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
« В какую бутылку быстрее нальётся вода?» Цель : продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал : ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
«Почему снег мягкий?» Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
«Как снег превращается в воду» Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду .
«Прятки» Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.
«Тонет не тонет?» Цель: Дать детям представление, что разные предметы в зависимости от веса тонут или плавают . Материал: Тазики с водой, различные по весу предметы: деревянные .
«Играем с красками» Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. Материал: две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
«Мой веселый звонкий мяч» Цель : дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. Материал: ванночка с водой, маленький резиновый мячик.
«Мыло- Фокусник» Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материал: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.
«Послушный ветерок» Цель : продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.
«Веселая полоска» Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. Материал: полоска бумаги.
«Секрет сосновой шишки! Цель : познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани .
«Необычные кораблики» Цель : познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Материал: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка.
1. Бондаренко Т.М . Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с. 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 3. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с. 4 . Организация опытно - экспериментальной деятельности Е. А. Мартынова , И.М.Сучкова . – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с. 5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров» Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"
Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп....
Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...
Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...