Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность
в старшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте» | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Вишенка» г. Ртищево Саратовской области»
Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность
в старшем дошкольном возрасте»
Подготовил:
воспитатель первой категории Оськина О.Ю.
2015 год
1
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором. Для него это прежде всего возможность личностной самореализации посредством активного освоения и воспроизведения исследовательского опыта.
2 Девиз программы «Детство» - Чувствовать, Познавать, Творить.
Программа «Детство» ориентирует воспитателей на развитие у старших дошкольников интереса к природе, желания активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное, экологически целесообразное отношение к живой и неживой природе. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач.
3
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов.
3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными объектами, материалами с учетом
избирательности и предпочтений детей.
4. Стимулировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, установлению связей, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Способность использовать наблюдение как самостоятельный способ познания, применять в нем сенсорные и интеллектуальные способы, планировать его, формулировать выводы по содержанию;
- Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений (опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения), способность делать выводы, маленькие открытия;
- На основе сравнения классифицировать объекты и явления по существенным признакам;
- Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия;
- Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций; устанавливать связи разной степени сложности и содержания
- Умения связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;
- Использовать речь- доказательство.
5
Исследовательская активность старшего дошкольника в условиях экспериментирования проявляется:
- в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
- в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
- в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активный поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным;
- в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.
6
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Необходимо обеспечить условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы:
- в развивающей среде группы создаются условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения.
- в уголке экспериментирования, на участке детского сада создаются условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, формируется умение определять их зависимость от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.-
- предоставление возможности детям самостоятельно ухаживать за растениями уголка природы и участка детского сада.
7
Используются формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению гуманно – ценностного отношения к природе:
- целевые прогулки, экскурсии в природу;
- использование модели для группировки природных объектов, заполнение экологических дневников, создание вместе с детьми книг самоделок о природе, выпуск детских журналов;
- привлечение детей к созданию разнообразных коллекций;
- экологические игры – дидактические, сюжетные, подвижные.
8
Организация взаимодействия педагога и детей.
Организованное обучение
- используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.
Совместная деятельность
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
- беседы, рассказы;
- игры;
- рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов;
- коллекционирование;
- опыты, проблемные ситуации, поисковая деятельность и т.д.
Самостоятельная деятельность
- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических.
9
Игра как средство экологического развития
10
В игре – опыте, дети познают свойства и качества предметов природы, но благодаря преобразованию предмета эти игры дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов (сыпучесть, вязкость, впитываемость, проницаемость, летучесть и т.д.).
Игра –опыт организуется на основе опыта, приобретенного детьми после серии занятий с использованием экспериментирования.
Игра – опыт создает возможность проявления детьми инициативы и творчества в выборе способа экспериментирования, материалов.
11
В игре важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего исследования другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию, складывалось ощущение, что исследование – это само по себе интересно.
Практическая часть: Экспериментальная деятельность по теме:
«Впитываемость материалов»
(образовательная ситуация «Гномы»)
Исследовательская задача ребенка: определить степень поглощения воды разными материалами (впитываемость).
1 -я часть ситуации
Перед детьми стоят 6 маленьких домиков.
Содержание проблемной ситуации. В этих домиках живут гномы. Каждый перед своим домиком сделал вот такой дворик (плоская тарелочка, ее дно покрыто разным материалом). Посмотри и назови, из чего сделали гномики свои дворики. (дети перечисляют: из земли, песка, бумаги, глины, стекла). Ночью начал накрапывать дождик. Кап! Кап! Кап! Утром вышли гномики и у них случился спор. Одни гномики кричат: «Был дождик, у нас лужи!» а другие: «Не было дождика, у нас луж нет!» поможем гномикам разрешить спор?
- Почему одни гномы говорили, что у них был дождь, а другие что не было?
- Как можно узнать - был дождь или нет?
- Почему на одних двориках были видны лужи, а на других – нет?
- Догадайтесь и покажите, у каких домиков были видны лужи, а у каких нет?
Если дети высказывают предположения, взрослый просит объяснить, почему он так думает. Затем детям предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: чаша с водой, игрушечные чайнички с водой, пипетки, ложечки, спринцовки.
Задача детей – догадаться, как можно провести исследование и разрешить проблему.
Если самостоятельно они не делают попыток исследовать ситуацию, взрослый дает первую наводящую подсказку:
- Вы помните, как дождик капал: кап, кап, кап! Попробуйте и вы сделать такой же дождик капельками воды – кап! кап! – над каждым двориком. И проверьте сами, на каком дворике будут лужи, а на каком – нет. Выберите, какие из этих предметов тебе помогут сделать такой дождик.
Если дети не проявляют активности, дается вторая прямая подсказка:
- Возьмите эту пипетку и капельками воды, как дождиком, проверьте каждый дворик. Вот так!
Детям, справившимся с задачей, задают вопросы:
- Перед какими домиками гномы увидели лужи?
- Почему?
Затем детям предлагается занести результаты исследования в таблицу (так как дети старшего дошкольного возраста, то результаты в таблицу заносят они сами).
2 – я часть ситуации
- Посмотрите, здесь на столе целый волшебный городок (стоят мелкие тарелочки, наполненные разными материалами, к краю тарелочек приклеены плоскостные изображения домиков). Если бы над этим городком прокапал дождик, перед какими домиками были бы лужи, а перед какими – нет? Хотите это проверить сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».
Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...
Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...
Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"
Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...
Выступление "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание коммуникативной культуры детейстаршего дошкольного возраста....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Сценарий выступления агитбригады по ПДД для старшего дошкольного возраста
Пропаганда Правил дорожного движения.Задачи: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах.Проведение массово-р...
Перспективное планирование работы с семьёй по теме: «Развитие познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»
Перспективное планирование работы с семьёй...