План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2016.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Русских О.А.
Актуальность
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Мною был разработан перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности детей в старшей группе .
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сен тябрь | «Сухая и влажная почва» Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | «Песок» Цель: Рассмотреть форму песчинок. | «Песчаный конус» Цель: Определить, может ли песок двигаться. | «Своды и тоннели» Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. |
ок тябрь | «Бережём воду» Цель: Показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду. | «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | «Живая вода» Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды. | «Испарение» Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. |
ноя брь | «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | «Можно ли пить талую воду» Цель: Показать, что даже самый чистый, белый снег грязнее водопроводной трубы. | «Свойства воздуха» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. (Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.) | «Воздух сжимается и расширяется» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. |
де кабрь | «Нужен ли корешкам воздух» Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями. | «Есть ли у глаз помощники?» Цель: Помочь определить помощников глаз (уши и пальцы) | «Взаимосвязь органов вкуса и запаха» Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | «Почему кажется, что звезды движутся по кругу» Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу. |
ян варь | «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | «Как работает термометр» Цель: Посмотреть, как работает термометр. | «Как действуют магниты на предмет?» Цель: Расширить логический опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать, свойств магнитов притягивать железо. | «Как достать скрепку из воды, не замочив рук?» Цель: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. |
фев раль | «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей, учить сравнивать свойства тканей. | «Лёгкая пластмасса» Цель: Определение свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), рассмотреть изделия из пластмассы. | «Мир бумаги» Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфетная, писчая, обёрточная, чертёжная), учить сравнивать свойства бумаги. | «Путешествие в мир стеклянных вещей» Цель: Познакомить с процессом изготовления стеклянной посуды, определить свойства стекла(прозрачное, легкое, хрупкое, бьётся и т.д.) |
март | «Опыт с металлом и пластмассой» Цель: Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | «Чудесные спички» Цель: Показать, что дерево впитывает воду. | «Необычное рисование» Цель: Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов (лепестки цветков). | «Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения |
ап рель | «Узнай всё о себе, шарик» Цель: Познакомить с резиной, её качествами и свойствами. | «Как замесить тесто?» Цель: Познакомить с составом теста. | «Тайный похититель варенья» Цель: Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения (карандашный грифель) | «Проращивание гороха» Цель: Выяснить, что появляется из семени. |
май | «Пускание лодочек в ручейках» Цель: Познакомить с силой ветра и воды. | «Радуга» Цель: Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате (тазик, зеркало, белый лист бумаги) | «Естественная лупа» Цель: Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы (3х литровая банка и пищевая плёнка) | «Как устроены перья у птиц?» Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Перспективный план работы с родителями и воспитателями.
месяц | работа с родителями | работа с воспитателями |
сентябрь | Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи». | |
октябрь | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
ноябрь | ||
декабрь | Фотовыставка «Домашние любимцы» | |
январь | Буклет «Познавательные опыты для детей» | |
февраль | Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию» | |
март | Выставка « Бумага» | |
апрель | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования. | |
май | На летний период родителям и детям задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами. | Памятки «Планирование работы с детьми по экспериментированию» (младший, средний, старший возраст) |
Самореализация
Раздать памятки для педагогов на тему: «Планирование работы с детьми по экспериментированию».
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию на тему развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
План по самообразованию на тему: «Развитие могологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений».
Целью работы является: Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений, повышение уровня речевой активности детей....
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....
Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» На 2022 -2023 учебный год
План по самообразованиюПо теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»На 2022 -2023 учебный год...