План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Русских Оксана Анатольевна

 В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Русских О.А.

Актуальность

  На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
  • Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Мною был разработан перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности детей в старшей группе .

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сен

тябрь

«Сухая и влажная почва»

Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

«Песок»

Цель:

Рассмотреть форму песчинок.

«Песчаный конус»

Цель:

Определить, может ли песок двигаться.

«Своды и тоннели»

Цель:

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

ок

тябрь

«Бережём воду»

Цель:

Показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду.

«Свойства воды»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель:

Познакомить детей с животворным свойством воды.

«Испарение»

Цель:

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

ноя

брь

«Агрегатные состояния воды»

Цель:        Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Можно ли пить талую воду»

Цель:

Показать, что даже самый чистый, белый снег грязнее водопроводной трубы.

«Свойства воздуха»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воздуха.

(Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.)

«Воздух сжимается и расширяется»

Цель:

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

де

кабрь

«Нужен ли корешкам воздух»

Цель:

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями.

«Есть ли у глаз помощники?»

Цель: Помочь определить помощников глаз (уши и пальцы)

«Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

Цель:

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

«Почему кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель:

Установить, почему звезды движутся по кругу.

ян

варь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.        

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр»

Цель:

Посмотреть, как работает термометр.

«Как действуют магниты на предмет?»

Цель:

Расширить логический опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать, свойств магнитов притягивать железо.

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук?»

Цель:

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

фев

раль

«Мир ткани»

Цель:

Познакомить с различными видами тканей, учить сравнивать свойства тканей.

«Лёгкая пластмасса»

Цель:

Определение свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), рассмотреть изделия из пластмассы.

«Мир бумаги»

Цель:

Познакомить с различными видами бумаги (салфетная, писчая, обёрточная, чертёжная), учить сравнивать свойства бумаги.

«Путешествие в мир стеклянных вещей»

Цель:

Познакомить с процессом изготовления стеклянной посуды, определить свойства стекла(прозрачное, легкое, хрупкое, бьётся и т.д.)

 март

«Опыт с металлом и пластмассой»

Цель:

Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

«Чудесные спички»

Цель:

Показать, что дерево впитывает воду.

«Необычное рисование»

Цель:

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов (лепестки цветков).

«Как образуется тень»

Цель:        

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

ап

рель

«Узнай всё о себе, шарик»

Цель:

Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.

«Как замесить тесто?»

Цель:

Познакомить с составом теста.

«Тайный похититель варенья»

Цель:

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения (карандашный грифель)

«Проращивание гороха»

Цель:

Выяснить, что появляется из семени.

май

«Пускание лодочек  в ручейках»

Цель:

Познакомить с силой ветра и воды.

«Радуга»

Цель:

Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате (тазик, зеркало, белый лист бумаги)

«Естественная лупа»

Цель:

Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы (3х литровая банка и пищевая плёнка)

«Как устроены перья у птиц?»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перспективный план работы с родителями и воспитателями.

месяц

работа с родителями

работа с воспитателями

сентябрь

Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи».

октябрь

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

ноябрь

декабрь

Фотовыставка «Домашние любимцы»

январь

Буклет «Познавательные опыты для детей»

февраль

 Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию»

март

Выставка « Бумага»

апрель

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования.

май

 На летний период родителям и детям задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

Памятки «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

(младший, средний, старший возраст)

Самореализация

Раздать памятки для педагогов на тему: «Планирование работы с детьми по экспериментированию».

Список литературы

 

  1. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

  1. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

  1. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.

  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего  дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Развитие могологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений».

Целью работы является: Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений, повышение уровня речевой активности детей....

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» На 2022 -2023 учебный год

План по самообразованиюПо теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»На 2022 -2023 учебный год...