Занятие по ознакомлению с предметами быта, чтение сказки "Жихарка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Черникова Наталья Геннадьевна

Занятие познакомит детей с предметами быта в русской избе, познакомит со сказкой "Жихарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_chtenie_skazki_zhiharka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуде;
  2. Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к образам этой сказки;
  3. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на заданные вопросы;
  4. Расширить словарный запас детей, познакомить с новым словом «Удаленький», помочь понять его значение, активизировать память;
  5. Развивать изобразительные навыки, учить рисовать концом кисти, познакомить с узором из капелек и точек;
  6. Воспитывать аккуратность при рисовании красками.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с русскими народными сказками
2. Рассматривание домашней утвари.

Организация детей: Занятие проводится в групповой комнате, оформленной элементами русской избы. Дети сидят на стульчиках.

Оборудование:  деревянная ложка, деревянная посуда, иллюстрации к сказкам: Колобок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Заяц и Лиса.  

Ход занятия:

1 часть

Звучит русская народная мелодия. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель входит под музыку.

Здравствуйте добры молодцы, здравствуйте красны девицы, здравствуйте дорогие гости. Дети поздоровайтесь с гостями.

Я Наталья Геннадьевна – краса, пришла к вам сказку рассказать.

Встаньте красиво, я хочу на вас посмотреть.

Ах, вы детки, мои детки

Росли не на ветке

Ах, вы мои кровинки,

Алмазные росинки

Пряники медовые, мои вы садовые

Пожалуйте в гости к сказке.

Воспитатель: Мы с вами живем в прекрасной стране России, а раньше ее называли Русь. И о ней говорили «Русь деревянная, края дорогие».

Потому что давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда. Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую посуду, в которую накладывали еду. (Показывает посуду).

2 часть

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку, только вы не выкрикивайте ответ, а дослушайте загадку до конца!

Загадаю  вам загадку.                        На досуге веселушка

                Вы скажите мне отгадку                        И накормит всех вокруг

                Хоть и знаю наперед                         Кашу носит прямо в рот

                Вы смекалистый народ                        И обжечься не дает.

                Деревянная подружка                (ответы детей)

                Без нее мы как без рук

Воспитатель: отгадка спрятана у меня в волшебном сундучке, чтобы его открыть надо сказать волшебные слова. Сейчас я их скажу и сундучок откроется:

                        Чок-чок каблучок,

                        Открывайся сундучок.

Что-то он не открывается, помогите мне дети, давайте скажем волшебные слова вместе.

(Дети вместе с воспитателем говорят волшебные слова, сундучок открывается, появляется ложка)

Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика.

Дети, а вы большие, как я, или  пока еще маленькие?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Значит вы еще маленькие. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький». Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые.

Воспитатель: А эта ложечка одного маленького, удалого мальчика Жихарки. Жихарка - это и есть удалец.

Встаньте так, чтобы всем было видно

А теперь приготовьте ушки, глазки.

Расскажу сейчас я сказку.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

Рассказывание сказки «Жихарка» с показом планшетного кукольного театра.

Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка - Жихарка. Кот с
петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, на стол
накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая
- точеная, ручка золоченая, - эта Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать.
Запирал Жихарка двери, все запирал, а один раз и забыл. Сделал Жихарка все дела, стал стол накрывать, да, ложки раскладывать, вдруг слыших по лестнице - топ-топ-топ.
- Матушки! Лиса идет!
Испугался Жихарка, и за печку спрятался. Лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь
сюда - нет Жихарки.
"Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь."
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова. А эта ложка не
простая - точеная, ручка золоченая,- эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
- Не бери, это моя ложка, я не отдам!
- Вот ты где! – Схватила лиса Жихарку - да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.
Взяла лиса лопату.
- Садись, - говорит.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил
- в печку-то и нейдет.
- Не так сидишь, - говорит лиса.
А Жихарка отвечает: А ты мне покажи, я ведь не умею.
Лиса сама на лопату прыг, в кольцо свернулась,
лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой
прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке - тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
- А вот и я! А лису я победил!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И
сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут.

Воспитатель: Видите, какой находчивый был Жихарка. Так по-доброму и закончилась наша сказка. Вам понравилась сказка? Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руку и не выкрикивайте. О ком эта сказка? Кто вам понравился больше всего? Почему?

Физкультминутка:

Дружно встанем

1 2 3

А теперь богатыри (руки на пояс)

Ноги крепкие расставим

И ладонь ко лбу приставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

1-2 1-2

Заниматься нам пора.

Воспитатель: Скажите ребята, а вы много сказок знаете?

(ответы детей)

Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки, найти к ним рисунки и показать их указкой.

1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел....» Из какой сказки эти слова? Покажите иллюстрацию.
2. «Вы козлятушки, вы ребятушки....»
3. «.. Сяду на пенек, съем пирожок...»
4. « Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня же и выгнала...»

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько много героев мы с вами вспомнили и все они «Маленькие и удаленькие» Мы с вами тоже маленькие да удаленькие, а у каждого маленького да удаленького должна быть своя ложечка точеная, ручка золоченая. И сейчас мы с вами пройдем за свои столы. Сначала я послушаю как пройдут и сядут девочки, а потом мальчики.

(сначала девочки, потом мальчики проходят к своим местам за столами)

3 часть:

Воспитатель:  Сядьте красиво, спинка должна быть ровная. Посмотрите у вас на столах  лежат заготовки ложек, которые мы будем сейчас расписывать. Пожалуйста ничего не трогайте пока я вам не скажу. Посмотрите какая красивая ложечка была у Жихарки, сколько на ней разных узоров. Мы с вами тоже будем рисовать узор, но попроще из точечек и  капелек.

Сначала мы рисуем большую точечку. Потом мы рисуем вокруг точечки капельки. Посмотрите как просто рисуется капелька, нужно только примакнуть кисть, этот прием называется примакивание. Если капелек много, то получается красивый узор. Теперь мы сделаем золоченую ручку и красивый кончик у ложки.

(Совместно с объяснением воспитатель показывает приемы росписи ложки)

Дети, скажите как надо правильно держать кисть? (правильно около железного основания) А если на кисти слишком много краски что надо сделать? (правильно промакнуть о салфеточку). А теперь повторим с чего мы начинаем рисовать: точечка – капельки – золоченая ручка – кончик у ложки.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям.

Дети уже нарисовавшие ложку приклеивают ее на поднос.

Воспитатель: Подойдите все ко мне и посмотрите сколько красивых расписных точеных золоченых ложечек у нас получилось. Вы ребята просто молодцы, очень постарались.

И у меня для вас есть подарок, ну-ка где мой волшебный сундучок? Помогите мне его открыть, все вместе говорим волшебные слова:

                Чок-чок каблучок

                Открывайся сундучок!

Сундучок открывается и воспитатель дарит детям книжки-сказки.

                Жил был кот-колоброд

                Он развел огород

                Уродился огурец, всем заданиям конец.

На этом наше занятие заканчивается, спасибо вам большое, вы мне очень понравились.

Литература:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет: - М., 1987.

Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Часть 1-2: - Владимир, 1995.

Ильчук Н.П., Гербова В.В. хрестоматия для дошкольников 4-5 лет: - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметами домашнего обихода: обувь. Средняя группа

Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра-занятие "Научу одеватьтя и братца"...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа...

Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных рес...

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)...

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Программное содержание: познакомить детей с отрывком поэмы М. Ю. Лермонтова «Бородино».Познакомить с историей страны (бородинское сражение).Развивать слуховое восприятие.Воспитывать гордос...

технологическая карта занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки С.К. Устинова "Кочка"

Цель занятия:  создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка»....