«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
статья по теме
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов – психологов, воспитателей детских садов, родителей.
«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
К детям с особыми образовательными потребностями (ООП) относятся дети – инвалиды: дети с ДЦП (детский церебральный паралич), дети со сложными дефектами, дети с ЗПР (задержка психического развития) и др.
У детей данных категорий часто встречаются нарушения в развитии эмоционально – личностной сферы: повышенный уровень тревожности, агрессивности, множественные страхи, неумение распознавать и передавать основные эмоции, сниженный уровень коммуникативных навыков, аффективные вспышки и т.п.
Работа в группах детей с ООП предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Наиболее доступной технологией для этих детей является «Сказкотерапия».
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.
В дошкольном возрасте у детей мифологическое сознание и они легко погружаются в мир сказки.
«Сказкотерапия» для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.
Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.
Целью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
- Снижение тревожности.
- Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
- Развитие вербальных и невербальных средств общения.
- Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.
- Развитие дружеских чувств.
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).
Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, арт – терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.
Для педагогов, родителей важны и процесс рисования и результат творчества детей. В процессе рисования ребенок познает свое «Я», моделирует и трансформирует свое отношение к миру и близким людям, находит пути преодоления трудных жизненных ситуаций, компенсирует себя.
Сам процесс рисования – источник новых позитивных переживаний.
Готовый рисунок всегда диагностичен, т.к. является проекцией личности ребенка к себе и окружающему миру. А также помогает проработать внутренние проблемы.
«Сказкотерапия» в сочетании с вышеперечисленными технологиями имеет большое значение в работе с детьми с ООП, так как это мощный коммуникативный язык.
В использовании приемов арт – терапии надо помнить, что каждый материал несет в себе определенные возможности, с их помощью можно управлять активностью ребенка:
- Расторможенным детям не стоит предлагать рисование красками на бумаге формата А 4, пластилин. Для этих детей предпочтительнее рисовать карандашами, мелками на бумаге ½ листа формата А 4, т.к. они требуют значительного контроля действий. Перед работой этим детям надо дать возможность подвигаться.
- Малоподвижным, замкнутым детям, наоборот, предлагать рисовать на больших листах бумаги красками, пальцами, «кляксами», лепить из пластилина – это стимулирует активность, стремление к движению, к работе.
Арт – терапия и релаксация.
Через систему дыхательных упражнений в положении лежа, под релаксационную музыку, достигается мышечное расслабление и снятие психического напряжения. Что особенно важно для детей с ДЦП.
Во время релаксации задается образ природы, либо сказочный сюжет. Дети в состоянии релаксации представляют образы (образы и сюжет носят нейтральный характер, направлены на оптимизацию положительных эмоций).
Детям предлагается нарисовать образы, которые они представили, что им особенно запомнилось и понравилось. Происходит закрепление позитивного состояния в эмоциональной памяти.
Все дети любят рисовать. В рисунках они отражают свои заветные, даже несбыточные желания.
Средствами «сказкотерапии» реализуется внутренний потенциал возможностей детей с ООП, происходит трансформация негативного опыта в позитивный, преодолеваются страхи, повышается эмоциональный фон, развиваются адаптивные механизмы к изменениям социума, повышается коммуникативная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...
Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...
Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).
В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...
Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.
это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...
ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных госуда...
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...