Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).
презентация по логопедии на тему

Никифорова Лада Михайловна
В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города, предметные картинки к играм, иллюстрации к произведению, обыгрывали ситуацию помощи Путешественнику Роме и Вороне Каркуше, а затем сами участвовали в создании мнемосхем, мнемотаблиц и творческих рассказов по данным мнемотаблицам.  Каждый ребёнок – логопат попробовал свои силы в поисковой деятельности и моделировании схем для составления рассказа, а значит проявил достаточную для своего возраста активность в проективной деятельности. В проекте были задействованы дети, родители, педагоги, учитель – логопед, музыкальный руководитель ДОУ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dlya_detey_s_ovz.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. Автор проекта: учитель – логопед Никифорова Л.М. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области». Контактная электронная почта: lada.nikiforova@mail.ru

Слайд 2

Аннотация . В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Составляем рассказы о городе Ртищево с помощью мнемотаблиц ." Данный проект призван помочь детям с ОВЗ с ОНР- III и ОНР – IV уровня в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах; научить составлять рассказы по мнемотаблицам . Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы. Дети вместе с родителями придумали свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы , пользуясь известными им символами кодирования информации. Так же в проекте были использованы следующие технологии: интеграционная, здоровьесберегающая , игровая технология, куклотерапия , ИКТ – технологии. Проект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Может быть использован не только учителями – логопедами, но и воспитателями ДОУ.

Слайд 3

Целевая аудитория : дети 5-6.5 лет с ОВЗ; с ОНР- III и ОНР – IV уровня, посещающие логопункт детского сада, родители, воспитатели. Сфера применения: непрерывная образовательная деятельность в ДОУ, занятия, беседы и игры с логопедом в логопункте , совместная деятельность детей, воспитателей, родителей, учителя – логопеда.

Слайд 4

Актуальность проекта . В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР- III и ОНР – IV уровня. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. Одна из актуальных задач дошкольного воспитания- развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования. У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком. Мнемотехника помогает детям овладеть связной речью – составлением пересказов рассказов, сказок; рассказыванием по сюжетной картинке, составлением описательных рассказов, творческих рассказов. Применения мнемотехники позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Слайд 5

Описание проекта. В течение пяти лет работы в логопункте , я использую приёмы моделирования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Данный прием эффективен при формировании словаря, в развитии связной речи, при автоматизации звуков. Продолжительность применения зависит от темы и цели занятия. Например, при развитии связной речи можно построить занятие только на одном методе моделирования. а при автоматизации звуков лишь частично. Это развивает не только речь ребенка, но и обеспечивает успешное освоение детьми знаний о живой и неживой природе, об окружающем мире, о людях и обществе. Здесь идет эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 6

Цели проекта: • Помочь детям с ОВЗ в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах; • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, словотворчество; • Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; • Снять речевой негативизм, воспитать у детей с ОВЗ потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; • Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице и схеме; • Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память; • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; • Обучать детей с ОВЗ правильному звукопроизношению. • Воспитывать у детей любовь к авторским произведениям и своим собственным рассказам и стихам.

Слайд 7

Задачи проекта: 1. Помочь детям с ОВЗ определить главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас, создавая графическое изображение персонажей (себя, мамы, папы, друзей), действий и предметов – объектов, заинтересовавших ребёнка 2. Научить детей с ОВЗ самостоятельно рисовать чёрным фломастером или карандашом мнемознаки . Один знак может обозначать несколько слов: глаз – это видел, смотрел, ноги – иду, ходил, бегал, дом – детский сад, вокзал, торговый центр, школа, деревья – парк, сквер, сад, лес. А может только конкретный предмет- сердце – люблю, руль – ездил, книга – читал. 3. Знакомить детей с мнемодорожкой - дидактическим материалом, схемой, в которую занесена определённая информация. 4. В мнемодорожке использовать короткие слова – предлоги, напечатанные буквами, для того, чтобы дети понимали, что предлог – важная часть предложения и нашей речи в целом. 5. Составлять описательные мнемотаблицы для творческого рассказывания и пересказа. 6. Учить детей с ОВЗ рассказывать о выбранном интересном месте города Ртищево по своей мнемотаблице

Слайд 8

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города, предметные картинки к играм, иллюстрации к произведению, обыгрывали ситуацию помощи Путешественнику Роме и Вороне Каркуше , а затем сами участвовали в создании мнемосхем, мнемотаблиц и творческих рассказов по данным мнемотаблицам . Каждый ребёнок – логопат попробовал свои силы в поисковой деятельности и моделировании схем для составления рассказа, а значит проявил достаточную для своего возраста активность в проективной деятельности. В проекте были задействованы дети, родители, педагоги, учитель – логопед, музыкальный руководитель ДОУ.

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии также неотъемлемая часть данного проекта. Здесь присутствуют индивидуальные экскурсии с родителями по городу, физминутки во время занятия, пальчиковые и кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, динамические паузы, подвижные игры.

Слайд 10

На логопедических занятиях, входящих в проект, я использовала куклотерапию для улучшения адаптации детей непосредственно в коррекционной работе при постановке звука Р, его отработке в слогах, словах, чистоговорках , предложениях, стихах и связной речи. Игра с куклой – мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда. В данном проекте я использую следующие варианты кукол: куклы – игрушки Путешественник Рома и Ворона Каркуша , которые создают игровую ситуацию, играют с детьми в речевые игры, вносят проблемную ситуацию в логопедическое занятие.

Слайд 11

Компьютерные технологии я включаю в структуру традиционного индивидуального и подгруппового логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, применяю как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры, а также мои логопедические игры – презентации "Домашние животные", "Домашние птицы", "Профессии", "Мой, моя, моё", "Приметы зимы", "Почта", "Зимние виды спорта", "Кто или что?", "Перелётные птицы" предотвращают утомление, поддерживают у детей с ОВЗ с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

Слайд 12

В данном проекте используется презентация «Наш любимый город Ртищево», созданная воспитателем подготовительной группы Родиной Т.В. и фотографии любимых мест в нашем городе, сделанные родителями. Видеозапись педагогического процесса в начале и в конце учебного года позволяет увидеть и услышать изменения в звукопроизношении каждого ребёнка, оценить динамику образовательно -коррекционного процесса у каждого ребёнка, посещающего логопункт .

Слайд 13

Ожидаемый результат. Описательные рассказы составляются детьми в конце логопедического проекта. Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы. Дети вместе с родителями придумывают свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы , пользуясь известными им символами кодирования информации.

Слайд 14

Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: - у детей с ОВЗ увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети с ОВЗ преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 15

Считаю, чем раньше будем учить детей с ОВЗ рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению

Слайд 16

Эффективность проекта. Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что: - дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ и нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; - применяя графическую аналогию, мы учим детей с ОВЗ видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 17

По завершении проекта, дети стали проявлять интерес к творческому рассказыванию с использованием мнемотаблиц , стали более активны в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в совместной деятельности. Воспитатели продолжают использовать мнемотаблицы в речевых играх, при заучивании стихов, пересказах коротких рассказов. К концу подготовительной группы дети с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов.

Слайд 18

Список литературы. Зырянова Л.Н Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов Феникс 2013. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: 2012. Нищева , Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. Терешкова Е.Б, Галиева Р.Ю, Жуковская Л.К. Учимся правильно слышать, видеть и говорить. Саратов 2013 Чистякова О.В. Обучение грамоте. С-ПБ Литера 2010. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт -Петербург. - Детство-Пресс, 2010. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ГНОМ и Д», 2001 Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62. Интернет - ресурсы. Презентация «Наш любимый город Ртищево» Родина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики социальной дезадаптации и развития произвольности для детей 4 - 7 лет с разными образовательными потребностями "Играю и расту счастливым"

В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Данная разработка может быть полезна для специалистов, которые работают с детьми, имеющими задержку...

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Рефлексивный круг - технология социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанн...

Памятка для родителей детей с особыми воспитательными потребностями

Памятка для родителей детей с особыми воспитательными потребностями...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....