ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
статья на тему
Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных государственных образовательных стандартах, решающие задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Усилия педагогов ДОО направлено на обеспечение высокого уровня здоровья детей. Неслучайно именно эта задача приоритетна в программе модернизации российского образования. Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс в современных детских садах.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать, как качественную характеристику любой образовательной технологии. Эта некая совокупность методов, приемов и принципов работы, которые дополняют традиционные технологии, наделяя их признаком здоровьесбережения (Смирнов Н.К.). Насколько остро стоит вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий можно судить, опираясь на статистику заболеваемости среди детей. Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ) предоставляют статистический сборник «Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2012 году» Исх. № ДД – 250/8394 от 28.11.2013 г. По Данному документу наблюдается динамика роста заболеваемости острыми инфекциями верхних дыхательных путей у детей, так например, в 2010 году на 100 000 детей наблюдался 121 случай, в 2011 году на 100 000 детей 131 случай, а в 2012 году количество случаев на 100 000 детей составило 137. В любом детском саду можно выделить группу часто болеющих детей, которая может быть рассмотрена как «дети с особыми образовательными потребностями» чаще нуждающиеся в поддержке и укреплении здоровья. Данное определение возникло в России не так давно: термин «дети с особыми образовательными потребностями» упоминается в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании РФ». Родом этот термин пришел из стран Западной Европы, но введение его в обиход отечественной науки нельзя оценивать, как полная копия Западной версии «дети с особыми нуждами». В свете проводимой нами работы возможно выделение потребности в использовании специфических средств, для повышения уровня здоровья детей, что напрямую влияет на другие процессы их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_bos-zdorove_.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных государственных образовательных стандартах, решающие задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Усилия педагогов ДОО направлено на обеспечение высокого уровня здоровья детей. Неслучайно именно эта задача приоритетна в программе модернизации российского образования. Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс в современных детских садах.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать, как качественную характеристику любой образовательной технологии. Эта некая совокупность методов, приемов и принципов работы, которые дополняют традиционные технологии, наделяя их признаком здоровьесбережения (Смирнов Н.К.). Насколько остро стоит вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий можно судить, опираясь на статистику заболеваемости среди детей. Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ) предоставляют статистический сборник «Здравоохранение, образование, культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2012 году» Исх. № ДД – 250/8394 от 28.11.2013 г. По Данному документу наблюдается динамика роста заболеваемости острыми инфекциями верхних дыхательных путей у детей, так например, в 2010 году на 100 000 детей наблюдался 121 случай, в 2011 году на 100 000 детей 131 случай, а в 2012 году количество случаев на 100 000 детей составило 137. В любом детском саду можно выделить группу часто болеющих детей, которая может быть рассмотрена как «дети с особыми образовательными потребностями» чаще нуждающиеся в поддержке и укреплении здоровья. Данное определение возникло в России не так давно: термин «дети с особыми образовательными потребностями» упоминается в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании РФ». Родом этот термин пришел из стран Западной Европы, но введение его в обиход отечественной науки нельзя оценивать, как полная копия Западной версии «дети с особыми нуждами». В свете проводимой нами работы возможно выделение потребности в использовании специфических средств, для повышения уровня здоровья детей, что напрямую влияет на другие процессы их развития.
Важно отметить тот факт, что большинству детей интересна двигательная активность в детском саду, условия ее организации 100 %, они предпочитают самореализацию через движение, подвижные и спортивные игры, соревнования и состязания 80%. В то время как большинство родителей стремятся обеспечить обучение детей иностранным языкам, занятия спортом и музыкой 80%, уделять внимание развитию способностей у своих детей 50% и только 10 % родителей говорят о необходимости сохранения и укрепления их здоровья (В.А.Деркунская).
Существует большое количество здоровьесберегающих технологий, которыми пользуются педагоги в ДОО: релаксация, пальчиковая гимнастика, самомассаж, закаливающие процедуры, различные гимнастики и др. Все они достойны внимания. Но при расширении границ в поисках здоровьесберегающих технологий нового поколение, можно отметить ее особенность в направлении информационно-коммуникативной технологии (далее ИКТ).
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Белая К.Ю., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова И.И. и др.) высказывают свою позицию, как «за» та и «против» внедрение ИКТ в образование. Противники ИКТ приводят в пример аргумент, который направлен на негативное влияние длительного сидения за компьютерами, отрицательно сказывающее на здоровье детей. Наш опыт показал, что дозированное педагогами использование ИКТ не влияет отрицательно на здоровье ребенка. Исследователи, придерживающие позиции «за» внедрения ИКТ подчеркивают, что «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Исследователи в области ИКТ Н.Л.Дашниц, Т.В.Капустина, С.В.Панюкова, показали, что при использовании ИКТ в образовании улучшаются результаты уровня развития воспитанников детских садов в освоении педагогического материала основной образовательной программы, реализуемой в группах детского сада. Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы могут широко использоваться на практике без риска для здоровья, для лучшего освоения педагогического материала и в решении задач здоровьясбережения, особенно с детьми имеющими особые образовательные потребности.
В связи с этим, приобретает особую актуальность вопрос о выборе и реализации как здоровьесберегающей технологии, так и ИКТ, для решения одной из задач деятельности дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В литературе есть освещение результатов, доказывающих эффективность использования соединения двух технологий - здоровьесберегающая ИКТ – технология биологической обратной связи (далее «БОС – здоровье»). Над разработкой здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровье» работал мировой лидер, компания «Биосвязь» во главе с выдающимся физиологом А.А. Сметанкиным на протяжении долгих лет. Технология «БОС - здоровье» позволяет видеть и слышать работу органов и систем ребенка, обучить его организм совершенному функционированию и открыть возможности самостоятельно исправлять нарушения систем организма. Представленная технология, прежде всего, строится на природном диафрагмальном дыхании, которым мы владеем с самого раннего возраста, с рождения. К сожалению, из-за экологических факторов и стрессов, навыки правильного дыхания нарушаются.
Наряду с этим, Данную технологию мы использовали в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и внесли некоторые изменения в соответствии с полученными результатами диагностики развития детей. Многие педагоги впервые сталкиваются с подобной оздоровительной методикой, в статье есть возможность познакомиться с ней и в дальнейшем применять здоровьесберегающую ИКТ «БОС – здоровье» в своей педагогической деятельности. Данная здоровьесберегающая технология позволит ребенку с особыми образовательными потребностями выработать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, повышая уровень своего здоровья, тем самым способствуя становлению ценностей здорового образа жизни и овладения его элементарными нормами.
Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по Данной технологии предполагала реализацию нескольких этапов: диагностический, подготовительный (теоретический), основной (практический), заключительный (самостоятельный). Каждый из этапов был направлен на решение определенных задач: диагностика, мотивация, активизация и закрепление в освоении норм «правильного» дыхания. На диагностическом этапе создавались условия – подбор диагностических ситуаций, направленных на изучения уровня сформированности диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Подготовительный этап создавался с учетом условий – подбор ситуативных задач, мотивирующих детей к формированию устойчивого интереса к собственному здоровью. На следующем этапе необходимо было разработать систему упражнений с использованием оборудованного помещения и Mimio доски с целью активизации имеющихся знаний у ребенка в отношении к здоровому образу жизни и освоении навыков «правильного» дыхания. Четвертый заключительный (самостоятельный) этап - создаются условия для выполнения упражнений, закрепляющих самостоятельность в укреплении собственного здоровья с помощью диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
I этап – диагностический. Перед внедрением здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровье» проводилась диагностика. Мониторинг среди детей с особыми образовательными потребностями показал, что из 87 детей – 62% имеют низкий уровень навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, 21 % средний уровень и только 4 % высокий уровень «правильного» дыхания.
На этапе внедрения здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровье» была создана дополнительная модифицированная образовательная программа «Дышим и играем» для детей с особыми образовательными потребностями на основе методической литературы «Будь здоров малыш» А. А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Ромодин и «Учись здоровью. Книга 1» В.А. Зверев. Цель программы - формирование у ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями диафрагмально-релаксационный тип дыхания, тем самым оздоровить организм ребенка. В программе рассматриваются теоретические, теоретико-практические и тематические «занятия». Представлено 16 тем в зависимости от этапов.
Формы проведения «занятий»: сюрпризный момент (для заинтересованности); рассказ и беседа; физминутка и гимнастика для глаз; коллективное обсуждение и др. Способы и приемы организации деятельности детей – групповой и индивидуальный.
II этап – подготовительный (теоретический). Прежде чем дети подходят к этапу работы с датчиками, необходимо использовать такие ситуативные задачи, которые позволяют освоить представления о дыхании, как о процессе газообмена в организме. На втором этапе расширяется представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентируется внимание детей на особенности их организма и здоровья.
В дополнительной модифицированной образовательной программе «Дышим и играем» для детей с особыми образовательными потребностями указано тематическое планирования для расширения представления о составляющих здорового образа жизни: Путешествие в страну «Здоровейка»; «Что такое воздух? Опыт с воздухом»; «Зачем мы дышим?». В теме «Зачем мы дышим?» представлены упражнения, игры и экспериментирования, для мотивации и поддержания интереса в знакомстве с навыками «правильного» дыхания: дидактическая игра «Покажи и назови части своего тела». Подвижная игра «Злой вирус» - выбирается ребенок – Злой вирус. Остальные дети делятся на клетки-охрану (иммунную систему) и рабочие клетки. Задача вируса – дотронуться до всех рабочих клеток. Задача охраны не дать ему это сделать.
Теоретические занятия заключаются в формировании у детей представления того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.
При выполнении упражнений необходимо учитывать особенности:
1.Подбирать дыхательное упражнения под тему непосредственной образовательной деятельности или под тематическое планирование. Например, на тему «Осень» - дыхательное упражнение «Полетели осенние листья» и др.
2.Принять расслабленное положение. Важно, чтобы во время дыхательного упражнения ничего не сковывало ребенка (удобная одежда, удобный стул и т.д.);
3.Для убеждения в том, что упражнение выполняется правильно, можно положить руку (игрушку, вырезанную из бумаги снежинку и т.д.) на живот в области пупка и почувствовать или увидеть, как при вдохе носом живот поднимается, при выдохе ртом живот опускается;
4. Делать глубокий вдох носом, при этом плечи должны оставаться в расслабленном состоянии, а живот должен надуться как шарик;
5.Выдыхать плавно через рот, при этом живот сдувается;
6.Важно знать, что вдох короче, выдох в два раза длиннее.
Для лучшего запоминания действий при выполнении дыхательных упражнений с детьми, необходимо подобрать литературные материалы, которые можно найти на сайте «Биосвязь» в разделе «методическое материалы» www.biosvyaz.com. Например, можно выучить стихотворение:
Воздух через нос легко вдыхается,
И животик, словно шарик, надувается.
Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот,
И сдувается, как шарик, наш живот. (М.Тахистова)
III этап – основной (практический). Данный этап разделен на несколько последовательных режимов. Режим с датчиками и режим эмуляции.
1.Режим с датчиками. В состав комплексов «БОС - здоровье» входят электронные приборы для регистрации частоты сердечных сокращений, приборы соединены с компьютерами, на которых установлено программное обеспечение биологической обратной связи. «Занятие» на комплексе «БОС - здоровье» проводится в рамках непосредственной образовательной деятельности и позволяет активизировать навыки «правильного» дыхания и акцентировать внимание на формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
Схема работы с датчиками выглядит следующим образом:
-ребенок садиться на кресло возле компьютера в удобное положение (руки размещены на подлокотниках кресла, ноги ровно стоят на полу, спина в свободном положении, чаще – ребенок опирается спиной на спинку кресла);
-на тело ребенка, между ребрами, крепится эластичный пояс, которые регулируется индивидуально для каждого ребенка, со специальными датчиками (датчики не вызывают дискомфорт) улавливающие движение диафрагмы при вдохе и выдохе и показывающие результат работы дыхательной системы ребенка на мониторе компьютера;
-ребенок смотрит на экран компьютера и с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания (при вдохе через нос живот надувается, при выдохе через рот живот сдувается) в режиме «работы» (в здоровьесберегающей ИКТ «БОС - здоровье» два режима «работа» - во время этого режима ребенок упражняется в диафрагмально-релаксационном типе дыхания; и режим «отдыха», где ребенок дышит обычным дыханием) контролирует процесс движения столбика, при этом открывается картинка, ориентированная на выбранную тему непосредственной образовательной деятельности (далее НОД). Например: в теме «Зима» подобраны иллюстрации соответствующие зимнему пейзажу, на тему «Цветы» подобран ряд иллюстраций с различными видами цветов. При вдохе столбик поднимается, при выходе столбик опускается, открывая изображение той темы, которую выбрал педагог («животные», «растения», «птицы» и др.).
В Данном упражнении от компьютера (на мониторе) идет обратная связь процесса дыхания ребенка. Ребенок подстраивает во время режима «работы» свое дыхание так, чтобы в итоге на экране открылась картинка. Режимы «отдыха» и «работы» чередуются. После практической отработки материала на компьютере появляются графики дыхания, которые расшифровывает педагог. Для ребенка на экране после окончания «занятия» появляются солнышки для каждого режима работы. Солнышко – является отметкой в режимах «работы» и «отдыха», чем больше солнышек показано на мониторе компьютера, тем лучше ребенок выполнил задание. Максимальное количество солнышек – 5, минимальное – 1. Длительность занятия на компьютере составляет 7 минут, чередуя режим «отдыха» длящийся 1 минуту и режим «работы» длящийся так же 1 минуту.
В дополнительной модифицированной образовательной программе «Дышим и играем» для детей с особыми образовательными потребностями представлены такие темы «занятий», как «Дыхание животом», «Дружба сердца и легких» и др. Перед закреплением датчиков проводятся дидактические игры и упражнения с детьми. На занятиях по теме «Дружба сердца и легких» могут быть использованы следующие упражнения: «Послушай, как бьется сердце у твоего друга», «Расскажи, что такое пульс» и др. Основная цель упражнений перед работой с датчиками – систематизация знаний о дыхании, как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы.
2. Режим эмуляции. Основная особенность работы в режиме эмуляции заключается в том, что она проводится без использования датчиков. В этом случае будут задействовано большее количество детей. При работе следует учитывать, что необходима Mimio доска и специальные CD диски с программами для детей дошкольного возраста на темы «Счет», «Алфавит», «Цвета» и т.д. Данный режим проходит по такому же принципу, что и в работе с датчиками, все дети видят на Mimio доске в режиме «работы» столбик, который так же движется вверх и вниз, но автоматически. Если в работе с датчиками ребенок сам контролирует процесс движения столбика, то в Данном случае ребенок подстраивается под автоматическое движение столбика.
В дополнительной модифицированной образовательной программе «Дышим и играем» для детей с особыми образовательными потребностями
этот этап представлен рядом тематических «занятий», таких как «Полезное питание», «Да здравствует хорошее настроение» и др. В представленных темах подобраны стихотворения, которые обобщают пройденный материал, поддерживают интерес и активизируют навык «правильного» дыхания. В теме «Паспорт здоровья» детям объясняются особенности: после «занятий» навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях.
После проведения I и II этапов, заключающихся в 16 «занятиях» по дополнительной модифицированной образовательной программе «Дышим и играем» для детей с особыми образовательными потребностями, проведен мониторинг (методика диагностики прописана в дополнительной модифицированной образовательной программе «Дышим и играем»). Данные показали положительную динамику. Из 87 детей – 49 % имеют высокий уровень формирования навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания - ребенок овладел надежным навыком синхронизации фаз дыхания и работы сердца, снизился уровень психоэмоционального напряжения, повысил свои адаптационные возможности, получил навыки здорового образа жизни, повторный курс программы не требуется; 31 % имеют средний уровень - ребенок не до конца овладел навыком синхронизации фаз дыхания и работы сердца, снизил уровень психоэмоционального напряжения, получил навыки здорового образа жизни, рекомендован повторный курс программы; 7 % низкий уровень – ребенок не овладел навыками диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Данный уровень выявлен в процессе анализа «Дневника здоровья». Ребенку требуется повторный курс программы. Данные являются доказательством эффективности работы здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровье».
После проведения мониторинга появилась идея внедрения здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровье» во всех возрастных группах детского сада без использования датчиков и без режима эмуляции.
IV этап – заключительный (самостоятельный). Разработана система упражнений и заданий по Данной технологии, которые включают в свою работу педагоги при организации непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для детей с особыми образовательными потребностями. На основе тех же методических разработок «Будь здоров малыш» А. А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Ромодин и «Учись здоровью. Книга 1» В.А. Зверев, включена работа здоровьесберегающей ИКТ «БОС – Здоровье» в педагогический процесс. Метод «без датчиков» позволяет педагогу проводить дыхательные упражнения, не используя специального оборудования. В учебнике здоровья для детей «Будь здоров малыш» А. А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Ромодин в теме «Опыты с воздухом» представлены ряд экспериментов, которые педагог может использовать в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Например, дыхательное упражнение «Надуй воздушный шарик» - при входе носом живот надувается, при выдохе ртом живот сдувается. Важно отметить, что цель для ребенка не надуть шарик, а поймать в него воздух, который находится внутри него. Необходимый инвентарь: шарики для надувания и нитка. Игра - соревнование «Сравни шарики», цель игры сравнить объемы своего «пойманного» воздуха с «пойманным» воздухом других детей.
Так же можно использовать игру «Найди на зеркале…» - ребенку предлагается на зеркале нарисовать любой предмет (снежинку, солнышко, мячик и др.) и с помощью диафрагмально-релаксационного типа дыхания сделать так, чтобы запотело зеркало, и ребенок смог найти свой рисунок на нем. Выдох должен быть резким, для того чтобы зеркало запотело. Так же можно использовать упражнения «Закати мячик в ворота» и «Скажи на выдохе» и др. Таким образом можно проводить практически все дыхательные гимнастики, используя различный инвентарь (ленточки, мячики, бумагу и т.д.) в методике «БОС – здоровье» используя правила «правильного» дыхания.
На заключительном этапе представлены рекомендации для самостоятельной работы, которые предполагают: занять комфортное положение, плечи расслабить и опустить, руки положить на колени. Сделать неглубокий медленный вдох через нос с закрытым ртом, и постараться при этом надуть живот, затем сделать плавный, медленный выдох через рот.
Следует помнить, чтобы выдох был в два раза дольше вдоха. Например, вдох на «раз-два», а выдох на «раз-два-три-четыре». Не выдыхайте через силу, постарайтесь полностью расслабиться, никаких неприятных ощущений быть не должно. Диафрагмальное дыхание станет обычным типом дыхания при условии постоянных тренировок. Для повышения мотивации, детям предлагается вести дневник «Здоровья», где они могут отмечать любыми знаками свое самочувствие.
В настоящее время детский сад продолжает работу над повышением уровня навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с особыми образовательными потребностями. Повысился уровень здоровья воспитанников, это можно судить по следующим показателям - в октябре 2014 года началась работа по внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающей ИКТ «БОС – здоровья» , на тот момент заболеваемость в детском саду составляла 29 %, в феврале 2015 года, после того, как педагоги использовали данный метод на протяжении 4 месяцев, заболеваемость снизилась до 20 %. Можно предположить, что снижению заболеваемости способствовало использование в педагогической работе здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье». Этому способствовало снижение уровня заболеваемости, улучшение поведения детей, улучшение психоэмоционального состояния и повышение успеваемости в освоении образовательной программы.
Подведя итог, хочется отметить, что в современном мире перед нами открывается большие технологические возможности. Здоровьесберегающая ИКТ «БОС – здоровье» может использоваться в современной дошкольной образовательной организации, так как она способствует формированию осознанного отношения у детей к своему здоровью, позволяет педагогу сформировать навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей, повысить уровень здоровья детей с особыми образовательными потребностями и повысить знания детей о здоровом образе жизни.
В результате тренировок, которые длятся очень недолго, человек сохраняет навык диафрагмального дыхания на свою жизнь. Перейдя на 15-20 минут на диафрагмально-релаксационный тип дыхания, можно защитить себя от болезни, стресса, психоэмоционального напряжения, следовательно, обрести навык сохранения и укрепления здоровья.
Список использованной литературы:
1. Будь здоров малыш: учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ авт.-сост. А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Ромодин.- Санкт-Петербург, 2008. - 28с.
2. Учись здоровью. Книга 1/ авт.-сост. В.А. Зверев. – Биосвязь, филиал издательства «Просвещение»; Санкт-Петербург, 2008. – 127с.
3.Биосвязь: [электронный ресурс]. URL: http://www.biosvyas.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) с использованием здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных, игровых технологий
НОД по ФЭМП в старшей группе...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»
Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ». Задачи:Повысить у...
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации
Содержание работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности...
Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.
Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...