Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Лада Михайловна

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Составляем рассказы о городе Ртищево с помощью мнемотаблиц." Данный проект призван помочь детям с ОВЗ с ОНР- III и ОНР –IV уровня в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах; научить составлять рассказы по мнемотаблицам. Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы.  Дети вместе с родителями придумали свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Так же в проекте были использованы следующие технологии: интеграционная, здоровьесберегающая, игровая технология, куклотерапия, ИКТ – технологии. Проект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Может быть использован не только учителями – логопедами, но и воспитателями ДОУ.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта: учитель – логопед Никифорова Л.М.

Наименование образовательной организации:                                                    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области».                                                     Город Ртищево Саратовская область.                                                      Контактная электронная почта: lada.nikiforova@mail.ru                                                                                   

Название логопедического проекта:

 "Составляем рассказы о городе Ртищево с помощью мнемотаблиц."

Аннотация.                                                                                                                                  В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Составляем рассказы о городе Ртищево с помощью мнемотаблиц." Данный проект призван помочь детям с ОВЗ с ОНР- III и ОНР –IV уровня в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах; научить составлять рассказы по мнемотаблицам. Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы.  Дети вместе с родителями придумали свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Так же в проекте были использованы следующие технологии: интеграционная, здоровьесберегающая, игровая технология, куклотерапия, ИКТ – технологии. Проект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Может быть использован не только учителями – логопедами, но и воспитателями ДОУ.
Целевая аудитория: дети 5-6.5 лет с ОВЗ; с ОНР- III и ОНР –IV уровня, посещающие логопункт детского сада, родители, воспитатели.                              Сфера применения: непрерывная образовательная деятельность в ДОУ, занятия, беседы и игры с логопедом в логопункте, совместная деятельность детей, воспитателей, родителей, учителя – логопеда.                                                   Актуальность проекта.                                                                                                     В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР- III и ОНР –IV уровня. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания- развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
 Мнемотехника помогает детям овладеть связной речью – составлением пересказов рассказов, сказок; рассказыванием по сюжетной картинке, составлением описательных рассказов, творческих рассказов.
Применения мнемотехники  позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
 Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.                                                                                                 Описание проекта.                                                                                                                                           В течение пяти лет работы в логопункте, я использую приёмы моделирования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Данный прием эффективен при формировании словаря, в развитии связной речи, при автоматизации звуков. Продолжительность применения зависит от темы и цели занятия. Например, при развитии связной речи можно построить занятие только на одном методе моделирования. а при автоматизации звуков лишь частично. Это развивает не только речь ребенка, но и обеспечивает успешное освоение детьми знаний о живой и неживой природе, об окружающем мире, о людях и обществе. Здесь идет эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.                                                                                                                            

  Цели проекта:                                                                                                       

• Помочь детям с ОВЗ в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах;
• Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, словотворчество;
• Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
• Снять речевой негативизм, воспитать у детей с ОВЗ потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
• Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.
• Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице          и схеме;
• Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память;
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Обучать детей с ОВЗ правильному звукопроизношению.
• Воспитывать у детей любовь к авторским произведениям и своим собственным рассказам и стихам.
Задачи проекта:

1. Помочь детям с ОВЗ определить главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас, создавая графическое изображение персонажей (себя, мамы, папы, друзей), действий и предметов – объектов, заинтересовавших ребёнка                                                                                                   2. Научить детей с ОВЗ самостоятельно рисовать чёрным фломастером или карандашом мнемознаки. Один знак может обозначать несколько слов: глаз – это видел, смотрел, ноги – иду, ходил, бегал, дом – детский сад, вокзал, торговый центр, школа, деревья – парк, сквер, сад, лес. А может только конкретный предмет-  сердце – люблю, руль – ездил, книга – читал.

3. Знакомить детей с мнемодорожкой- дидактическим материалом, схемой, в которую занесена определённая информация.                                                                                                        4. В мнемодорожке использовать короткие слова – предлоги, напечатанные буквами, для того, чтобы дети понимали, что предлог – важная часть предложения и нашей речи в целом.
5. Составлять описательные мнемотаблицы  для творческого рассказывания и пересказа.                                                                                                                                   6. Учить детей с ОВЗ рассказывать о выбранном интересном месте города Ртищево по своей мнемотаблице      

План реализации проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

Подготовительный этап

1

1.Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

2. Индивидуальная экскурсия с ребёнком по городу Ртищево

3. Создание фотоальбома «Любимые места города Ртищево».

4. Создание презентации «Наш любимый город Ртищево»

Учитель - логопед,

Родители.

Родители, учитель –логопед.        Воспитатель

03.11.17г

04.11.17г- 06.11.17г.

07.11.17г.-09.11.17г.

05.11.17г.

Практический этап

1

Чтение сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».

Дети, воспитатель.

03.11.17г

2

Беседа «Как люди передают свои мысли».                       Д/ игра «Загадочные слова – картинки»

Дети, учитель -логопед

07.11.17г

3

 Логопедические подгрупповые занятия                                                     1. «Рифмы».                                                                                   2. «Наш любимый город Ртищево». («Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»)

Дети, учитель - логопед

08.11.17г

4

Д/игра «Составляем дорожки из слов – схем».                   Р/игра «Составь предложение про своё любимое место города по дорожке –схеме».

Дети, учитель - логопед

09.11.17г

5

Логопедические подгрупповые занятия                                                     1. «Экскурсия по городу Ртищево для Каркуши».                                                                                   («Автоматизация звука Р в словах, предложениях, пересказ текста по мнемотаблице»).                                                                                   2. «Экскурсия по городу Ртищево для Каркуши».                                                                                   («Составление рассказов про любимые места города Ртищево по мнемотаблицам»)

Дети с ОНР, учитель – логопед.              

Дети с ФФНР, учитель – логопед.            

10.11.17г

Заключительный этап

1

             2.

Просмотр видеозанятия родителями, воспитателями, детьми.

Дети заинтересованы творческим рассказыванием с использованием мнемотаблиц, более активны в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в совместной деятельности. Воспитатели используют мнемотаблицы в речевых играх, при заучивании стихов, пересказах коротких рассказов.

Родители, дети, воспитатель, учитель – логопед

13.11.17г

 В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города, предметные картинки к играм, иллюстрации к произведению, обыгрывали ситуацию помощи Путешественнику Роме и Вороне Каркуше, а затем сами участвовали в создании мнемосхем, мнемотаблиц и творческих рассказов по данным мнемотаблицам.  Каждый ребёнок – логопат попробовал свои силы в поисковой деятельности и моделировании схем для составления рассказа, а значит проявил достаточную для своего возраста активность в проективной деятельности. В проекте были задействованы дети, родители, педагоги, учитель – логопед, музыкальный руководитель ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии также неотъемлемая часть данного проекта. Здесь присутствуют индивидуальные экскурсии с родителями по городу, физминутки во время занятия, пальчиковые и кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, динамические паузы, подвижные игры.

На логопедических занятиях, входящих в проект, я использовала  куклотерапию для улучшения  адаптации детей непосредственно в коррекционной работе при постановке звука Р, его отработке в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, стихах и связной речи. Игра с куклой – мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда. В данном проекте я использую следующие варианты кукол: куклы – игрушки Путешественник Рома и Ворона Каркуша, которые создают игровую ситуацию, играют с детьми в речевые игры, вносят проблемную ситуацию в логопедическое занятие.                                                                                                    

Компьютерные технологии я включаю в структуру традиционного индивидуального и подгруппового логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, применяю как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры, а также мои логопедические игры – презентации "Домашние животные", "Домашние птицы", "Профессии", "Мой, моя, моё", "Приметы зимы", "Почта", "Зимние виды спорта", "Кто или что?", "Перелётные птицы" предотвращают утомление, поддерживают у детей с ОВЗ с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

В данном проекте используется презентация «Наш любимый город Ртищево», созданная воспитателем подготовительной группы Родиной Т.В. и фотографии любимых мест в нашем городе, сделанные родителями. Видеозапись педагогического процесса в начале и в конце учебного года позволяет увидеть и услышать изменения в звукопроизношении каждого ребёнка, оценить динамику образовательно -коррекционного процесса у каждого ребёнка, посещающего логопункт. 

Ожидаемый результат.                                                                                       Описательные рассказы составляются детьми в конце логопедического проекта. Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы.  Дети вместе с родителями придумывают свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей с ОВЗ увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети с ОВЗ преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей с ОВЗ рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению

Эффективность проекта.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ и нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей с ОВЗ видеть главное, систематизировать полученные знания.                                                                                                       По завершении проекта, дети стали проявлять интерес к творческому рассказыванию с использованием мнемотаблиц, стали более активны в общении  со сверстниками и взрослыми на занятиях и в совместной деятельности. Воспитатели продолжают использовать мнемотаблицы в речевых играх, при заучивании стихов, пересказах коротких рассказов. 
К концу подготовительной группы дети с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов. 
Список литературы.                                                                                                                              Зырянова Л.Н Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов Феникс 2013.

Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: 2012.                                                                                                         Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.                                                                                                                            

Терешкова Е.Б, Галиева Р.Ю, Жуковская Л.К. Учимся правильно слышать, видеть и говорить. Саратов 2013

Чистякова О.В. Обучение грамоте. С-ПБ Литера 2010.                                    Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

 Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ГНОМ и Д», 2001

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Интернет - ресурсы. Презентация «Наш любимый город Ртищево» Родина Т.В.                        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11           «Золотой петушок»  г. Ртищево  Саратовской области».

Утверждено:
Заведующий МДОУ
Петрушкова Т.А._________________
                             
 (Ф. И. О.)
Педсовет №2 от
     ноября 2017г.

Логопедический проект

"Составляем рассказы о городе Ртищево с помощью мнемотаблиц."

                                                                   Руководитель:

                                                                          учитель – логопед

                                                                           Никифорова Л.М.

                                      Ноябрь         2017 г.

Вид проекта: Практико - ориентированный

Возраст детей: от 5 до 6,5 лет

Участники проекта: 15 детей, родители, воспитатели, учитель - логопед.

Сроки реализации: краткосрочный с 3.11.17г. по 13.11.17г.

Актуальность проекта:

 В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР- III и ОНР –IV уровня. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания- развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
 Мнемотехника помогает детям овладеть связной речью – пересказыванием, рассказыванием по сюжетной картинке, составлением описательных рассказов, творческих рассказов.
Применения мнемотехники  позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
 Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Проект ориентирован на детей 5 - 6 лет и направлен на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов дошкольного учреждения и учителя - логопеда.
Цели

• Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах;
• Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, словотворчество;
• Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
• Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
• Развивать мелкую моторику у детей.
• Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице          и схеме;
• Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память;
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Воспитывать у детей любовь к авторским произведениям и своим собственным рассказам и стихам.
Задачи:

1. Помочь детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас, создавая графическое изображение персонажей (себя, мамы, папы, друзей), действий и предметов – объектов, заинтересовавших ребёнка                                                                                                   2. Самостоятельно рисовать чёрным фломастером или карандашом мнемо-знаки. Один знак может обозначать несколько слов: глаз – это видел, смотрел, ноги – иду, ходил, бегал, дом – детский сад, вокзал, торговый центр, школа, деревья – парк, сквер, сад, лес. А может только конкретный предмет-  сердце – люблю, руль – ездил, книга – читал.

3. Знакомить детей с мнемодорожкой- дидактическим материалом, схемой, в которую занесена определённая информация.                                                                                                        4. В мнемодорожке использовать короткие слова – предлоги, напечатанные буквами, для того, чтобы дети понимали, что предлог – важная часть предложения и нашей речи в целом.
5. Составлять описательные мнемотаблицы  для творческого рассказывания и пересказа.                                                                                                                                   6. Рассказывать о выбранном интересном месте города Ртищево по своей мнемотаблице                                                                                                                   Ожидаемый результат:

Описательные рассказы составляются детьми в конце логопедического проекта. Для закрепления полученных знаний изготовлен альбом по теме «Наш любимый город Ртищево» с рассказами - мнемотаблицами и рисунками и фотографиями детей в тех местах, о которых они составили рассказы.  Дети вместе с родителями придумывают свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению

План реализации проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

Подготовительный этап

1

1.Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

2. Индивидуальная экскурсия с ребёнком по городу Ртищево

3. Создание фотоальбома «Любимые места города Ртищево».

4. Создание презентации «Наш любимый город Ртищево»

Учитель - логопед,

Родители.

Родители, учитель –логопед.        Воспитатель

03.11.17г

04.11.17г –06.11.17г. 07.11.17г.-09.11.17г.

05.11.17г.

Практический этап

1

Чтение сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».

Дети, воспитатель.

03.11.17г

2

Беседа «Как люди передают свои мысли».                       Д/ игра «Загадочные слова – картинки»

Дети, учитель -логопед

07.11.17г

3

 Логопедические подгрупповые занятия                                                     1. «Рифмы».                                                                                   2. «Наш любимый город Ртищево». («Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»)

Дети, учитель - логопед

08.11.17г

4

Д/игра «Составляем дорожки из слов – схем».                   Р/игра «Составь предложение про своё любимое место города по дорожке –схеме».

Дети, учитель - логопед

09.11.17г

5

Логопедические подгрупповые занятия                                                     1. «Экскурсия по городу Ртищево для Каркуши».                                                                                   («Автоматизация звука Р в словах, предложениях, пересказ текста по мнемотаблице»).                                                                                   2. «Экскурсия по городу Ртищево для Каркуши».                                                                                   («Составление рассказов про любимые места города Ртищево по мнемотаблицам»)

Дети с ОНР, учитель – логопед.              Дети с ФФНР, учитель – логопед.            

10.11.17г

Заключительный этап

1

Просмотр видеозанятия  родителями , воспитателями детьми.

Родители, дети, воспитатель, учитель – логопед

13.11.17г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11           «Золотой петушок»  г. Ртищево  Саратовской области».

Конспект подгруппового логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».

Лексическая тема: «Наш любимый город Ртищево».

Учитель – логопед Никифорова Лада Михайловна

08.11.2017г.

Цели:

1. Автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух - учить определять наличие или отсутствие данного звука в слове.

2. Активизировать словарный запас по теме «Наш любимый город Ртищево».

3. Развивать умение определять количество слогов в слове.

4. Продолжать учить словообразованию. Закреплять умение правильно образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных с помощью суффиксов «ик», «чик», «чка».

5. Развивать связную речь при составлении предложений из заданных слов.

6. Развивать память, внимание, мышление, воображение, умение подбирать рифмы к словам.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук в игре «Колечки».

8. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу, краю.

Оборудование: кукла Путешественник, макет «Поезд с вагончиками», предметные картинки (дом, грузовик, тротуар, сквер, стадион, светофор, дорога, мамы, папы, девчонки, мальчишки, дома, домишки, парк, собор, дорога, новостройка), компьютер, презентация «Наш любимый город Ртищево», сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Мнемознаки чёрно – белые: стоит, пойдёт, салют, сверкает, смотрю, расскажу, друзья., столы, магнитная доска, магниты. Конверт, напечатанные стихи о городе Ртищево.

Ход:

Игровая ситуация                                                                                                            Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях Путешественник Рома, он хочет с вами поиграть и побольше узнать о нашем городе.

Основная часть.

1.Автоматизация Р в слогах, чистоговорках.

Путешественник: Здравствуйте, ребята! Я давно путешествую по малым и большим городам нашей огромной родины. Вы знаете, как она называется?

Дети (стоя в кругу): Наша родина – Россия.

Путешественник: У каждого из нас есть и малая родина – наш родной город. Как называется город, в котором вы живёте?

Дети: Наш родной город – Ртищево.

Путешественник: Какой звук мы слышим в начале слова Россия, в начале слова Ртищево, в начале слова Родина?                                                                           Дети: Мы слышим звук Р, это согласный твёрдый звонкий звук.

Путешественник: Правильно, поможете мне побольше узнать о своём родном городе? Предлагаю всем отправиться в путь на моём весёлом автомобильчике. Заводите мотор вместе со мной.

Дети: Др-р-р-р. Р-р-р-р.

Путешественник: Поехали! Повторяйте за мной и делайте «Колечки»

РА-РА-РА- в путешествие пора,

РО-РО-РО- не поедем на метро,

РУ – РУ - РУ- в руки руль я беру,

РЫ-РЫ-РЫ- быстро спустимся с горы!

2.Развитие фонематического слуха, автоматизация Р в словах.

Логопед: Уважаемый Путешественник, мы с ребятами давно готовились к встрече с тобой и сделали презентацию «Наш любимый город Ртищево».

Путешественник: Спасибо, я очень рад.                                                                                  Логопед: А я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен». Я буду читать названия всех интересных мест в городе, а вы хлопайте в ладоши каждый раз, когда в слове услышите звук Р.

Просмотр презентации «Наш любимый город Ртищево». Игра «Будь внимателен».

 Слова для игры: герб города Ртищево, церковь, собор, железнодорожный вокзал, бронетранспортёр, зенитка, памятник павшим, дворец культуры, самолёт, сквер, памятник героям – землякам, стадион, новостройка, памятник детям войны, памятник пограничникам, старинный паровоз, физкультурный оздоровительный комплекс, фонтан, парк, детская игровая площадка.

(Дети садятся за столы.)

3. Речевая игра «Назови ласково».

Логопед: Как и в каждом городе, в Ртищево есть дома, светофоры, скверы, грузовики, дороги и тротуары. Предлагаю вам выбрать себе картинки и назвать предметы, которые там нарисованы, ласково.

Дети: дом-домик, светофор- светофорчик, сквер- скверик, грузовик- грузовичок, дорога- дорожка, тротуар- тротуарчик.

4.Физминутка.

Путешественник: давайте немного прокатимся на моём автомобильчике.

Качу, лечу во весь опор, (бег по кругу, повороты воображаемого руля)

Я сам шофёр и сам мотор,

Нажимаю на педаль - (остановка, движение правой ногой)

И машина мчится вдаль (бег по кругу в противоположную сторону)

Ты по городу кати, (бег)

Не сбивайся с пути! (остановка)

                             (Н.В.Нищева)

5. Речевая игра «Распредели картинки по вагончикам».

Логопед: Мы доехали до вокзала, вот и поезд. Он совсем не простой, в вагоне №1 могут ехать слова из одного слога, в вагоне №2 – из двух слогов, в вагоне № 3 – из трёх слогов. Выберите по своему желанию картинки и распределите их по вагонам.

Слова для игры: парк, сквер, вокзал, собор, дорога, светофор.

6. Речевая игра "Рифмы".

Путешественник: Хочу научить вас играть в "Рифмы"                                                            Перед вами два стола, на каждом из них картинки, давайте назовём их.        Теперь каждый из вас возьмёт себе по одной картинке с каждого стола, чтобы эти слова заканчивались одинаково, т.е. рифмовались и разместит их рядом на магнитной доске. (шар - пожар, мамы - папы, домишки- мальчишки, красный - прекрасный, фонтанчик - одуванчик, стадион - чемпион).

7. Речевая игра "Доскажи словечко".

Логопед: А теперь эти рифмы помогут нам поиграть в игру "Доскажи словечко". Читает авторское стихотворение, дети договаривают подходящие по смыслу и рифме слова. (Учитель – логопед использует мнемознаки для помощи детям)

Город наш Ртищево ни мал, ни велик,

Он возле реки Хопёр  ...( стоит).

Есть в нём домики и домишки,

Живут в них девчонки и ...(мальчишки).

В День города мамуля пирог испечёт,

Утром вместе со мной в парк  ...( пойдёт).

Вечером все жители на площадь придут,

Будут смотреть красивый  ...(салют).

На площади весёлая музыка играет,

А в небе огромный салют ...(сверкает)!

Я салют очень- очень люблю,

Уши закрываю, а глазами ...(смотрю).

В нашем Ртищево я много лет живу,

Всё тут знаю и вам  ...(расскажу).

Приезжайте в гости сами,

Будем лучшими  ..(друзьями)!

Путешественник: У вас получилось замечательное стихотворение - письмо о родном городе Ртищево. Кто ещё хочет рассказать стихотворение о своём городе? Кому мне можно передать ваши послания?

Дети высказывают свои предложения: Это стихотворение можно послать детям в другой город, туда, куда ты, Путешественник, отправишься из  города Ртищево.

Путешественник: Спасибо за подарок, берёт конверт со стихами. До свидания. (Уезжает)

Итог.

Логопед: Вы сегодня хорошо поработали, подружились с Путешественником. Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Если вам понравилось играть в игры, которые предлагал Путешественник и было легко в них играть, то возьмите зелёную сигнальную карточку. Если вам было трудно, неинтересно, то поднимите красную карточку.                                                                           (Дети выбирают подходящие для самооценки карточки.)                                                          Логопед: Предлагаю вам дома вместе с родителями нарисовать или сфотографировать своё самое любимое место в нашем городе. На следующем занятии мы будем рассматривать ваши рисунки и составлять рассказы о достопримечательностях нашего города Ртищево.

Список литературы:

Зырянова Л.Н Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов Феникс 2013.

Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: 2012.                                                                                                         Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.                                                                                                                            

Терешкова Е.Б, Галиева Р.Ю, Жуковская Л.К, Учимся правильно слышать, видеть и говорить. Саратов 2013

Чистякова О.В. Обучение грамоте. С-ПБ Литера 2010.

Интернет - ресурсы. Презентация «Наш любимый город Ртищево» Родина Т.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11          «Золотой петушок»  г. Ртищево  Саратовской области».

Конспект подгруппового логопедического занятия.

Тема: «Экскурсия по городу для Каркуши».                                                                                   («Составление рассказов про любимые места города                                                   Ртищево по мнемотаблицам»)

Учитель – логопед Никифорова Лада Михайловна.

10.11.2017г.

 Цели:

• Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации о родном городе Ртищево и его интересных местах;
• Обогащать словарный запас детей антонимами, развивать связную речь, словотворчество;
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
• Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
• Развивать мелкую моторику у детей.
• Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице      и схеме;
• Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память;
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Воспитывать у детей любовь к авторским произведениям и своим собственным рассказам и стихам.

Оборудование: Мнемотаблицы, фотоальбом «Любимые места города Ртищево», кукла Каркуша, столы, проектор, компьютер, фотографии города для демонстрации на экране, счётный материал, предметные картинки для игры «Скажи наоборот», сигнальные карточки красного и зелёного цвета.

Ход:

Игровая ситуация                                                                                                            Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях ворона Каркуша,                       она хочет расспросить вас об интересных местах нашего города.

Основная часть.

1.Автоматизация Р в слогах, чистоговорках.

Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я пролетала над вашим городом, и он мне очень понравился. А вы хорошо знаете свой город?

Как называется город, в котором вы живёте?

Дети: Наш родной город – Ртищево.                                                                                             Каркуша: Можете ли вы определить, есть ли в моём имени звук Р? Каррркуша. Где он находится? (В начале слова, в середине или в конце?)                                                                         Дети: Мы слышим звук Р в середине слова Каркуша, это согласный твёрдый звонкий звук.

Каркуша: Правильно, а в слове Ворона есть звук Р? Где он находится?

Ответ детей.                                                                                                  

Каркуша: Правильно, а в слове Экскурсовод есть звук Р? Где он находится?

Ответ детей.                                                                                                  

Каркуша: Правильно, а кто же это такой - Экскурсовод? Чем он занимается?

 Ответ детей.                                                                                                  

Каркуша: Правильно, вы побудете моими экскурсоводами, поможете мне побольше узнать о своих любимых местах в городе? Предлагаю всем отправиться в полёт, покружить над городом, рассмотреть его с высоты птичьего полёта. Полетели! Повторяйте за мной и делайте «Колечки»

РА-РА-РА-  нам в полёт уже пора,

РО-РО-РО- не поедем на метро,

РУ – РУ - РУ- вот штурвал я беру,

РЫ-РЫ-РЫ- приземлимся у горы!

2.Развитие фонематического слуха, автоматизация Р в словах.

Логопед: Уважаемая Каркуша, мы с ребятами давно готовились к встрече с тобой и сделали интересный фотоальбом «Любимые места города Ртищево».

Каркуша: Спасибо, я очень рада.                                                                                  Логопед: А я предлагаю вам поиграть в игру «Экскурсовод для Каркуши».

Открываем первую страницу, начинаем первую экскурсию.                          Дети по очереди рассказывают о своём любимом месте в городе с опорой на свою мнемотаблицу. (5детей) (1. Я расскажу о площади в городе Ртищево. Я ходил на площадь с мамой и папой. Я видел на площади детей и взрослых. На площади я слышал музыку и видел, как дети танцуют и поют. Ночью на площади я видел салют. Я люблю ходить на площадь в городе Ртищево с мамой и папой.)

Фотографии для рассказов: детский сад, собор, железнодорожный вокзал, дворец культуры, центральная площадь, стадион, каток, физкультурный оздоровительный комплекс, сквер с фонтаном, парк, детская игровая площадка, школа, торговый центр, бассейн «Дельфин», Яблоневые сады «Сады Придонья, река Хопёр.

Каркуша: Спасибо за интересные рассказы, друзья. Предлагаю продолжить полёт. 3. Физминутка.      Лайнер. (Сапгир)

Лайнер отправляется в полёт.  (Руки в стороны, ходьба по залу).                                             Лайнер – пассажирский самолёт. (Покачивание руками из стороны в сторону).  Ростом лайнер с трёхэтажный дом (Руки вверх)                                                      Полетим и мы на нём. (Бег по залу друг за другом, руки отвести назад).

4. Речевая игра «Скажи наоборот».

Каркуша: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

Как и в каждом городе, в Ртищево есть дома, светофоры, скверы, грузовики, дороги и тротуары. Предлагаю вам выбрать себе картинки и назвать слово, противоположное тому, которое назову я. У меня дом высокий, а у вас…низкий, у меня светофор светит тускло, а у вас- … ярко, у меня сквер грязный, а у вас…чистый, грузовик едет быстро, а у вас…-медленно, дорога- широкая, а дорожка… -узкая, мой тротуар близко, а ваш…- далеко.

Каркуша: Прошу вас приготовить геометрические фигуры и счётные палочки. Игра «Выложи из палочек и фигур мою любимую букву».                   Дети выкладывают различные буквы. Побеждает тот, кто выложил букву Р. Каркуша: У вас получились замечательные буквы. Я всех хвалю, но мне хочется узнать, интересно ли вам было играть со мной? А мне было очень любопытно послушать ваши рассказы о любимых местах города Ртищево. Полечу, расскажу о вашем городе всем, кого встречу. До свидания! (Улетает)    Итог.                                                                                                                                     Логопед: Вы сегодня хорошо поработали, подружились с Каркушей. Что вы провели для Каркуши? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Если вам понравилось играть в игры, которые предлагала Каркуша и было легко в них играть, то возьмите зелёную сигнальную карточку. Если вам было трудно, неинтересно, то поднимите красную карточку.                                                                           (Дети выбирают подходящие для самооценки карточки.)                                                          Логопед: Предлагаю вам пригласить своих мам и пап в детский сад, чтобы посмотреть кино, как к нам прилетала Каркуша, а вы были для неё экскурсоводами.                                                                                                      Список литературы:  Интернет - ресурсы. Презентация «Наш любимый город Ртищево» Родина Т.В.  Зырянова Л.Н Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов Феникс 2013.                                               Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: 2012.                                                                                                         Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.                                                                                                                             Терешкова Е.Б, Галиева Р.Ю, Жуковская Л.К, Учимся правильно слышать, видеть и говорить. Саратов 2013.Чистякова О.В. Обучение грамоте. С-ПБ Литера 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики социальной дезадаптации и развития произвольности для детей 4 - 7 лет с разными образовательными потребностями "Играю и расту счастливым"

В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Данная разработка может быть полезна для специалистов, которые работают с детьми, имеющими задержку...

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Банк педагогических идей: Домашняя математическая игротека для детей и родителей

Под  математическим  развитием  дошкольников  следует  понимать  сдвиги  и изменения  в  познавательной  деятельности  личности,  которые...

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...

"Педагогические идеи классиков об игровой деятельности детей"

В статье дается сравнительный анализ взглядов как педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), так и современных педагогов и раскрывается теория игровой деятельности детей. Подр...

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Памятка для родителей детей с особыми воспитательными потребностями

Памятка для родителей детей с особыми воспитательными потребностями...