Проблемно - игровая ситуация в образовательном процессе ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности
является создание образовательной педагогической ситуации,
обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno_-_igrovaya_situaciya_v_obrazovatelnom_processe_dou.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно - игровая ситуация в образовательном процессе.
В современных условиях активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей. Дети не могут рассматриваться как пассивные исполнители воли педагогов, а значимым для их развития является их участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в форме сотрудничества. Проявить себя, как личность ребенок сможет только как субъект деятельности, считают авторы программы «Детство». Но развивает не столько деятельность, а та позиция, которую занимает ребенок в той или иной ситуации, т. е субъектная позиция. Она связана с такими компонентами, как:
- целеполагание (младший дошкольник принимает цель взрослого; старший – самостоятельно ее ставит);
- владение ребенком способом деятельности;
- способность получить результат деятельности:
- самоконтроль и самооценка.
Личностно-субъективная позиция позволяет ребенку принять цель деятельности взрослого или поставить ее самостоятельно. Основная задача педагога – найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности.
Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.
Реализация содержания образовательной программы «Детство», по которой я работаю, предполагает творческое конструирование педагогом образовательного процесса, единицей конструирования которого выступают образовательные ситуации. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности, предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Используя образовательные ситуации, я отхожу от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создаю условия раскрепощенности, позволяю ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.
Образовательная ситуация «Печенье на день рождения»
Задача: | Развивать умение детей подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители |
Проблема: | Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста. | Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку. |
Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить формочки | Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки. Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки. Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок. Можно взять конструктор и нарезать им. Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом. |
Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком? | У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто. |
Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации | Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно и праздновать Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания. |
Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем |
Образовательная ситуация «Как помочь Рукодельнице»
Задача: | Развивать умение подбирать предметы заместители и определять их свойства. |
Проблема: | Рукодельница замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что нет скалки. Что же делать? Ведь мачеха велела испечь к обеду пироги. |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Чем раскатать тесто? | Катушкой, бутылкой, палкой, круглой толстой палкой, банкой |
Предлагает каждому раскатать тесто предложенными предметами. | Дети пробуют каждый свой вариант для раскатывания теста. Выбор сделали – бутылка, палка круглая, гладкая |
А как вы думаете почему? | Эти предметы гладкие, их удобно держать |
Педагог предлагает помять, погладить, сжать, ударить об стол тесто. Какое тесто на ощупь? | Мягкое, липкое, эластичное, упругое, красивое, доброе, нежное. Дети с удовольствие исследуют тесто. Делают вывод: толстой палкой раскатать тесто быстрее и аккуратнее, а другой вариант-это бутылкой |
Образовательная ситуация «Незнайка и его друзья»
Задача: | Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать приемы умственных действий, вариативность мышления; формировать социальную компетентность. |
Проблема: | Есть такой сказочный город, который называется Цветочный. В нем живут маленькие человечки, у каждого из них есть свое имя. Человечки дружат между собой и Шпунтик, и Гусля, и Знайка. Имя Гусля означает, что человечек играет на музыкальных инструментах, Знайка – все знает. И есть среди них такой человечек, которого зовут Незнайка. Почему его так назвали? У каждого из них есть своя мечта. Незнайка, например, мечтает полететь на Луну к своим друзьям, которые разговаривают на непонятном языке. Его мечта сбылась: он получил письмо, а прочитать его не может и просит у нас помощи. «ЗДРАВСТВУЙ НЕЗНАЙКА. ЗАВТРА ЗА ТОБОЙ ПРИЛЕТИТ КОРАБЛЬ, ТЫ СЯДЕШЬ В НЕГО И ПРИЛЕТИШЬ К НАМ. ОЧЕНЬ ЖДЕМ» (буквы в письме расположены вверх ногами, в зеркальном отображении). |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Ребята, как нам помочь Незнайке? | Дети внимательно рассматривают письмо. Буквы в письме перевернуты или неправильно написаны |
А как вы догадались? | Дети пробуют разные варианты. Надо приставить правильную букву к неправильной. Надо просто перевернуть письмо вверх ногами. |
А чем печатные наши буквы отличаются от их букв? | Они написаны неправильно. Буквы стоят на голове. Но они же не похожи на нас. У них нет ума, наверное. |
Если бы у них не было ума, они не писали бы письмо Незнайке | Пусть Незнайка сам учится читать, он же большой. |
А мы с вами умеем правильно печать буквы в тетрадях? | Конечно, умеем, и читать, и писать. |
Вот видите, что случилась с Незнайкой | Потому, что он ленивый и не хотел заниматься. |
Я ему передам, чтобы он учился. Но сейчас он ждет помощи от нас. | Сейчас быстро ему поможем. Дети берут листочки и карандаши и начинают по буквам переводить письмо. Радостно читают, что получилось. И делают вывод, только надо, чтобы Незнайка сам тоже учился и не был ленивым. |
Образовательная ситуация «Платье для куклы»
Задача: | Формировать умение внимательно рассматривать предмет, описывать увиденное, отмечать детали, наблюдать за работой взрослых. |
Проблема: | В группы вошла Лена в красивом платье, чем обратила на себя внимание остальных детей. Какое красивое у тебя платьице. Пуговицы красивые. Птичка на кармане тоже красивая, желтая. На горле беленькое. Большие какие рукава. Дети подошли к Лене и стали рассматривать карманы с аппликацией, воротничок, пышные рукава платья с кружевами. У Леночки сегодня день рождения, поэтому она такая нарядная – говорит воспитатель. Воспитатель сообщает, что у куклы Кати тоже скоро день рождения. Предлагает – «Давайте сошьем кукле новое платье, порадуем ее, поздравим с днем рождения?» Малыши с удовольствием поддерживают предложение. |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
С чего мы начнем работу? Что нам необходимо, чтобы начать шить платье? | Надо ножницы принести и тряпку. Еще иголка и нитка нужна. Машина, которая шьет. |
Вместе с воспитателем выбирают материал, достают инструменты, снимают с куклы мерку. Начинают кроить | |
. Воспитатель сметывает детали кроя. | Надо примерить платье, чтобы узнать подошло оно или нет. |
Платье мы сметали. Можно уже дарить его кукле? | Оно не красивое. Здесь еще нитки есть. Оно порвется, большие дырки. Крутят платье, засовывают пальцы между швами. |
А на чем можно сшить детали платья? | Еще можно иголкой. Можно заклеить. У нас есть машина маленькая, которая шьет. Достают швейную машинку, пытаются вдеть нитку в иголку. Не получается, просят воспитателя. |
Чтобы платье стало совсем красивым, что еще будем делать? | Надо карманы прилепить, как у Тани. А еще надо цветок вырезать из другого материала. Надо красивый воротничок сшить. А у моей мамы есть красивый бант на платье. А у моей – жук-брошка. А у моей блестит красиво. Примеряют платье на куклу. Прикладывают детали. Просят воспитателя пришить их. |
Образовательная ситуация «Как помочь Незнайке»
Задача: | Развивать умение использовать предметы заместители, считать парами. |
Проблема: | Незнайка приходит в группу. Он сегодня именинник и хочет угостить детей конфетами, но он не знает, сколько детей присутствует сегодня. |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Как помочь Незнайке? | Посмотреть на детей. Посмотреть список. Посчитать. Дети начинают считать, но путаются и у них получается все время разный результат. |
Что еще можно посчитать, чтобы узнать количество детей в группе? | Тарелки, чашки, ложки, кровати. Дети считают, но выясняется, что некоторых детей сегодня нет в группе, они отсутствуют по разным причинам. |
Может быть, есть личные вещи, которые есть у всех детей? Давайте посчитаем, например, куртки. | «Есть»- кричат дети. Это шапки, куртки, штаны, обувь, варежки. Егор предлагает посчитать варежки. Дети начинают с удовольствием считать куртки в шкафу, но оказывается – во многих шкафах висят запасные куртки. Дети достают рукавицы, считают. Их оказывается 40 штук. |
Значит, у нас сегодня присутствует 40 детей? | Егор, Никита, Наташа замечают ошибку в подсчетах: «У каждого должно быть по две варежки». Диана предлагает сложить их парами. Дети складывают варежки по две. Считают, получается 20 пар, и делают вывод, что детей сегодня присутствует 20 человек. Незнайка угощает детей конфетами. |
Образовательная ситуация «Маша и медведь»
Задача: | Формировать умение оказывать помощь, устанавливать соответствие между емкостью и предметом. |
Проблема: | Дети скажите, зачем люди ходят в гости друг к другу? Ответы: приглашают на день рождения, навестить бабушку и дедушку, друга, поиграть в интересные игры. Послушайте, какая история произошла с девочкой Машей. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст. Он порвался и пирожки рассыпались. Маша расстроилась. Как же ей донести пирожки? |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Как можно помочь Маше? Что ей посоветовать? | Предлагают Маше вернуться домой. Но пока она возвращается домой за пакетом, кто-нибудь пирожки съест. Их можно завернуть в лист лопуха, они бывают большие. А можно узелок сделать поменьше и сложить туда пироги. Можно дырку заколоть булавкой. Положить пирожки в карманы, в подоле нести удобно. А лучше снять с себя футболку или майку, перевязать один конец и сложить пирожки. Можно сложить пирожки в подол. Можно снять с головы платок. |
Дети пробуют завернуть пирожки в лопух, убеждаются, что завернуть можно, но это ненадежно - лопух может порваться. Заворачивают пирожки в платок. Если расстелить платок, сложить в него пирожки и завязать узелок, будет удобно нести пирожки. | |
Давайте представим, что мы в лесу. Что нас окружает? | Нас окружают трава, деревья, кустарники, цветы. Можно сплести несколько веночков, положить их друг на друга, перевязать травой, внутрь положить лопух, а на него пирожки и нести. Ребята пробуют все предложенные варианты. Не бывает безвыходных ситуаций, надо только подумать. |
А как же Маша узнает о предложенных вами вариантах? | Можно ей письмо написать. Рисунки нарисовать. Фотографии сделать и отправить. Умеющие писать дети, пишут письмо. Кто-то зарисовывает, предложенные детьми варианты. Маша будет рада той помощи, которую ей оказали дети. Она выберет подходящий для нее вариант. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно - игровая ситуация "Поможем Красной Шапочке."
Образовательная область "Безопасность", "Здоровье"....
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Проблемно – игровая ситуация. «Поможем Красной шапочке»
Возраст: средняя группаТема: «Поможем Красной Шапочке».Приоритетная образовательная область: Безопасность.Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста первоначал...
Доклад «Постановка проблемно-игровой ситуации в организации в воспитательно - образовательном процессе»
Разрешение проблемно-игровой ситуации в постановке образовательного процесса...
Конспект основной образовательной деятельности с использованием проблемно - игровых ситуаций по математике в средней группе: «Задачи от Фиксиков»
Эта образовательная деятельность содействует формированию мышления, памяти, воображению и других психических процессов....
Особенности использования проблемных ситуаций в образовательном процессе ДОО
Актуализация, гипотеза, специфика......