Особенности использования проблемных ситуаций в образовательном процессе ДОО
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Особенности использования проблемных ситуаций в образовательном процессе ДОО.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы:
1.) Постановка, формулирование проблемы;
2.) Актуализация знаний детей;
3.) Выдвижение гипотез, предположений;
4.) Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
5.) Введение знаний в систему
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.
Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений. Для развития полноценного игрового общения педагоги используют игровые обучающие ситуации (ИОС) с игрушками, с литературными персонажами, игры- путешествия.
Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.
1. Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.
2. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
3. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.
4. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности) следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.
Список литературы:
1.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64с.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемного обучения в процессе экологического воспитания
Для успешного усвоения детьми материала по экологическому воспитанию ис пользую новый метод- проблемное обучение. В статье раскрываются методы проблемного обучения , способы создания пр...
«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»
При проведении занятий по экспериментированию очень важното, как преподносится учебный материал. Для того,чтобы лучше заинтересовать детей , мы создаем проблемные ситуациию...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ
Занатия с применением проблемных ситуаций использованные в процессе коррекции ошибок детей, допускаемых при счете....
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
Учёт индивидуальных особенностей воспитанников в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Коррекционную педагогическую деятельность с детьми строю с учётом данных мониторинговых исследований речевого развития с целью дальнейшего планирования индивидуального маршрута образовательной работы ...
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...
Особенности использования проблемно-игровых ситуаций для развития интересов детей
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у них творческого мышления, познавательных умений и способностей. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление ...