ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по теме

 

1. Сюжетно-ролевые игры

(СРИ)

2. Настольно-печатные игры

(НПИ)

3. Словесные игры (СИ)

 

4. Подвижные игры (ПИ)

 

5. Игры со строительным материалом (ИСМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_nereglamentirovannoy_deyatelnosti.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ

Игровая деятельность

1. Сюжетно-ролевые игры

(СРИ)

2. Настольно-печатные игры

(НПИ)

3. Словесные игры (СИ)


4. Подвижные игры (ПИ)


5. Игры со строительным материалом (ИСМ)

2 раза в неделю


Каждый день


1-2 раза в неделю


Каждый день 1-2 игры

2 раза в неделю

Художественная деятельность

Изобразительная деятельность

(ИЗО)

2 раза в неделю

Исследовательская деятельность

1. Наблюдение в уголке природы

(НУП)

2. Наблюдение на прогулке

(НП)

3. Опыты и эксперименты (ОЭ)

Каждый день


Каждый день


1 раз в неделю

Трудовая деятельность

1. Хозяйственно-бытовой труд

(ХБТ)

2. Труд в природе (ТП)


3. Ручной труд (РТ)

Каждый день 10-15 минут

Каждый день


1 раз в неделю

Социальная деятельность

1. Основы этики, морали, нравственности (ЭМН)


2. Основы общения (ОО)

Каждый день



Каждый день

Театрализованная деятельность

1. Художественное слово (ХС)


2. Выразительное движение (ВД)


3. Музыкальное искусство (МИ)


4. Драматизация (Др)

2 раза в неделю


1 раз в неделю


1 раз в неделю


1 раз в неделю

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

НУП

НПИ

ОЭ

ХБТ

НУП

НПИ


ХБТ

НУП

НПИ

ХС

ХБТ

НУП

НПИ

ИСМ

ХБТ

НУП

НПИ

ИЗО
ХБТ

Прогулка

НП

ТП

ПИ

Вечер

СИ

НП

ХБТ

РТ

СРИ

ХБТ

ОБЖ

МИ

ХБТ

ХС

Др

ХБТ

ОБЖ

ВД

ХБТ

Примечание: ОО, ЭМН – задачи данных видов деятельности решаются через все другие виды запланированной деятельности.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

(младшая группа)


п\п

ЦЕЛЬ

СЮЖЕТЫ
ИГР

1.



2.



3.

4.


5.


6.



7.



8.


9.

Учить воспроизводить отдельные игровые действия, носящие условный характер (ребенок «кормит» куклу, «делает уколы» и т.п.)

Учить выполнять предметные действия не только с предметами, но и с предметами – заместителями.

Учить выполнять роль фактически, не называя ее.

Побуждать к развертыванию парного ролевого взаимодействия («мама – дочка»).

Учить изменять ролевое поведение в ходе игры в зависимости от роли партнера или сюжета.

Учить развивать сюжет в воображаемой ситуации: сюжет – цепочка из двух действий, при этом воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Побуждать детей подбирать атрибуты для роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами.

Побуждать к активности, самостоятельности, проявлению доброты.

Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в играх.

Семья,

Больница,

Магазин,

Парикмахерская,

Детский сад,

Магазин игрушек,

Автобус,

Пароход,

Зоопарк.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

(средняя группа)


п\п

ЦЕЛЬ

СЮЖЕТЫ
ИГР

1.



2.


3.


4.





5.



6.


7.



8.




9.


10.

Учить называть роли, выполнять именно те действия, которые характерны для выбранной роли.

Учить менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета.

Учить налаживать ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами.

Учить выстраивать последовательность нескольких ролевых действий (цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий) в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная действительность взрослых.

Формировать умение отличать воображаемый мир от настоящей жизни, т.е. замечать соответствие и несоответствие роли и реальности.

Побуждать самостоятельно удерживать воображаемую ситуацию.

Содействовать разным формам обращения к сверстнику, способствующим бесконфликтно подключаться к игре.

Привлекать детей к совместному придумыванию новых сюжетов, комбинируя различные события реалистического, сказочного, фантастического характера.

Побуждать детей к самостоятельному выбору сюжета игр.

Формировать основы социальных норм и правил поведения.

Семья,

Больница                (с отделениями),

Магазин,

Парикмахерская,

Автобус,

Моряки,

Прачечная,

Салон красоты,

Детский сад,

На улице,

Театр,

Зоопарк,

Пароход,

Кукольный театр,

Кафе.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

(старшая группа)


п\п

ЦЕЛЬ

СЮЖЕТЫ
ИГР

1.




2.



3.


4.


5.



6.




7.



8.



9.


10.


11.

Учить выполнять роли, в которых ребенок проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми, социальные функции людей.

Учить выделять типичные ролевые отношения лиц, роли которых выполняют дети в соответствии, с которыми строят свое поведение.

Учить распределять роли до начала игры на протяжении всей игры.

Учить налаживать игру небольшим коллективом – 2-3 ребенка.

Учить создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами – сверстниками.

Развивать гибкое ролевое поведение при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками.

Способствовать отражению в сюжетно-ролевых играх содержания любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов.

Закрепить основные социальные нормы и правила поведения.

Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Семья,

Кафе,

Почта,

Больница                (с отделениями), Поликлиника, Аптека, Зоолечебница, Ателье,

Салон красоты,

Магазин (несколько назначений),

Киоск «Газеты и журналы», Прачечная, Химчистка, Фабрика,

Завод (разного назначения), Детский сад, Дискотека, Уличное движение, Театр,

Цирк,

Зоопарк,

Музей,

Армия, Строительство, Аэропорт, Космодром, Путешествие с приключениями, Космическое путешествие, Путешествие (выбор вида транспорта).

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

(подготовительная группа)


п\п

ЦЕЛЬ

СЮЖЕТЫ

ИГР

1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.

Учить отображать в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество).

Учить придерживаться своей роли во время игры.

Учить до начала игры проговаривать не только роли, но и замысел игры.

Учить удерживать воображаемую ситуацию самостоятельно.

Формирование поло-ролевых представлений девочек и мальчиков, отражение их в игре.

Совершенствовать навыки социального поведения.

Вызвать интерес к труду взрослых и воспитывать уважение.

Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре.

Семья,

Школа,

Библиотека,

Банк,

Больница с разными отделениями, Поликлиника, Зоолечебница, Ферма,

Дом мод,        Ателье,

Салон красоты, Магазин (несколько назначений),

Киоск «Газеты и журналы»,

Кафе, Почта, Телефонная станция, Прачечная, Химчистка, Стадион, Фабрика,

Завод (разного назначения), Уличное движение, Театр, Цирк, Зоопарк,

Музей,

Дискотека,

Служба спасения, Пожарные,

Армия,

«Скорая помощь», Строительство, Аэропорт, Космодром, Путешествие с приключениями, Космическое путешествие, Путешествие (выбор вида транспорта).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(средняя группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Бег

Самолеты,

Цветные автомобили,

У медведя во бору,

Найди себе пару, Лошадки,

Птички и кошка,

Кот и мыши.

Учить легкому бегу врассыпную по сигналу.

Прыжки

Воробушки и автомобиль,

Лиса в курятнике.

Учить правильному спрыгиванию со скамейки (высота 10-15 см)

Прыжки

Перепрыгнем через ручеек.

Учить правильным прыжкам через узкое и широкое препятствие на двух ногах (от 10 до 40 см)

Прыжки

Зайцы и волк, Огуречик-огуречик.

Учить правильным прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.

Метание

Охотник и зайцы.

Учить правильному замаху, броску мяча в подвижную цель.

Метание

Подбрось-поймай.

Учить правильному броску и ловле мяча двумя руками.

Метание

Накинь на кольцо.

Учить метанию, развивать глазомер, координацию движений.

Лазание

Кролики.

Учить правильному пролезанию в обруч.

Лазание

Котята и щенята.

Учить правильному лазанию по гимнастической лестнице и пролезанию под препятствием.

Ориентировка

Найди, где спрятано,

Прятки.

Развивать внимание, учить ориентироваться в пространстве.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(старшая группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Бег

Карусель,

Кошка и мышка, Мышеловка,

Мы – веселые ребята.

Учить бегу по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость.

Бег

Хитрая лиса,

Караси и щука,

Гуси – лебеди.

Учить бегу врассыпную, действовать по сигналу, воспитывать наблюдательность.

Бег

Золотые ворота.

Учить ходьбе «змейкой» с изменением скорости движения.

Прыжки

Сделай фигуру.

Учить подскокам с ноги на ногу, формировать умение сохранять равновесие.

Прыжки

Пастух и стадо.

Учить прыжкам с продвижением вперед, формировать умение ориентироваться в пространстве.

Прыжки

Кто скорее?

Учить прыжкам через скакалку с продвижением вперед.

Прыжки

Прыжки через веревку,

Удочка.

Учить прыжкам через шнур (скакалку) на месте, развивать ловкость.

Прыжки

Не оставайся на полу.

Учить прыжкам с возвышения, бегу по сигналу, развивать ловкость.

Прыжки

Классы.

Учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.

Метание

Перебежки.

Учить метанию в подвижную цель.

Метание

Накинь кольцо,

Попади в обруч,

Снежные круги,

Забрось мяч в кольцо,

Кегли.

Учить метанию в неподвижную цель, развивать глазомер, координацию движений.

Метание

Охотник и зайцы.

Учить метанию в подвижную цель, закрепить умение бегать на скорость.

Лазание

Медведь и пчелы,

Пожарные на учении.

Учить лазанию на препятствие, развивать ловкость.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(подготовительная группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Бег

Ловишка, бери ленту,

Два Мороза,

Краски.

Закрепить навык бега по сигналу, развивать произвольное внимание, ловкость.

Бег

Пустое место,

Бездомный заяц,

Палочка-выручалочка.

Учить бегу на скорость, закрепить умение ориентироваться в пространстве, воспитывать выдержку.

Бег

Горелки.

Учить бегу в паре, воспитывать выдержку.

Бег

Море волнуется.

Учить бегу «змейкой», спокойной ходьбе, чередовать их, закрепить умение ориентироваться в пространстве, воспитывать выдержку.

Бег

Паук и мухи.

Учить легкому бегу, формировать умение сохранять равновесие, воспитывать выдержку.

Бег

Третий лишний.

Учить бегу по кругу, закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Бег

Жмурки с голосом.

Учить ходьбе по кругу в разные стороны, воспитывать наблюдательность.

Прыжки

Не попадись!

Учить прыжкам в круг и обратно, развивать ловкость.

Прыжки

Волк во рву.

Учить прыжкам через преграду, развивать ловкость, формировать умение сохранять равновесие.

Прыжки

Скакалки.

Закрепить умение прыгать через скакалку на одной и двух ногах, на месте, с продвижением вперед.

Прыжки

Классы.

Закрепить умение прыгать на одной и на двух ногах.

Прыжки

Кенгуру.

Учить прыжкам на двух ногах с мячом от «Старта» до «Финиша» на скорость.

Метание

Передай мяч,

Ловишка с мячом.

Закрепить умение метать в подвижную цель.

Метание

Забрось мяч в кольцо.

Закрепить умение метать в неподвижную цель.

Метание

Мяч соседу.

Учить быстрой передаче мяча из рук в руки по кругу.

Лазание

Перелет птиц.

Учить лазанию по гимнастической лестнице, закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Лазание

Ловкие обезьяны.

Учить лазанию по гимнастической лестнице, воспитывать находчивость.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(младшая группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕЛЬ

Игровое взаимодействие

1. Создавать условия для «игры рядом».

2. Развивать способность ребенка привлекать партнера для игры.

3. Побуждать к игровому взаимодействию по 2-3 человека.

Общение

1. Побуждать детей к речевому общению простыми предложениями.

2. Учить слушать детей друг друга и отвечать на вопросы сверстников.

Совместная деятельность детей на занятиях

1. Способствовать проявлению интереса к предметным действиям партнера, подражанию им.

2. Развивать способность пригласить партнера к выполнению совместной работы.

3. Поощрять попытки детей наладить сотрудничество.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(средняя группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕЛЬ

Игровое взаимодействие

1. Создавать условия для игровых объединений из

 2-5 человек.

2. Способствовать длительному взаимодействию детей друг с другом.

3. Формировать умение распределять роли в игре, согласовывать игровые действия по ходу игры.

4. Развивать ролевое общение.

5. Учить разрешать конфликты путем объяснения партнеру своих притязаний.

Общение

1. Побуждать детей высказываться распространенными предложениями.

2. Формировать умение вести беседу.

Совместная деятельность детей на занятиях

1. Формировать способность (с помощью взрослого) разделить материал и распределить обязанности при выполнении работы.

2. Формировать навык взаимного контроля за действиями сверстника.

3. Вызывать стремление к получению результата.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(старшая группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕЛЬ

Игровое взаимодействие

1. Способствовать избирательности и устойчивости взаимодействия детей.

2. Учить согласовывать правила игры при ее планировании.

3. Побуждать детей совместно распределять роли.

4. Учить разрешать конфликты и критиковать действия партнеров, основываясь на правилах игры.

Общение

1. Формировать умение сообщать не только о реальных событиях, но и о прошедших.

2. Закреплять умение вести беседу, выслушивать собеседника, своевременно задавать вопросы.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на рассказ другого.

Совместная деятельность детей на занятиях

1. Развивать способность предложить группе сверстников план совместной работы.

2. Воспитывать самостоятельность при распределении обязанностей внутри группы.

3. Побуждать детей учитывать мнение друг друга.

4. Воспитывать чувство сопричастности к общему делу.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ
(подготовительная группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕЛЬ

Игровое взаимодействие

1. Формировать умение совместно планировать игру, распределять роли.

2. Поощрять детей за помощь и поддержку детей друг другу.

3. Формировать умение ориентироваться в игровом взаимодействии на социальные нормы и правила.

Общение

1. Формировать умение вести продолжительную беседу, поддерживая одну тему.

2. Формировать умение передавать информацию полно и точно.

3. Учить уточнять сообщения другого.

Совместная деятельность детей на занятиях

1. Способствовать дальнейшему расширению и усложнению форм совместной работы (интегрированная деятельность).

2. Побуждать детей к сотрудничеству вне продуктивных видов деятельности.

3. Формировать умение коллективно создавать замысел.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(младшая группа)

ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ


Небо.

Солнце.

Погода.

Дождь.

Ветер.

Птицы.

1. Учить определять и называть характер погоды (тепло, холодно, идет дождь, дует ветер).

2. Учить описывать небо (чистое, голубое, серое, тучи на небе).

3. Учить определять силу ветра (ветер деревья раскачивает, гнутся ветки, летят листья).

4. Формировать типичные знания признаков осени (пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю).

5. Учить замечать изменения в поведении птиц (собираются стаи, улетают в теплые края, остаются птицы, которые не боятся холода).

6. Формировать знания о труде взрослых на огороде и саду.

ЗИМА


Небо.

Солнце.

Облака.

Снегопад.

Метель.

Снежинки.

Капель.

Ворона.

Синичка.

Снегирь.

1. Формировать представления о зиме, привлекать внимание к неживой природе.

2. Формировать представления о природном материале (снег, лед, вода) и их свойствах.

3. Учить отличать по ярким характерным признакам зиму.

4. Учить наблюдать за облаками, характеризовать солнце.

5. Привлекать внимание к красоте и разнообразию форм снежинок.

6. Раскрыть значение слов и явлений, которые они обозначают (метель, снегопад, капель).

7. Формировать представление о внешнем виде, повадках птиц.

8. Учить устанавливать закономерность в образе жизни зимующей птицы и погодных изменениях.

ВЕСНА


Состояние погоды.

Изменения погоды.

Небо.

Солнце.

Облака.

Снег.

Птицы.

Насекомые.

Свойства воды.

Набухание почек.

Появление листьев, травы, первых растений.

1. Формировать первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих в природе весной (солнечная, дождливая и ветреная погода, появление туч, сильного ветра, грома, молнии).

2. Учить сравнивать форму, цвет облаков, особенности солнца зимой и весной.

3. Познакомить со свойствами, внешним видом снега весной.

4. Привлекать внимание к свойствам воды, образованию ручейков.

5. Учить долговременно, наблюдать за изменениями растений (их рост, цветение).

6. Формировать представление о зависимости роста растений, появлению насекомых от изменений в природе.

7. Учить различать и называть 1-2 растений (мать-и-мачеха, подснежник), птиц (грач, ворона), насекомых (бабочка, жук, кузнечик).

8. Формировать позицию помощника и защитника живой природы.

9. Развивать восприятие природы как прекрасного.

10. Воспитывать наблюдательность.

ЛЕТО


Небо.

Солнце.

Облака.

Ветер.

Дождь.

Растения.

Птицы.

Насекомые.

1. Формировать представления о лете как времени года.

2. Закрепить умение наблюдать за явлениями природы и замечать изменения в погоде.

3. Закрепить названия растений, их отличительных признаков.

4. Закрепить имеющиеся знания о птицах и насекомых, их внешнем виде, повадках.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(средняя группа)

ОБЪЕКТ

 НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ


Изменение погоды в солнечный и пасмурный день.

Небесные светила (солнце, луна, звезды).

Изменение цвета листьев.

Травянистые растения и деревья.

Листья клена, березы.

Состояние водоема.

Изменение в жизни птиц, животных, насекомых.

Работа в теплице, огороде.

1. Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона: состояние погоды и основные осенние явления (хмурое небо, мелкий холодный дождь, туман).

2.Учить узнавать и называть деревья, кустарники и травянистые растения по листьям, плодам, семенам, количеству и особенностям стеблей.

3. Учить выделять основные признаки, по которым можно обобщить деревья и кустарники, и травы.

4. Способствовать появлению интереса к самостоятельному наблюдению.

5. Формировать понимание необходимости помощи природе.

6. Закрепить знание изменений, происходящих в жизни животных, птиц, насекомых осенью.

7. Формировать представление о зависимости среды обитания, погодных изменений и образе жизни всего живого.

8. Привлекать внимание к изменениям, происходящим с небесными светилами утром, днем, вечером.

ЗИМА


Зимнее небо, звезды, зимний пейзаж.

Явления природы: снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель.

Следы на снегу.

Ветер.

Солнце.

Деревья и кустарники под снежным покровом.

Повадки птиц.

Сосульки в оттепель.

Погода в ветреный день.

Снежинки при свете фонаря.

Сугробы.

Лед.

Узоры на стекле.

1. Расширить представления о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзают реки, озера, пруды, метут метели, небо).

2. Сформировать представление о продолжительности дня и ночи зимой.

3. Раскрыть значение слов пурга, вьюга, оттепель и явлений, которые они обозначают.

4. Учить определять состояние воды.

5. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой, погода – состояние воды, снега, время года – состояние растений, одежда человека).

6. Учить сравнивать деревья по толщине ствола и виду веток.

7. Учить различать хвойные и лиственные деревья.

8. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей в лесу.


9. Расширить представления о птицах (внешний облик, разнообразие пород, особенностях образа жизни зимующих птиц).

10. Побуждать детей видеть красоту природы, рассматривая заснеженные деревья, снежинки, узоры на стекле.

11. Вызвать желание у детей помочь зимующим птицам, сделав кормушки.

12. Учить наблюдать продолжительное время за образованием сосулек, устанавливая причину их появления.

ВЕСНА


Погода.

Красота весеннего неба, пейзажа.

Оттепель: изменение плотности и цвета снега.

Сосульки.

Трава на солнечной стороне участка.

Первые весенние цветы.

Гнездо птицы.

Почки на деревьях, листья.

Весенний дождь.

Первая гроза.

Одуванчик (разные стадии).

Посадка саженцев.

Насекомые.

1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

2. Уточнить представления о весеннем состоянии деревьев (цветущих).

3. Учить различать 2-3 цветущих дерева.

4. Расширить представление об образе жизни птиц: прилет в родные края, размножение, поведение (стаи, гнезда).

5. Расширить представления о жизни насекомых (потребность в тепле, пище).

6. Учить различать и называть насекомых.

7. Уточнить представления о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (посадки растений и длительные наблюдения за ними).

8. Упражнять в навыках посадки и ухаживания за растениями.

9. Развитие наблюдательности.

10. Воспитание осторожного и доброжелательного поведения во время игр на природе.

ЛЕТО


Погода.

Растения.

Птицы.

Насекомые.

1. Уточнить представления о признаках лета.

2. Закрепить знания о растениях (строение, размножение, рост).

3. Закрепить знания о птицах и насекомых.

4. Побуждать длительно наблюдать за изменениями в погоде, объектами природы.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(старшая группа)

ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ

Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, высота стояния солнца, изменение температуры, первые заморозки, туман, роса, небо (звездные светила, облака).

Прозрачность воздуха, скорость его передвижения.

Прекращение роста и отмирание верхних частей растений.

Внешний вид деревьев и кустарников, трав.

Исчезновение насекомых.

Отлет насекомоядных и водоплавающих птиц.

Труд дворника и садовника.

1. Обобщить представления о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост, цветение, созревание плодов), особенности жизнедеятельности в лесу животных и птиц.

2. Уточнить представления о труде людей в сельской местности.

3. Формировать понятие об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).

4. Раскрыть значение слов туман, роса, заморозки и явлений, которые они обозначают.

5. Формировать представление о ветре как перемещении воздуха.

6. Закрепить представления о взаимосвязи особенностей жизнедеятельности растений и погодными изменениями.

7. Закрепить умение сравнивать по внешним признакам деревья, кустарники, травы.

8. Конкретизировать представления об основных группах растений, насекомых и животных.

9. Привлечь внимание детей к особенностям поведения насекомых осенью.

10. Учить устанавливать взаимозависимость между особенностями погоды и жизнедеятельностью насекомых и птиц.

11. Формировать представление о необходимости уборки сухих листьев на газонах.

ЗИМА


Небо, тучи, звезды, солнце.

Выход и заход солнца (по ориентирам).

Снег.

Метель.

Вьюга, поземка.

Приметы изменения погоды.

Замерзание воды в лужах, на водоеме.

Деревья и кустарники.

Повадки зимующих птиц.

1. Углубить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня.

2. Учить замечать особенности осадков: снег как хлопья, снег как крупа.

3. Учить замечать особенности ветра со снегом: метель, вьюга, поземка.

4. Привлечь внимание детей к особенностям строения снежинки, рассматривая ее под лупу.

5. Учить определять погоду по приметам.

6. Учить определять положение солнца по ориентирам.

7. Углубить представления о свойствах воды зимой.

8. Учить различать деревья по коре, расположению ветвей, оставшимся плодам (6-7 деревьев).

9. Расширить и углубить представления о зимовке птиц, зверей, рыб, насекомых.

10. Закрепить представления о взаимосвязи между внешним видом животных и погодными условиями.

11. Формирование понимания роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы.

ВЕСНА, ЛЕТО


Увеличение светового дня.

Солнце, изменение его пути в течение дня.

Кучевые облака.

Таяние снега, образование сосулек и капель.

Деревья.

Почки.

Ручейки.

Ледоход.

Половодье.

Первые ростки травы.

Гнездование птиц.

Активный рост растений.

Насекомые.

1. Обобщить понятия о характерных признаках весны.

2. Закрепить знания о соотношении продолжительности дня и ночи.

3. Учить определять зависимость образования кучевых облаков от процессов таяния снега.

4. Закрепить умение наблюдать за изменениями, происходящими со снегом, на протяжении нескольких дней, появлением капели в солнечные дни.

5. Формировать представления о зависимости между таянием снега и солнечной погодой, о скорости таяния снега на тенистой и солнечной стороне дерева или дома.

6. Учить длительно наблюдать и сравнивать время появления и набухания почек у разных деревьев и кустарников.

7. Формировать представление о необходимости достаточно большого количества влаги для бурного роста растения весной.

8. Раскрыть смысл понятий ледоход, половодье и явлений, которые они обозначают.

9. Учить отслеживать появление первых ростков и количеством солнечного света.

10. Способствовать наблюдению за изменениями в поведении птиц: греются на солнце, громко чирикают, дерутся, строят гнезда, устраиваются в скворечниках.

11. Формировать представление о способности живых существ чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи).

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(подготовительная группа)

ОБЪЕКТ
НАБЛЮДЕНИЯ

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ


Осенние явления (туман, затяжной дождь, заморозки, ветры и т.д.).

Долгота дня, высота стояния солнца, движение его на небосводе.

Небо (облака, планеты, космос).

Воздух. Осадки. Окраска листьев.

Подготовка насекомых к зиме.

Водоем.

Поведение птиц.

Труд на огороде, в саду.

Самостоятельные наблюдения.

1. Обобщить представление о лете, его признаках.

2. Систематизировать знания об осени.

3. Расширить представления о состоянии растений (изменение окраски листьев).

4. Расширить представления о способах распространения семян растениями.

5. Систематизировать представления о многообразии насекомых (внешний вид, место обитания, передвижение, питание, размножение).

6. Закрепить знания детей о водоеме как среде обитания животных, насекомых, птиц, рыб, установить взаимосвязь между образом их жизни.

7. Обобщить представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

8. Формировать представления о дыхании растений, животных, рыб, человека.

9. Способствовать самостоятельным наблюдениям за изменениями погоды (термометр, флюгер, приметы).

10. Обобщить знания необходимости труда на огороде, в поле, в саду.

ЗИМА


Небо, звезды, луна, солнце.

Определение погоды по приметам (на завтра).

Сравнение погоды (вчера и сегодня).

Снегопад (изменение глубины сугробов).

Следы на снегу.

Кора деревьев (пробковый слой).

Поведение и повадки птиц.

Рыболовы на водоеме.

Красота зимнего пейзажа.

1. Обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе.

2. Закрепить знания о связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

3. Обобщить представления о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ.

4. Закрепить умение определять погоду по приметам.

5. Учить сравнивать погоду вчера и сегодня.

6. Закрепить представление о зависимости количества выпавших осадков и глубине сугробов.

7. Учить различать следы на снегу (птиц, животных, взрослого человека, ребенка, санок, машины, лыж  и т.п.), устанавливать их давность.

8. Формировать представление о защите деревьев от морозов с помощью пробкового слоя коры.

9. Способствовать самостоятельным наблюдениям за поведением птиц (время кормления, особенности определенных пород птиц в поведении и питании).

10. Выявить особенности зимней рыбалки, установить зависимость толщины ледяного слоя от погодных условий.

11. Формировать знания о безопасном пребывании на льду водохранилища.

12. Привлекать внимание детей к красоте зимней природы в разное время суток, при разном состоянии погоды.

13. Побуждать детей длительно наблюдать за состоянием воды, льда, снега.

ВЕСНА, ЛЕТО


Солнце, небо, луна, звезды.

Длительность дня.

Изменения снега.

Сосульки, проталины, ручьи.

Прилет перелетных птиц, добывание корма.

Рыбы в водоеме.

Уборка снега.

Обрезка деревьев в садах.

Труд людей в сельской местности.

Почва.

Сокодвижение растений.

Цветение растений, набухание почек.

Появление бабочек.

Водоем.

Изменение погоды перед грозой.

1. Обобщить представления о типичных весенних явлениях в неживой природе.

2. Расширить представления о признаках роста и развития живых организмов.

3. Закрепить умение определять длительность дня.

4. Обобщить представления о зависимости температуры, освещенности и быстроты таяния снега, образования сосулек, капели, проталин.

5. Уточнить и расширить знания детей об особенностях поведения птиц, зависимости строения клюва от способа добывания пищи.

6. Привлечь внимание детей к поведению рыб в водоеме в теплые весенние дни.

7. Формировать представление о снегозадержании, уборке снега в городах.

8. Расширить представления о труде взрослых в садах и огородах.

9. Учить устанавливать зависимость между особенностями почвы и появлением первых ростков.

10. Привлечь внимание к процессам жизнедеятельности деревьев, формировать представление об активности движения соков в коре деревьев весной.

11. Формировать представления о цикличности в жизни деревьев.

12. Способствовать самостоятельным наблюдениям за появлением первых насекомых.

13. Обобщить представления о процессах таяния льда на водоеме.

14. Способствовать отслеживанию изменений погоды перед грозой.

15. Уточнение основных правил поведения человека в экосистеме.

ТРУД В ПРИРОДЕ

(младшая группа)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Труд на участке.

ОСЕНЬ.

Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды.


ЗИМА.

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Постройка из снега домика для куклы, зверушек.

Лепка различных форм снега.


ВЕСНА.

Посев семян гороха, бобов, лука на огороде (конец апреля).


ЛЕТО.

Поливка грядок, клумб, уход за растениями на участке.


Труд в уголке природы.

Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив).

Уход за животными (кормление, уборка).

1. Приобщить к труду в природе.

2. Вызвать интерес к труду взрослых по уходу за растениями и животными.

3. Учить простым приемам ухода за растениями (поливка, протирание пыли на крупных листьях) и животными (кормление совместно со взрослыми) в зависимости от их состояния.

4. Познакомить с приемами посадки растений (сеять крупные семена, сажать лук).

ТРУД В ПРИРОДЕ

(средняя группа)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Труд на участке.

ОСЕНЬ.

Уборка участка от листьев, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений.

Сбор овощей на огороде.

Подготовка игровой площадки к зиме.


ЗИМА.

Уборка участка после снегопада.

Подготовка корма для обитателей уголка природы.

Подкормка птиц.

Замораживание цветных льдинок.

Устройство горки для кукол, берлоги для медведя.

Сооружение построек из снега, используя прием выравнивания.

Стряхивание снега с веток деревьев и кустарников.

Окапывание снегом деревьев.


ВЕСНА.

Перекопка грядок на огороде.

Окапывание деревьев и кустарников (совместно со взрослым).

Посадка корнеплодов.


ЛЕТО.

Поливка огорода.


Труд в уголке природы.

Украшение уголка природы.

Уход за рыбками.

Замена воды в аквариуме (совместно со взрослыми).

Уход за растениями (полив, рыхление почвы, сбор сухих листьев, опрыскивание) и животными (кормление) с помощью взрослых в уголке природы.

1. Приобщать к труду в природе.

2. Побуждать к совместному труду со взрослыми по уходу за растениями и животными.

3. Учить приемам ухода за растениями и животными в зависимости от их состояния.

4. Формировать умения самостоятельно поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать воду в поилки, класть корм в кормушки.

5. Приобщать к участию в выращивании зелени для корма птиц и животных в уголке природы в зимнее время.

6. Познакомить с приемами ухода за огородом, деревьями и цветами на участке.

7. Упражнять в навыках посадки (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).

8. Привлекать детей к оформлению уголка природы в соответствии с временем года.

9. Содействовать проявлению самостоятельности к уборке участка.

10. Учить использовать снег для сооружения построек для игры.

11. Учить приемам заботы о деревьях и кустарниках в зимнее время.

12. Воспитывать уважение к труду.

ТРУД В ПРИРОДЕ

(старшая группа)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Труд на участке.

ОСЕНЬ.

Сбор семян цветов (дикорастущих трав для подкормки птиц). Сбор урожая на огороде.

Перенос цветущих растений с участка в группу. Заготовка листьев и семян для аппликаций и т.д. Составление коллекций, гербариев. Очистка и перекопка грядок. Уборка листьев. Обрезка кустарников.

ЗИМА.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц. Расчистка дорожек от снега. Утепление молодых деревьев. Стряхивание снега с веток. Изготовление и вывешивание цветных льдинок на участке. Устройство снежных построек. Разбрасывание снега для быстроты таяния.

ВЕСНА.

Вывешивание скворечников (совместно со взрослыми). Подготовка участка к весне (уборка сухих листьев, побелка стволов деревьев) совместно со взрослыми. Помощь воробьям в сооружении гнезд.

ЛЕТО.

Прополка и поливка огорода.

Разбрасывание песка на дорожках участка.


Труд в уголке природы.

Посадка в уголке природы овса для кормления животных, лука, петрушки.

Подготовка комнатных растений к зимнему периоду.

Уход за комнатными растениями (поливка, опрыскивание, обрезка), животными, рыбками (смена воды в аквариуме, кормление животных, уборка клеток совместно со взрослыми.

Подкормка комнатных растений. Посадка комнатных растений. Черенкование.

Посадка семян растений для участка.

1. Формировать умение ухаживать за растениями, ориентируясь на состояние, внешние признаки.

2. Учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.

3. Учить самостоятельно заботиться о растениях и животных в уголке природы.

4. Учить выкапывать овощи на огороде, перекапывать грядки, пересаживать растения из грунта в уголок природы.

5. Учить сгребать снег к стволам деревьев.

6. Учить выращивать зелень для обитателей уголка природы.

7. Учить выращивать цветы к празднику совместно с воспитателем.

8. Привлекать к перекопке земли на огороде, посеву семян, высадке рассады.

9. Привлекать к прополке, рыхлению, поливке грядок и клумб.

10. Воспитывать уважение к труду.

11. Воспитывать партнерские отношения в процессе труда.

ТРУД В ПРИРОДЕ

(подготовительная группа)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Труд на участке.

ОСЕНЬ

Уборка участков от листьев.

Сбор природного материала для занятий.

Сбор семян цветов и дикорастущих растений.

Сбор урожая на огороде.

Перенос цветущих растений в группу.

Извлечение из земли луковиц и корневищ цветущих растений.

Сбор растений для гербария.

Перекопка земли.

Посадка кустов и деревьев.

Сбор ягод рябины.

ЗИМА.

Установка кормушек для птиц.

Устройство зимних построек.

Посыпка скользких дорожек песком.

Подкормка птиц на участке.

Изготовление ледяных игрушек.

Сбор талой воды для поливки комнатных растений.

ВЕСНА.

Разбрасывание снега для быстроты таяния.

Установка скворечников (совместно со взрослыми).

Разбивка огорода на грядки.

Перекопка клумб.

Посадка семян, высадка рассады.

ЛЕТО.

Прополка и поливка огорода.


Труд в уголке природы.

Устройство выставки овощей, выращенных на огороде.

Уход за растениями, животными, рыбками.

Выращивание зеленого корма для животных.

Проращивание семян для посадки.

Посев овса, гороха.

Пересадка комнатных растений.

Подкормка комнатных растений.

1. Закрепить умение самостоятельно выполнять обязанности дежурного по уголку природы.


2. Закрепить навыки посадки и ухода за растениями, выкапыванию луковиц и клубней цветочных растений.


3. Учить определять потребность комнатных растений во влаге, свете и в соответствии с этим ухаживать за ними.


4. Воспитывать привычку самостоятельно подкармливать птиц на улице, собирать плоды и семена для их подкормки.


5. Воспитывать уважение к труду и формировать партнерские отношения в процессе трудовых действий.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

(младшая группа)


П/П

ВИД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


П/П

ЦЕЛЬ

1.

2.



3.




4.



5.


6.


7.





8.

Игры с пальчиками.

Драматизация сказок:

«Репка», Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

Показ сценок и сказок на фланелеграфе: «Три медведя», «Колобок», «Кто сказал – мяу?».

Показ кукольного театра:

«Заяц и гуси», «Утята и шалуны», «Еж и грибок».

Чтение в лицах стихотворения М.Ивенсен «Елочка».

Инсценировка стихотворения А.Барто «Грузовик».

Показ кукольного театра:

«Волк и семеро козлят», «Про маленького котенка», «Упрямые козлики», «Ножки не идут», «Еж и медведь».

Показ теневого театра «Лиса и заяц».

1.






2.


3.


4.


5.




6.




7.


8.

9.





10.

Обогащать детские представления яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность.

Учить воспринимать произведения искусства.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Побуждать выполнять имитационные действия.

Развивать способность понимать смысл разнообразных вопросов и умение отвечать на них.

Развивать умение задавать вопросы самого различного характера, активно включаться в диалог.

Развивать элементы монологической речи.

Развивать мелкую моторику.

Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках.

Учить использовать различные пластические выразительные средства с целью создания образа.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

(средняя группа)


П/П

ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


П/П

ЦЕЛЬ

1.






2.







3.



4.


5.

6.



7.



8.



9.

Инсценировки:

«Лиса и заяц», «Как непослушный котенок обжег себе лапку» (придумывание), «Как у Наташи чуть не улетела птичка», «Оживим сказки».

Фланелеграф:

«Кто как от дождя спасается», «Маша и медведь», «Детки в клетке», «Как вести себя на улице», «Заюшкина избушка», «Заяц и еж», «Жихарка», «Лесная история».

Театр игрушек:

«Про машину», «Почему они одинокие».

Кукольный театр «Лесная история».

Игры с пальчиками.

Драматизация:                       «Три поросенка», «Красная шапочка».

Настольный театр: «Снегурушка и лиса», «Два жадных медвежонка».

Пальчиковый театр: «Светофор», «Перчатки», «Кто сказал – мяу?»

Импровизация «Порадуем своих родных».

1.


2.


3.






4.





5.


6.


7.




8.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Развивать творчество и фантазию.

Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотносить личный опыт с фактами, описанными в нем.

Учить самостоятельно разыгрывать небольшие сценки, театрализованные представления, инсценировать стихи и песенки.

Поощрять самостоятельность, инициативу.

Учить различать жанры сказки и рассказа.

Учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей, чувствовать юмор, оценивать ситуации, поступки.

Способствовать получению удовольствия от участия в театрализованных действиях.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

(старшая группа)


П/П

ВИД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


П/П

ЦЕЛЬ

1.






2.



3.






4.

5.


6.


7.


8.





9.

Кукольный театр:

«Петрушкины загадки», «Хрюша не грязнуля», «Бантик и пузырик», «Дед Мороз», «Трудолюбивая курочка», «Зайкин дом».

Сценические этюды:

«Отгадай, что я ем», «Отгадай, где я», «Зимний лес».

Драматизация:

«Без друзей не прожить», «Зимовье», «Зимние долги» (Скребицкий), «Теремок», «Цветик-семицветик», «Медведь и солнце» (Сладков).

Пальчиковые игры.

Игра «Петрушки», «Котята и Барбос».

Настольный театр: «Волк и семеро козлят».

Калядование накануне Рождества.

Пантомима:

«Я случайно разбил чашку», «Как мама наряжается», «Я пришивала пуговицу и уколола палец».

Инсценировка стихов С.Я.Маршака, М.Карима «Врунишки».

1.



2.




3.


4.


5.


6.




7.

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Совершенствовать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням.

Совершенствовать исполнительские умения.

Развивать связную выразительную речь.

Развивать способность к творческому перевоплощению.

Воспитывать доброжелательные отношения в процессе самостоятельной деятельности.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

(подготовительная группа)


П/П

ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


П/П

ЦЕЛЬ

1.



2.







3.



4.



5.

Фланелеграф:

«Светофор», «Воробьишко» (Горький).

Драматизация:

«Ласточка» (Сладков), «Любочка и ее помощники», «Самый лучший пароход», «Лиса и козел», «В лес на прогулку», «Дружные зайчата», «Лебедь, рак и щука» (Крылов).

Пальчиковый театр:

«Не хватайся», «Дружная семья».

Кукольный спектакль: «Двенадцать месяцев», «Смешные истории».

Настольный театр:

«Федорино горе»

1.






2.





3.



4.




5.




6.

Способствовать целостному восприятию художественного произведения, выделять персонажей, определять их характер, особенности поведения.

Учить вносить изменения в сюжеты инсценировок, придумывать новые сюжетные линии, вводить новых персонажей, действий.

Развитие творческих способностей в исполнительской деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения, в том числе передавать характер персонажа.

Формирование положительных межличностных взаимоотношений в процессе исполнительской деятельности.

Поощрять самостоятельность и инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология построения календарного планирования нерегламентированных видов детской деятельности в средней группе МДОУ д/с «Сказка»

Технология построения календарного планирования нерегламентированных видов детской деятельности в средней группе МДОУ д/с «Сказка»ПонедельникУтро   1.Воспитание КГН2.Труд в уголке природы3.М...

Технология построения календарного планирования нерегламентированных видов детской деятельности в средней группе МДОУ д/с «Сказка»

Технология построения календарного планирования нерегламентированных видов детской деятельности в средней группе МДОУ д/с «Сказка» УтроПрогулка2 половина дня...

Примерное тематическое планирование нерегламентированной деятельности детей подготовительной группы

Тематическое планирование в подготовительной группе на тему "Праздник бабушек и мам"...

Тематическое планирование нерегламентированной деятельности в младшей группе на тему «Насекомые»

Нерегламентированное планирование на тему "Насекомые" в младшей группе...

Примерное планирование нерегламентированной деятельности на тему "Детский сад"

Материал будет интересен педагогам детей младшего дошкольного возраста...