Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)
Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.docx | 23.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми
Составила музыкальный руководитель
Балакина Р.А.
В детских учреждениях для детей с нарушение зрения музыкальное воспитание занимает одно из важных мест.
Музыкальное занятие дает ребенку радость, вызывает у него интерес, отвлекает от зрительного недуга, а также при применении специальных коррекционных упражнений позволяет развивать зрительный анализатор.
Музыкальные занятия строятся на основе « Программы воспитания в детском саду» Васильевой. При этом учитывается особенности воспитания детей, у которых нарушено зрение. Главное здесь - введение в занятия коррекционных упражнений. Причем, прежде чем вводить в занятия эти упражнения, мы стараемся изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, общее состояние здоровья и его двигательные возможности.
Постоянно поддерживаем связь с воспитателями, врачом - офтальмологом. С ними согласовываем применение различных коррекционных игр и упражнений. Подбор игр и упражнений, их последовательность и методика проведения зависят от цели, которую мы ставим.
Вся работа строится на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально- двигательной. Перед нашим учреждением стоят следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей бинокулярного зрения,
- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,
- развитие глубинного зрения, подражательных функций,
- совмещение зрительного и слухового образов,
-употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза,
- развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.
Перечисленные выше задачи решаются одновременно медицинским персоналом, врачом- офтальмологом и воспитателями групп, но каждый решает их по – своему.
Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентации и координаций движений, я как музыкальный руководитель эти же задачи беру в основу занятий с детьми по музыкально- ритмическим движениями через них решаю некоторые задачи по коррекции зрения.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, вместе с тем активность воспитателя также является непременным условием качественного проведения занятия с коррекционными задачами. Воспитатели, дефектологи – первые помощники музыкального руководителя.
Полученные на музыкальных занятиях и на занятиях с дефектологом и воспитателем знания и умения регулярно закрепляются в повседневной жизни. Первым делом мы составили коррекционные упражнения. Для этого просмотрели и проанализировали многие сборники по музыкально- ритмическим движениям, тщательно отобрали игры и упражнения, наиболее подходящие для решения коррекционных задач. Все эти упражне6ия и игры были разделены на три типа: первые те, которые сами по себе содержат элементы корекции и не нуждаются в дополнениях, вторые - дополненные коррекционными задачами, третьи – специально разработанные для коррекции.
Пример. К первому типу упражнений отнесли упражнение «Беги ко мне», автор Е. Дубянская, муз. Е. Тиличеевой (Сборник « Музыкально – двигательные упражнения в детском саду»). Оно способствует развитию прослеживающих функций и ориентировке в пространстве.
Упражнение «Качание рук» «Мельница» (авторы Е. Дубянская и С. Руднева) развивает глазодвигательные функции.
Игра «Зеркало» (автор Р. Френкель) способствует развитию подражательных функций.
Игра «Ловим бабочек», автор Л. Генералова (Сборник «Музыка и движение») помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих фукций.
Ко второму типу упражнений и игр, которые были дополнены коррекционными задачами, отнесли, например игру «Дождик» автор С. Меерсон (Сборник «Музыкальные игры и пляски для дошкольников»)
Для того чтобы в этой игре успешно решать такие коррекционные задачи, как развитие ориентировки по цвету, совмещению зрительного и слухового образов, мы ввели в игру платочки красного и желтого цветов и два обруча тех же цветов.
Дети бегают по залу, фиксируя свой взгляд на платочке, который они держат перед собой в слегка поднятой руке. На музыку «Дождь» дети с красными платочками должны спрятаться в красный обруч, а с желтыми в желтый. При повторении игры обручи переставляем.
К этому же типу относится игра « Мячики прыгают, мячики покатились», автор Ф. Теплицкая
( Сборник «Музыкально - двигательные упражнения в детском саду»).
Для успешного решения в этом упражнении таких коррекционных задач, как развитии глубинного зрения и глазомерной оценки протяженности, мы изготовили из картона большие плоскостные корзиночки, раскрасили их в желтые, красные, зеленые цвета и прикрепили к задней спинке стула. Стулья расставили на некотором расстоянии друг от друга по кругу. На 1-8 такты дети( мячики) легко прыгают внутри круга, 9-12 такты- разбегаются ( катятся ) в корзиночки. Упражнение проходит живо, весело.
Помимо задач музыкального воспитания, которые решаются в этом упражнении, мы ставим перед детьми и коррекционные задачи, способствующие развитию глазодвигательных функций, фиксации и локализации.
К третьему типу упражнений и игр относятся упражнения с крупными мягкими игрушками, с мячами, обручами, которые также развивают зрительный анализатор, помогают развитию микроориентировке, совмещению зрительного и слухового образов.
Например, полезно для детей упражнение « С обручами и лентой» на музыку английской народной мелодии.
Дети стоят перед лежащим на полу обручем. В руках у них лента на колечке.
1-8 такты. Приподняв руку перед собой над обручем, делают мелкие движения кистью. Лента, чуть касаясь пола, играет внутри обруча. По коррекционному заданию ребенок следит за тем, чтобы играющая лета не ушла за пределы обруча.
9-16-й такты. Рука ребенка описывает с лентой круговые движения лентой вокруг обруча., как бы обрисовывая его, вправо, а при повторении музыкальной фразы – влево. Все повторяется другой рукой.
Упражнение, помимо музыкальной задачи, имеет своей целью тренировку мелких мышц руки, развивает функции глаза и способствует центральной фиксации.
Игра « Дети идут в гости» ( музыка « Медведь» В. Ребикова, « Заинька» р. н. муз. , « Петушок» в обработке М. Красева.)способствует совмещению у ребенка зрительного и слухового образов, развивает подражательные умения, зрительную память. Решаются эти коррекционные задачи таким образом: по залу разложены четыре больших плоскостных обруча.
Около каждого обруча стоит Медведь, Заяц, Петушок, Собачка. Под музыку « Прогулка» Н. преображенского дети с воспитателем идут в гости к мишке. Подходят к Медведю и лежащему возле него обручу. Звучит музыка « Медведь». Воспитатель предлагает детям походить как медведи. Дети которые лучше всех выполнили движение, переступают через обруч ( идут жить в дом медведя).
Далее воспитательница ведет детей к зайке, петушку, собачке. Все повторяется, пока дети не обойдут всех персонажей и не найдут себе домиков.
Остановлюсь на особенностях методики проведения коррекционных игр и упражнений, которую мы используем.
Большинство таких упражнений мы проводим с предметами: мячами, шарами, лентами, флажками, обручами, кольцами, платочками, погремушками. Используем плоскостные корзиночки, доски, обручи. В цветной гамме придерживаемся рекомендаций врача- офтальмолога.
Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какие – либо движения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания, поэтому мы предварительно даем его в руки ребенку. Иногда это делаем в игровом порядке, используя игру « Волшебный мешочек».
Этот прием особенно часто применяется в группе слабовидящих детей. Задание они выполняют с большим интересом. Прежде чем вынуть предмет из мешочка, некоторые дети дают словесное описание его.
Упражнения показываем с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно; делаем это вдвоем с воспитателем группы, повторяем показ по нескольку раз, стараясь развивать у ребенка подражательные функции.
Детям с низкой остротой зрения помогаем, двигаясь с ними вместе за руку.
На занятиях закрепляем понятия о величине, цвете, форме предмета, с которым ребенок двигается. При объяснении часто используем наглядно- игровые методические приемы в процессе занятия с подгруппами детей, что помогает результативнее реализовать программные задачи на фронтальных занятиях.
Например, прежде чем показать всем детям, как свободно, не задевая друг друга, расположиться в зале, объясняю и показываю, что каждый ребенок должен встать возле своей игрушки. Предлагаю под веселую музыку легко , на носочках побегать по залу, а с окончанием музыки встать возле своей игрушки.
При обучении детей построению в круг раскладывали на полу круглый цветной шнур с прикрепленными на нем на одинаковом расстоянии погремушками. Ребятам предлагалось стать вокруг обруча у каждой погремушки( под первую музыкальную фразу) и ритмично греметь ею 9 под вторую фразу). После этого погремушки и шнур убирали, а внимание детей обращали на то, что круг – то остался, да еще с окошечками. Повторяли это упражнение на нескольких занятиях, пока умение строиться в круг не было достигнуто. Учитывая недостаточное развитие у детей пространственной ориентировки и координации движений, мы на каждом занятии уделяем две-три минуты для соответствующих упражнений. Учим строится в круг, в колонны, в пары, свободно располагаться по залу, бегать не задевая друг друга, и делать другие перестроения.
Усложняем или упрощаем эти перестроения в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Каждое новое музыкально - ритмическое упражнение разучиваем на трех- четырех занятиях. Однако, прежде чем дать дошкольникам задания, связанные со нагрузкой, мы решаем музыкально - ритмические задачи, необходимые для этого упражнения или игры, в соответствии с возрастом детей и требованиями программы. Упражнения и игры планируем, придерживаясь принципа постепенного усложнения. Например, в упражнении « Передача платочка» ( музыка Т. Ломовой) ,которое способствует развитию глазодвигательных функций, водящий по мере передачи платочка от одного ребенка к другому должен следить глазами. Сначала используется один платочек, а по мере усложнения добавляется второй и третий. Анализируя сейчас наши ошибки и некоторые удачи, мы пришли к выводу, что в учреждениях нашего профиля добиться хороших результатов невозможно, если всю работу строить фронтально: это принижает активность ребенка. В учреждениях для детей с нарушением зрения необходимо должное внимание уделять работе с подгруппами детей и индивидуальной работе.
Регулярное использование на музыкальных занятиях коррекционных упражненй дало следующие результаты:
- К концу года, дети ранее неуверенно передвигающиеся, плохо ориентирующиеся, страдающие нарушением координации движений, по объяснению могли перестраиваться в колонну, парами и т.д.
- Легко справлялись с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций.
- Определяли, в каком направлении нужно двигаться, чтобы скорей достигнуть цели.
- Быстро находили центр бубна с наклеенным на нем « глазком», середину палочки «карусельки» в игре «Карусель» и.т.п.
- Легко совмещали зрительный и слуховой образ. Развились у детей и подражательные функции.
- У всех детей повысилась активность на занятиях, желание принять участие во всех играх и плясках.
Мы убедились также, что проводимые на музыкальных занятиях коррекционные упражнения и игры способствовали более высокому эффекту лечения, проводимого медперсоналом в единстве с систематическими занятиями дефектолога.
Следует отметить, что такие результаты обусловлены не только регулярными целенаправленными музыкальными занятиями. Они явились итогом всего комплекса лечебных и воспитательных мероприятий, проводимых в нашем учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....
«Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по художественному-творчеству с детьми, имеющими нарушения слуха»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...
Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий
С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий .Инновационн...
Презентация "Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста"
Логоритмика -•это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.•это один из качественных методов логопедической работы п...
Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.
Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи....
Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста
логоритмика•это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.•это один из качественных методов логопедической работы по...