Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи малыша. одно из средств оздоровления речи. это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение зрительную, слуховую, моторную память ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей н астроение м оторику о бщий тонус Влияние логоритмики
Задачи логоритмики 1.Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; 2. Ф ормировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения; 3. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий; 4. Развивать речевое и слуховое внимание; 5. Учить переключать внимание, включая смену движений; 6. П родолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко); 7. Р азвивать физиологическое дыхание; 8. Р азвивать артикуляционный аппарат; 9. Р азвивать силу голоса и выразительность речи, пения; 10.Развивать мелкую моторику, точность движений; 11.Развивать мимику лица; 12.Формировать правильную артикуляцию звука.
Развитие и коррекция неречевых процессов слухового внимания слуховой памяти оптико-пространственных представлений зрительной ориентировки на собеседника координации движений чувства ритма и темпа в движении Развитие речи и коррекция речевых нарушений создание мотива к речевой деятельности стимуляция речевой активности расширение и активизация импрессивного словаря развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью) развитие орального праксиса п росодики фонематического слуха Звенья логоритмической деятельности детей раннего возраста
Направление работы при планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР
- упражнения , направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания 1. Формирование правильного дыхания
- Музыкально-дидактические игры - Ритмические игры - Речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса 2. Развитие чувства ритма
3. Развитие общей моторики динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.
4. Развитие артикуляционной и лицевой моторики - упражнения , направленные на развитие артикуляционного праксиса , мимических мышц.
5. Развитие мелкой моторики пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики .
Психолого-педагогические условия для успешного проведения логоритмики с детьми раннего возраста с алалией: - создание благоприятной психологической атмосферы - постоянное привлечение внимания детей - пробуждение у них интереса к выполнению упражнений
Виды упражнений по логоритмике : 1. Ходьбы и маршировка в различных направлениях. Цель: формирование чёткой координаций движений рук и ног, улучшение осанки, ориентировка в пространстве, закрепление понятия левостороннего и правостороннего движения , восприятие словесной инструкций, т.е. развитие слухового внимания .
Упражнение «Ноги и ножки » Логопед: Большие ноги Ходят в медленном темпе , Шли по дороге: опуская ногу на всю стопу . Топ-топ, топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки Бегут на носках с Бежали по дорожке остановкой на последнее Топа-топа-топа-топ, слово . Топа-топа-топа-топ. Упражнение «Шагают наши ножки» По узенькой дорожке Ходят по кругу, друг за другом , Шагают наши ножки, высоко поднимая ноги . Шагают наши ножки, Делают поскоки с ноги на ногу , в медленном темпе . И я в ямку…бух! Усаживаются на пол на (Русская народная потешка ). последнем слове .
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц, что необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
" Лодочка " Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе . « Снеговик» Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
3. Упражнения на развитие дыхания и голоса Цель : развитие диафрагмально-брюшного типа дыхания, тренировка продолжительного, направленного речевого выдоха; воспитание основных качеств голоса – силы и высоты, а также выразительности .
4. Игры на активизацию внимания и памяти Цель : развитие всех видов памяти: моторной, зрительной, слуховой, устойчивости и переключаемости внимания (способности переходить от одного действия к другому ) « Кто быстрее найдет свою игрушку?» Дети оставляют свои игрушки на стульчиках и запоминают, кто где сидит (стулья стоят в кругу). С началом музыки дети встают со стульчиков и свободно двигаются по залу, не наталкиваясь друг на друга. С окончанием музыки дети быстро возвращаются на свое место, быстро поднимают вверх свою игрушку. После этого каждый отвечает на вопрос, обращенный к ребенку: «Где киса?» Ответ: «Вот киса». - «Где Миша?» - «Вот Миша».
5. Счетные упражнения Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. «Зайка» Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять . Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения Котенок мамочку зовет: — Мяу-мяу, мяу-мяу. Он не напился молока: — Мало-мало, мало-мало. Покормит мама молочком: — Мур-мур-мур , мур-мур-мур . Свернется маленьким клубком: — Ур- ур - ур , ур-ур-ур . Потом с клубочком поиграет: — Цап-цап-цап, цап-цап-цап. И нитку быстро размотает: — Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой. Ритмично потирают кулачок о кулачок. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Цель: различение сильной доли в музыке, формирование и развитие слухового внимания. «Перекати мяч» Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками ( с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку. Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи .
8. Ритмические упражнения Цель: развитие чувства ритма. У детей с речевой патологией, особенного раннего возраста, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание . « Со мною играй, за мной повторяй !» Дети стоят за стульчиками свободно. Взрослый стоит в центре круга и произносит слова стихотворения, сопровождая их действиями: «Мы играем на гармошке - ля, ля (2 р.), Громко хлопаем в ладошки - хлоп, хлоп! Головой слегка качаем - кач , кач ! Ручки кверху поднимаем - тач , тач ! (руки не опускать) Мы в ладошки - хлоп, хлоп, А ногами - топ, топ! Вниз ладошки опускаем - отдыхаем, отдыхаем».
. 9. Развитие чувства темпа Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстром, и наоборот (особенно важно для детей, страдающих заиканием и нарушением темпа речи). « Дождик» Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши. Капля раз, капля два, Капли медленно сперва----- Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки). Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять ----- Кап, кап, кап, кап. (хлопки учащаются). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем.
10. Пальчиковые игры Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук «Качели» Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. «Веер» Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет . Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком
9. Упражнения на развитие мимики Цель: развитие мимической и артикуляционной моторики. «Арбуз» Логопед: «Посмотрите , сколько арбузов (мячей) выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие. Он большой, как мяч футбольный! Если спелый, все довольны! Так приятен он на вкус! Сладкий , сахарный арбуз ! Дети собирают мячи, берут один из них и, встав в круг, передают мяч друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - ребенок, в руках которого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз сладкий или кислый. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.
12. Артикуляционные упражнения Цель : развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее . « Лошадки» Дети стоят в колонне, они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается, лошадки останавливаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....
презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани
Презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани...
«Логоритмика в работе с детьми раннего возраста с алалией»
Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных метод...
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...
Логоритмика под музыку "Клоун" с детьми раннего возраста
Логоритмика под музыку "Клоун" с детьми раннего возраста...
Презентация "Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста"
Логоритмика -•это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.•это один из качественных методов логопедической работы п...
Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми
Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми...