Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
статья по логопедии на тему
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45
Статья
Особенности работы учителя – логопеда
со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.
Учитель – логопед Ромашкова Надежда Владимировна
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.
Учитель – логопед Ромашкова Надежда Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 45
Московская область г.о. Химки.
Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь. Правильная, богатая образами речь ребенка позволяет ему легче и конструктивнее выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками, ярче воспринимать и познавать окружающую действительность. Все это дает возможность всестороннему развитию личности ребенка, не только с познавательной стороны, но активно формирует психическую сторону личности. Поэтому так важно своевременно формировать речь дошкольников и заботиться о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения общепринятых норм языка.
Практически 80% дошкольников с проблемами зрения, имеют также отклонения в речевом развитии. Коррекционная работа с такими детьми должна осуществляться с помощью всех специалистов работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности: логопед, тифлопедагог, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, а также воспитатель. На всех видах непосредственной образовательной деятельности одним из приоритетных направлений работы со слабовидящими дошкольниками является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Зрительная нагрузка должна дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. Поскольку 90% информации ребёнок получает через зрительный анализатор, то при нарушении зрения у детей происходит ослабление функции зрительного восприятия. Это влечет за собой задержку в формировании обобщенных образов окружающей действительности, отмечаются затруднения в формировании причинно – следственных связей, что способствует в отставании развития словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с сохранным зрением. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.
По степени выраженности речевого дефекта можно выделить несколько уровней сформированности речи у детей с нарушением зрения:
- Единичные нарушения звукопроизношения.
- Нарушение звукопроизношения более выражены и усложнены. Бедный словарный запас, сложности с соотнесением слова с образом предмета, затруднения в формировании обобщающих понятий, в построении грамматических конструкций, составлении рассказов. Фонетический анализ не сформирован.
- Звукопроизношение нарушено. В речи используют только слова, подкрепленные конкретным понятным предметом, обобщающие понятия отсутствуют, связанная речь упрощена, в ней чаще встречаются простые, не распространенные предложения изобилующие агроматизмами. Фонетический анализ не сформирован.
- Нарушены все группы звуков. Словарь как активный, так и пассивный не соответствует возрастной номе. В речи предложения не использует, а только отдельные слова иногда с жестами. Фонетический анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, становится понятно, что нарушения речи у детей с поражением зрительного анализатора не всегда одинаково сложны, но большая их часть страдает ограниченным словарным запасом, искаженным понятием смысловой стороны речи и нарушением грамматической стороны языка.
Содержание коррекционного обучения слабовидящих дошкольников с недоразвитием речи учитывает комплексное развитие всех сторон родной речи, психо – эмоциональной сферы и опирается на остаточные зрительные возможности ребенка.
Наша наипервейшая задача, как и у врачей не навреди. Поэтому приоритетным направлением работы логопеда и других специалистов, работающих с такими детьми, является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.
Основная задача педагога является создание условий для всестороннего развития ребенка. Для этого необходимы знания не только в области логопедии, но и офтальмологии, тифлопедагогики.
Одним из необходимых условий логопедической работы со слабовидящими дошкольниками является:
- использование по возможности реальных предметов;
- наглядность должна учитывать особенности зрительного восприятия и иметь четкий контур, тонированный фон и определенный подбор цветовой гаммы наиболее легко различимой детьми;
- учет индивидуальных возможностей и особенностей ребенка;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствования предметно – развивающей среды;
- закрепление результатов достигнутых в логопедическом процессе во всех учебно – воспитательных процессах.
Работа логопеда с ребенком строится с учётом его дефекта, уровнем развития и возможностей: так например дети со сходящимся косоглазием работают на доске, мольберте, подставке, чтобы материал располагался на уровне или чуть выше уровня глаз, а с расходящимся – на столе, на полу в горизонтальной плоскости.
Подбор упражнений со сменой динамических поз и физической нагрузки позволяет добиться наилучшего усвоения материала. Неотъемлемой частью логопедической работы должна быть и глазная гимнастика, которая позволяет не только снять зрительное напряжение, но и помогает в концентрации зрительного восприятия.
Хороший результат дают игры с мячом, где не только отрабатываются различные варианты логопедических упражнений, но и позволяют концентрировать зрительное внимание, прослеживая путь мяча, что является своего рода тренировкой глазной мышцы.
Немаловажное место в работе логопеда отводится и подготовке детей к обучению грамоте. В этой работе отмечаются следующие задачи:
- сформировать стойкий интерес у ребенка к обучению;
- привить любовь и уважение к печатному слову;
- совершенствовать фонематический слух;
- уточнять, расширять и обогащать грамматические конструкции;
- учить выделять на слух основные элементы языка предложение, слово, слог, звук;
- развитие пространственной ориентировки на ограниченной поверхности;
- стимулировать межполушарное взаимодействие, подкрепляя речевые высказывания двигательной активностью.
Для успешного решения поставленных задач исправления произносительной, лексической и грамматической стороны речи ребенка нам необходимо комплексное воздействие всех членов образовательного процесса. Только при правильном психолого – педагогическом сопровождении мы сможем добиться устойчивой положительной динамики и помочь ребенку стать в дальнейшем успешным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Аннотация : Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...
Квест-игра - как современная технология в работе специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения.
в статье говорится о квест-игре, как о новой технологии в работе дошкольного учреждения, и о том, как при взаимодействии специалистов, через квест-игры, можно мотивировать детей с речевыми нарушениями...
Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»
Семинар-практикумТема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ
В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...
Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...