Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
методическая разработка по теме
Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждено:____________
________________________
Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
Материал подготовила
педагог-психолог
ДОУ ЦРР д/с №5:
Трушечкина Т.В.
Департамент образования Московской области
Город Жуковский
2013
Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.
Я – педагог-психолог, специальный психолог, арттерапевт (‘05г. МГПУ, факультет специальной педагогики и психологии),- Трушечкина Татьяна Владимировна. В настоящее время работаю в МДОУ ЦРР д/с №5 г.Жуковского. Педагогический стаж около 8 лет. До этого работала в детском саду компенсирующего вида №865 (группы для детей с ЗПР, ЗПРР, лекотека) в г.Москве.
В данном докладе мне бы очень хотелось поделиться своим опытом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно – задержку общего психического здоровья и детей с различными нарушениями речевой сферы.
Постараюсь обобщить практический опыт индивидуальной и фронтальной работы с группой детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи и задержку психического развития. У большинства из них, по данным обследования невролога или детского психиатра, отмечались проявления перинатального поражения центральной нервной системы, недостаточная сформированность личностных реакций, у значительной части детей – нарушения эмоционально-поведенческой сферы, характерные для данного возраста.
Мне бы хотелось в первую очередь отметить, что и в общеобразовательном учреждении по результатам диагностики выявился определенный процент детей, имеющих подобные нарушения. При этом также был выявлен контингент детей, также нуждающихся в индивидуальной или подгрупповой коррекционно-развивающей работе, в связи с вхождением ими в так называемую «группу риска». Об этом далее подробнее в блоке «Диагностического этапа работы педагога-психолога».
Для того, чтобы перейти к изложению проектирования процесса коррекционно-развивающей работы,- постараюсь охарактеризовать общую модель и состав психолого-медико-педагогической службы в ДОУ, т.к. являюсь непосредственным ее участником.
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение нашего ДОУ подразумевает взаимодействие следующих специалистов:
Нельзя не отметить важность взаимодействия всех специалистов, входящих в состав комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей в ДОУ.
Для реализации эффективного коррекционно-развивающего процесса необходимо привлечение специалистов следующего профиля:
- Прежде всего, необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно-развивающей среды. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится и учителем– логопедом,и педагогом– психологом и музыкальным руководителем. Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.
Специалист, получивший интегративные знания, обладает возможностью системно и структурировано рассматривать ребенка во взаимодействии со всеми составляющими развития и во взаимоотношении с микро- и макросоциумом, проводить комплексную диагностику и определять прогноз и стратегию работы:
- профилактической
- лечебной
- коррекционной
Далее обозначу свои функции, как педагога-психолога, и формы непосредственной работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей, ввиду того, что проектирование дальнейшей КРР невозможно без предварительной пропедевтической работы, что включает в себя – и диагностический этап (с целью определения количества детей, которые будут вовлечены в процесс КРР), и сбор запросов от педагогов и родителей (с этой же целью), и просветительскую работу с педагогическим коллективом и родителями (с целью повышения заинтересованности родителей и педагогов в ходе работы по преодолению особенностей в развитии детей и содействия их максимально активному участию в работе (например, повышение педагогической наблюдательности).
Основные функции психолога в нашем детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Направления моей профессиональной деятельности следующие:
Психологическая диагностика. Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.
Коррекционно-развивающая работа. Психологическая коррекция и развитие создают оптимальные возможности и условия для полноценного и своевременного психического и личностного развития детей. Психологическая коррекция и развитие включают в себя различные формы работы (групповые, индивидуальное, тренинговые занятия по подготовке детей к школьному обучению).
Консультирование. Осуществляется по запросу родителей, педагогов, администрации по поводу проблем развития, обучения и воспитания ребёнка.
Психологическое просвещение. Помогает предупредить отклонения в развитии и поведении ребёнка посредством информирования родителей и педагогов, знакомит с различными областями психологических знаний.
Психологическая профилактика. Направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, профилактику отклонений и нарушений в их психическом
Психологическая служба в ДОУ строится таким образом:
- Ранняя диагностика психического состояния детей и индивидуальная коррекция развития
- Охрана и укрепление психического здоровья детей
- Развитие потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности каждого ребёнка
- Создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ
- Оказание социально-психологической помощи детям
- Повышение психологической культуры педагогов и родителей
- Создание адекватной воспитательной среды в семье, как активного субъекта и полноправного партнёра педагогов в работе с дошкольниками
Формы же работ с детьми следующие:
- Коррекционно-развивающая помощь (индивидуальная и групповая)
- Создание детских и родительских групп по преодолению дезадаптации групп в детском коллективе и поведенческих проблем (основная работа в детской группе направлена на развитие навыков обучения и совместной игры в детском коллективе, а в родительской группе – это самостоятельное открытие родителями своих творческих способностей в воспитании ребёнка и взаимоотношениях с окружающими людьми)
- Работа психологической группы по подготовке и обучению в школе
- Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ
- Организация семинаров-практикумов
- Для выработки навыков общения с ребёнком в семье
- Обеспечение родителей полноценной информацией о психическом и физическом формировании детей в дошкольном возрасте, о возможных проблемах в их развитии
Диагностический этап работы.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу воспитанников, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета ДОУ.
Задачи:
- Выявление особенностей психического развития ребенка и их соответствия возрастной норме и социальным требованиям, а также определение отклонений в ту или иную сторону.
- Своевременное определение проблем в развитии ребенка и анализ их причин
- Определение влияния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие ребенка.
- Предметом психологической диагностики являются также и адаптация ребенка к ДОУ, соответствие или несоответствие уровня его психического развития возрастной норме, негативные тенденции личностного развития, психологическая готовность к школьному обучению.
Методы, используемые в работе:
- Наблюдение
- Опрос
- Тестирование
- Анкетирование
- Проективные методики
Результаты обобщаются на педагогическом совете ДОУ. В случае необходимости принимаются меры коррекционно-развивающего, профилактического и консультирующего характера.
По результатам диагностики выявилось следующее (в процентном соотношении):
Патология ЦНС (36% детей)
Из них имеют
*Речевые нарушения - 82% детей;
*Нарушения координации - 72% детей;
*Хронические соматические заболевания - 66% детей;
*Двигательные нарушения - 65% детей;
*Интеллектуальные нарушения - 19% детей.
При этом необходимо отметить, что дети с ОВЗ характеризуются тем, что у них наблюдаются:
- Трудности усвоения программы ДОУ
- Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми
- Нарушения в детско-родительских отношениях
- Нарушения в личностной и в эмоциональной сфере
Кроме того, определилась категория детей, которую принято обозначать, как « группу риска».
В массовых детских садах встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сфере:
- дети с минимальными нарушениями слуха;
- дети с минимальными нарушениями зрения (том числе с косоглазием, астигматизмом и амблиопией);
- дети с нарушениями речи: дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, тахилалия, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения фонематического восприятия
- дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
- педагогически запущенные дети;
- дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, истощаемость)
- дети с психопатоподобными формами поведения органического генеза (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – до 18%;
- дети с психогениями (неврозами);
- дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
Эти дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку глубина имеющихся у них нарушений таковы, что официально им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников.
Между тем они нуждаются в своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.
При отсутствии своевременной коррекционно-развивающей помощи нарушенная функция выступает негативной тенденцией в структуре развития ребенка и может спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.
Для этих детей требуется организация индивидуального комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения во взаимодействии с семьей.
Психокоррекционная и развивающая работа.
Организуется путем разработки и реализации развивающих и коррекционных программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.бствующей развивающей деятельности ребенка
Принципы:
- Раннее начало
- Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее
- Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил
- Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка
- Использование методов, отвечающих природе дошкольника, прежде всего игровых и всех видов продуктивной деятельности
- Проводится в тех случаях,когда у ребенка диагностированы определенные трудности :
* проблемы, связанные с адаптацией к условиям ДОУ;
* поведение: - агрессивность;- пассивность;- гиперактивность и проч.
*коммуникация (несформированность навыков общения со взрослыми или сверстниками);
* личностные проблемы (тревожность, неадекватная самооценка).
Обозначим формы и этапы работы коррекционно-образовательного процесса.
Индивидуальная психо-коррекционная работа строится следующим образом:
Основным направлением работы на первом этапе коррекционного воздействия стало формирование мотивации и внимания как психических функций, организующих поведение ребенка.
Определены и сформулированы следующие условия воздействия на мотивацию дошкольника с нарушениями в речевом и психическом развитии:
1.Выявление интересов детей и предпочитаемые ими виды деятельности.
2.Повышение заинтересованности родителей в преодолении возникающих проблем.
3.Выявление значимых для ребенка сверстников и привлечение их к сотрудничеству
На втором этапе работы основные усилия педагогов и психолога были направлены на развитие способностей детей и их умение организовать поведение. Для начала, как правило, старались определить ведущий стиль обучения у каждого из воспитанников и стиль обучающей деятельности – у их родителей.
После того, как между ребенком и взрослым установился свой стиль общения и обучающего взаимодействия, приступаем к организации целостной коррекционно-развивающей работе с детьми, направленной непосредственно на коррекцию и восстановление нарушенной функции.
В связи с этим выделю 4 условия успешности КРР, которые заключаются в следующем:
1. Виды занятий, направленные на освоение способов ориентировки в материале.
Такие занятия необходимы потому, что понятие должно не только формироваться как система знаний, но и представляться для усвоения в разных формах, видах деятельности. Предмет не только показывается на картинке, но и дается ( по возможности) потрогать, выяснить, зачем он нужен и как действовать с ним (послушать, попробовать, нарисовать, слепить).
2. Упражнения на развитие психических свойств (памяти, восприятия, мышления и других) на основе формирования одного понятия и с целью развития таких свойств внимания, как переключаемость и распределение.
3. Усвоение информации в виде смысловых комплексов:
* противопоставление («движется - не движется», «развивается-растет», «перемещается в пространстве- движется с помощью»);
* часть-целое;
* субъект-действие («кто и что может делать?», «что может делать машина - не может человек?» и т.п.);
* род-вид;
* объект-определение (например: «какими может быть и ребенок и машина?», «какой может быть машина, а малыш быть не может?»
4. Формирование у детей умения самостоятельно оценивать свое поведение и организовывать его.
Сначала с детьми проводились игры-упражнения на развитие произвольного слухового внимания. Такие упражнения способствовали формированию навыков контролировать свое поведение в игровой ситуации.
Постепенно, через формирование произвольного поведения детей на занятиях, усвоенные навыки переносились и в другие ситуации.
На третьем этапе работы основное внимание было направлено на практическое применение усвоенных умений и навыков и развитие самообучаемости ребенка, умения самостоятельно решать возникающие затруднения.
1. Составление сообщений и вопросов (на основе картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий)
2. Разыгрывание жизненных диалогов (также по серии картин)
3. Комментированное рисование (принятие ролей)
Описание внедрения технологии технологий в практической профессиональной деятельности:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Гимнастика для глаз
Гимнастика пальчиковая
Динамические паузы
Релаксация
II. Коррекционные технологии.
Арт- терапия
Сказкотерапия
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
III. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).
Коммуникативные игры.
IV. Нейропсихологическая работа
Строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые уровни
Упражнения направлены на формирование оптимального функционального статуса передних и префронтальных отделов мозга
Цели:
- Формирование знаний ребенка о собственном теле
- Обучение удержанию ребенком программы
- Развитие произвольности
- Развитие ВПФ
Каждым специалистом ведется следующий лист коррекционных занятий. Он отражает динамику работы с ребенком. Кроме того, с помощью его вносятся корректировки в задачи, а также средства и формы работы второго этапа.
По завершению коррекционной работы специалистом проводится итоговая диагностика и выносится заключение с дальнейшими рекомендациями.
С целью контроля динамики развития заполняется «Лист контроля», который также позволяет отследить итоги усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно–развивающей среды
- С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем
- Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала
ВЫВОДЫ:
По результатам диагностики в конце проведенной работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения психического и речевого с помощью составленной программы выяснилось, что детям стало легче:
- усваиваивать понятия формы, цвета и величины
- глубже понимать понятия числа и множества
- ориентироваться на плоскости и в пространстве
- овладеть письмом
- развить мелкую моторику
- сформировать координацию глаз
- проявлять целеустремленность и сосредоточенность
- развить интеллект, воображение и творческие способности
Также наблюдалось следующее:
- Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на 39%
- Расширение словарного запаса детей (они научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли)
- Снижение страха при общении с другими детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи
Заключение:
- На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по составленной программе. Узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила, работать с предложенным методическим материалом.
- А показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала
Использованная учебная и методическая литература для составления коррекционно-развивающих программ:
- Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, М., 2004.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука. 1978.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002 г
- Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет-М.: МГППУ, 2003.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. М., 2003.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008;
- Чистякова М.И. Психогимнастика в детском саду.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999
- Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.,-Речь, 2009.
- Сошина Ирина Васильевна
- Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия,- Гном, 2011.
- Постоева Л.Д. Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников (Книга + CD-диск), - Национальный книжный центр, 2012.
- Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.,- Каро, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"
Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
Практический материал для автоматизации звуков...
Сообщение из опыта работы «Организация системы мероприятий по региональному компоненту со старшими дошкольниками»
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. С...
Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета
Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...
«Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»
Познакомить с методами проектирования в коррекционно -развивающей работе,...
Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»...