Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Практический материал для автоматизации звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы

Овладение родным языком является одним  из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм  в детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребенка.

Слово - основная значимая единица языка. В дошкольном возрасте в основном развивается звучащее слово, на которое и направлено основное внимание логопедов.

Дошкольник, покидающий стены детского сада должен в полной мере овладеть звучащим словом.

При тяжелых нарушениях речи, когда нужна постоянная систематическая работа по закреплению речевых навыков, использование в работе всех органов чувств просто необходимо.

Поэтому в настоящее время большую популярность имеют речевые тренажеры.

В словаре «тренажёр» (от англ. train — воспитывать, обучать, тренировать) - устройство для тренажа, тренировки.

В своей работе использую заимствованные и авторские тренажеры. Все тренажеры я делю на подвиды.

Звуко-осязаемые тренажеры – тренажеры, при которых дети произносят звуки, слова и одновременно  «осязают» их. К ним я отношу логопедические доски, карты.

Лингвистические тренажеры – логопедические таблицы, схемы помогают закрепить произношение  и тренируют силу, высоту, тембр, локализацию звучания звука. Дети произносят звуки, слова, предложения и одновременно выполняют действия, движения.

Энерго-лингвистические тренажеры позволяют корректировать произношение, чутье к родному языку, раскрыть творческие возможности  и способствовать укреплению здоровья ребенка. Дети слушают, произносят звуки и рассказывают о своих ощущениях.

Методика работы с  звуко-осязаемыми тренажерами (логопедические доски, карты  клеточные поля)

Варианты игровых заданий «Едет транспорт», «Шагает человек», «Передвигается животное» и т.д.

Цель: автоматизация звука с опорой на тактильные ощущения.

Логопедические доски

Оборудование: логопедические доски, на которых закреплены предметы разного качества (деревянные, камни, ткань, поролон и др. – твердые и мягкие) (рис.).

 Игровые правила: произноси звук, пока двигаешь пальцем по предмету, звук звучит четко, ясно, длительность звучания зависит от размера предмета.

Игровые действия: передвижение пальца по предмету и произнесение звука.

   

Тренажеры для подготовительного этапа работы над звуком

Оборудование: схемы-таблицы подготовительных упражнений.

 Например, игровые правила для работы над звуком [Р]:

- артикуляционное упражнение «Лошадка скачет»;

- звуковые упражнения «Трамвай звенит» (З) и «Машина едет» (Ж):

- мотор у корабля стучит (Д-Д-Д…);

- ракета взлетела (Д-Р-Р-Р….).

Игровые действия: передвижение пальца по предмету и выполнение заданий.

Клеточные поля

Оборудование: клеточные поля, мелкие игрушки.

Игровые правила: передвигать игрушку от одного рисунка к другому по клеткам и произносить звук столько раз, на сколько клеток передвигается предмет.

Игровые действия: передвижение предмета по клеткам и произнесение звука.

Методика работы с лингвическими тренажерами (таблицы Н.Зайцева, звуковые альбомы)

Цель: автоматизация звука и тренировка силы, высоты, тембра голоса, интонации.

Работа над отдельно звучащим звуком

Звуковые альбомы

Оборудование: карточки со схемами движения звука.

Игровые правила: смотреть на схему и произносить звук.

Игровые действия: дети  по схеме произносят звук.

Звуковые тренажеры

Оборудование: карточки – схемы.

Игровые правила: сначала произнести звук и провести пальцем по изгибу линий, затем звук произносится согласно заданной схемы-эмоции и палец двигается по изгибу линий.

Игровые действия: дети произносят звук с гневом, слезно, радостно и т.д. (зависит от схемы-эмоции) долго или коротко по изображенной линии (линии оформлены из ниток, бумаги различного качества, лентой и т.д.)

           

Работа над звуком в слогах, предложении.

Таблицы Н.Зайцева (модифицированные варианты)

Оборудование: схемы – таблицы со слогами, схемы – карты на определенный звук.

Игровые правила: петь по таблицам, исполняя роль какого-либо животного (или катаясь на поезде) разными голосами по силе, тембру и высоте. Пение по карте, подпевая припев песенки.

Игровые действия: пение по таблице вместе с педагогом, исполняя роль.

   

     

Карты – путешествия

Цель: развитие словообразования и автоматизация звука в словах.

Оборудование: схемы - маршруты.

Игровые правила: идти по маршруту и преобразовывать слова по смыслу.

Игровые действия: дети  изменяют глаголы с помощью приставки.

        Игра «Что делает?»

Цель: обогащение словарного запаса и автоматизация звука в словах.

Оборудование: карты.

Игровые правила:  смотреть на рисунки и подбирать как можно больше глаголов к изображенному животному или птице.

Игровые действия: дети  подбирают слова синонимы.

                   

Говорящий кубик

Цель: формирование грамматического строя речи и автоматизация звука в предложении.

Оборудование: кубик с картинками.

Игровые правила: бросить кубик и составить предложение по выпавшей картинке.

Игровые действия: дети составляют предложения и чисто произносят в нем слова.

  Методика работы с энерго-лингвистическими тренажерами (карты, звуковая лесенка)

Цель: автоматизация звука и развитие умения его ощущать, чувствовать.

Оборудование: карточки – схемы, картотека текстов.

Игровые правила: произносить слова шепотом или тихим голосом двигая пальцем по изображенным линиям при повторном произнесении звуков, слов.

Игровые действия: дети читают стихотворение тихим голосом, а при длительном звучании звука или повторном произнесении слов  еще и двигают пальцем по изображенным линиям.

         

Особую ценность представляет разработанная звуковая лесенка, с помощью которой ненавязчиво закрепляется характеристика звуков, их дифференциация. Дети находят место, где живет звук, дают ему характеристику, подбирают  слова на эти звуки.

Игра «Живые буквы»

Цель: учить ощущать звучание звука; упражнять в умении рассказать о своих ощущениях.

Оборудование: изображение букв с ручкой для руки.

Игровые правила: произносить звуки, слова, начинающие с этого звука  шепотом или тихим голосом, затем рассказать о своих ощущениях: что почувствовал, представил.

Игровые действия: дети произносят звук или слово, начинающее с этого звука  тихим голосом (можно закрыть глаза), а затем рассказывают о своих ощущениях.

Усложненный вариант: рассказать в какой части тела почувствовали изменения.

Кроме того в работе использую карту города «Звукограда» с островом, где живут гласные звуки, твердым и мягким берегами, звонкими и глухими местами. Время от времени вместе с детьми отправляемся в путешествие по городу и составляем сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации...

Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы

В статье  анализируются  основные проблемы  в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся  развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах....

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп

Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, кото...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы»

Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова 1. Летит по небу ветерок, подгоняет лёгкие облачка.Вдруг появилась сердитая туча,А её навстречу другая.Рассердились тучи, столкнулись лбами.Загре...