«Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»
консультация (старшая группа)
Познакомить с методами проектирования в коррекционно -развивающей работе,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк»
Консультация
«Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»
Подготовила:
Шапорева Татьяна Алексеевна,
воспитатель
Рубцовск, 2019 г.
Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание развивающей предметно-пространственной среды, т. е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка . Следовательно, организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью формирования психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребёнка.
Джон Дьюи, американский ученый, прогрессивный педагог XX столетия предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта - к совместному с взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного.
Проект –это путь исследования т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Эта технология опирается на ряд принципов, созвучных, уровня обучаемости:
- связь исследования с реальной жизнью, т. е. единство знаний и принципам специальной педагогики: в центре творческой деятельности ребенок, который, проявляя активность, реализует свои знания и возможности;
- учет индивидуальности каждого ребенка (интересов, темпа работы практических действий);
- взаимодействие с родителями .
Данный метод позволяет использовать ряд характеристик «открытого обучения» Г. Гетце в работе с детьми, имеющими нарушения в поведении и обучении:
- вариативность - свобода выбора, личная ответственность, взаимное уважение; вариативность пространства и материалов;
- вариативность дидактических подходов - объединенное обучение, индивидуальная оценка результатов, групповая и индивидуальная работа;
- вариативность для педагога - педагог как помощник в учебе .
Проектирование в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР будет успешным при соблюдении следующих условий: учете психофизических и речевых возможностей детей, а также их интересов; деятельности детей без принуждения; предоставлении детям самостоятельности и поддержании их инициативы; совместном с взрослым поэтапном достижении цели; тематике (проблеме), соответствующей зоне ближайшего развития ребенка.
Специфика осуществления проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР заключается в тесном взаимодействии не только воспитателя и ребенка, но и непосредственном участии учителя-дефектолога на всех этапах проектной деятельности.
На этапе погружения в проект учитель-дефектолог совместно с воспитателями определяет адекватные психофизическим и речевым возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат. Необходимо обозначить проблему, наиболее актуальную на данном отрезке времени. Учитель-дефектолог совместно с воспитателями вводит детей в проблему, активизирует интерес, «заряжая» стремлением решить эту проблему.
Цель этапа организации деятельности - создание условий для самостоятельной деятельности детей: определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики; обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать и т. д.).
В процессе осуществления деятельности детям с ЗПР могут быть оказаны разные виды помощи: консультирование, ответы на вопросы, обсуждение, в том числе и прямая помощь. Особое внимание необходимо уделять использованию направляющей помощи: разнообразная наглядность, простые инструкции, анализ допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок, эмоционально-положительный фон совместной деятельности.
На этом этапе творческий продукт создается при тесном взаимодействии с родителями. Опыт работы с семьями детей с ЗПР показывает, что родители в большинстве случаев не принимают активное участие в развитии и воспитании детей, выполняя с ребенком, чаще всего эпизодически, индивидуальные задания в тетради. Чтобы родители помогали детскому саду, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-дефектолог и воспитатели вовлекают родителей в проектную деятельность. Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни детского сада. Совместная деятельность помогает родителям не только лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Большое значение имеет знание особенностей родителей воспитанников, умение предлагать задания, адекватные не только возможностям детей, но родителей. Организация работы с семьей на основе партнерских отношений способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей работы.
Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя-дефектолога сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необходимо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца.
Организация и проведение проектной деятельности оказывает значительное влияние на стиль взаимодействия с детьми. Происходит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной проблемы.
Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога и воспитателей в рамках проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.
Педагогам необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среды, а именно:
- подготовленность детей к данному виду деятельности;
- интерес к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта.
Существенными условиями проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей;
- наличие необходимых материально-технических средств;
соответствие деятельности экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасности.
Зачастую дети с ЗПР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместный труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.
Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.
Методическое обеспечение:
Интернет-источник:
1. Cyberleninka, ru
2. Www ,maam ,uu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».
О применении и значении проектной деятельности в коррекционно - развивающей работе воспитателя детского скада компенсирующей направленности ( метод проектов дает ребенку возможность эксперименти...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...