КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zanyatiy_po_podgotovke_detey_k_shkolnomu_obucheniyu.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Комплекс занятий
по формированию психологической готовности к школьному
обучению и развитию познавательных процессов
Педагог – психолог: Рукавишникова Л. Г. Пояснительная записка Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в 21 веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели проводится комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольности поведения. Специалисты отмечают, что развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми - она формируется в ходе ежедневного взаимодействия с взрослым. Реализация данной программы состоит из следующих этапов: - Диагностический (в начале года и в конце года). - Консультативный: ознакомление родителей и воспитателей с результатами обследования. - Просветительская работа: проведение «Семейной гостиной» для родителей и детей по подготовке к школе; оформление стендов. - Индивидуальная работа. - Групповые занятия. Цель: формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе. Задачи: - формировать мотивационную и волевую готовность детей; - способствовать развитию производительности поведения, эмоций и чувств детей; - развивать психические качества (мышление, внимание, память, воображение, восприятие); - развивать речь, словарный запас, мелкую моторику; - способствовать развитию навыков общения, установление контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Структура программы Данная программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объем программы рассчитан 4-5 месяцев. Всего 12 занятий при частоте встреч – 1 раз в неделю. При необходимости некоторые упражнения можно повторять. Продолжительность одного занятия – от 30 до 40 минут. |
Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению
Занятие 1
Оборудование: папка с загадками, магнитофон, диск с веселой музыкой.
I. Организационный момент.
1. Ритуал приветствия: речевка.
Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей.
Расположение участников в кругу, взявшись за руки.
Мы веселые ребята!
Мы ребята дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!
2. Упражнение – разминка: «Теремок» (пальчиковая игра).
На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)
Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)
Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)
Вокруг терема забор (растопырили пальцы)
Чтобы не забрался вор (щелчки)
Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)
Открывайте (широко развели руки в сторону)
Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)
II. Основная часть.
1. Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов.
Дети образуют круг. Педагог называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.
2. Игра «Отгадай - ка»
Цель: развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях.
- Отгадать загадки, связанные со школой, школьными принадлежностями.
3. Игра «Не шевелись».
Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.
Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.
III. Заключительная часть.
Ритуал прощания:
Расположение участников в кругу.
Мы веселые ребята!
Мы ребята – дошколята!
На занятье мы пришли,
Чтобы знания обрести!
Занятие №2
Оборудование: игрушки (8-9 шт.), цветные фигуры в конвертах для игры «Собери квадрат», альбомы, цветные карандаши.
Структура занятия.
I. Организационный момент.
- ритуал приветствия;
- разминка «Теремок» (см. 1 занятие)
II. Основная часть.
- Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, произвольной памяти.
На столе 6-8 игрушек. Детям нужно запомнить их. Затем за ширмой менять местами игрушки, убирать, добавлять новую игрушку.
- Упражнение «Собери квадрат»
Цель: развитие наглядно – образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.
- Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).
3) Игра «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры - играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с детьми: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, если «воздух» - руки вверх, если «огонь» - вращение руками в локтевых суставах.
Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
4)Нарисовать запомнившиеся игрушки.
III. Заключительная часть.
Итог занятия:
- чем мы сегодня занимались?
- что понравилось больше всего?
Ритуал прощания: «Речевка» (см. занятие №1).
Занятие 3
Оборудование: маленький мяч - мякиш, магнитофон, музыкальный диск с веселой мелодией.
I. Организационный момент.
1. Ритульный момент – речевка (см. занятие №1).
2. Упражнение – разминка «Яблочко» (мяч – мякиш передавать подбородком, без рук).
Цель: способствовать объединению, сплочению коллектива.
II. Основная часть.
- Речевая разминка «На горе Арарат стоит крупный виноград»:
- прочитать хором;
- громко;
- тихо;
- шепотом;
- выделяя голосом слово «Арарат», виноград,
- выделяя голосом звук [р],
- с радостью,
- с грустью,
- спокойно,
- индивидуально с звуком [р].
- Игра «Замри».
Цель: развитие внимания и памяти.
- дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжками, хлопками над головой и по бедрам);
- внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.
3. Офтальмотренаж (глазодвигательные упражнения).
Нарисовать двумя руками круг в воздухе, квадрат.
4.Дыхательные упражнения «Лифт»
- Представить в правой руке игрушку, опустить руки вниз, по счету от 1 до 10 поднимаем игрушку на 10-й этаж.
- Игра «Закончи слово»
Цель: развитие речи, внимание, быстроты реакции, расширение словарного запаса.
Дети стоят полукругом. Педагог поочередно бросает мяч и называет первый слог слова.
Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но…, и т.д.
III. Заключительная часть.
а) итог занятия:
- чем мы сегодня занимались?
- что запомнилось?
б ) Ритуальный момент.
Занятие №4
Оборудование: краски, альбомы, магнитофон, диск с релаксационной мелодией, веселой музыкой.
I. Организационный момент
1) Ритуал приветствия (речевка);
2) Вводная часть: упражнение – разминка «Настроение в цвете».
Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
- детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги;
- рефлексия по рисункам;
- затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.
II. Основная часть.
- Игра «Бег ассоциаций»
Цель: формирование положительного отношения к школе.
Дети делятся на 2 группы.
Педагог: какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
В конце идет обсуждение, поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».
- Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умения видеть другого.
Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.
- Игра «Назови соседей»
Цель: развитие математических способностей.
Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч и называет числа от 0 до 10. Дети называют соседей этого числа.
- Игра «Запомни свое место».
Цель: совершенствование памяти, создание бодрого настроения.
Дети стоят в кругу или в разных местах зала. Необходимо заполнить свои места. Затем включается веселая музыка и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
- Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
III. Заключительная часть.
- Рефлексия.
- Ритуальный момент (речевка).
Занятие №5
Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, карандаш простой, книга
С. Коноваленко.
I. Организационный момент.
1. Ритуал приветствия (речевка).
2. Вводная часть: упражнение – разминка «Кто позвал?»
Цель: объединение, раскрепощение участников.
Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центре круга и закрывает глаза. Ведущий притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя ведущего. Ведущие должны угадать «Кто назвал его имя?»
II. Основная часть.
- Игра «Найди такую же форму»
Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания.
Показывается образец определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагается найти в комнате крупные предметы такой же формы.
- Игра «Пары слов».
Цель: развитие памяти, слухового восприятия, обучение запоминания по ассоциации.
Детям нужно запомнить второе слово из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.
Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Объясняется, как мне легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
- Узорный диктант.
Цель: развитие волевых качеств личности (умение слушать и работать по определенному правилу).
Рисуем по клеточкам собачку (стр. 235, книга «Развитие мышления и памяти у детей с 3-х лет, С. Коноваленко).
4. Физкультминутка «Шалтай – болтай»
Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.
Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы, на слово «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.
Показ примера, дети повторяют.
Шалтай – болтай сидел на стене
Шалтай – болтай свалился во сне.
III. Заключительная часть.
- Рефлексия.
- Ритуальный момент (речевка).
Занятие №6
Оборудование: альбомы с нарисованными фигурами, цветные карандаши.
I. Организационный момент.
1. Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).
2. Вводная часть: игра «Ветер дует».
Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
- ветер дует на того, у кого светлые волосы (все светловолосые объединяются в круг),
- кто любит мороженное,
- кто хочет в школу,
- у кого есть брат или сестра,
- у кого нет друзей,
- кто много плачет, и т.д.
II. Основная часть.
- Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку.
Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова:
- шкаф, стол, диван …,
- лук, морковь, свекла …,
- роза, ландыш, василек …,
- корова, теленок, овечка …,
- машина, экскаватор, газель …,
- книга, тетрадь, ручка, карандаш, …,
- гармошка, бубен, пианино, …,
- подорожник, щавель, мята, зверобой, …,
- волк, лиса, заяц, медведь, … .
Подобрать обобщающие слова.
- Упражнение «Дорисуй фигуру» (по методу Дьяченко, Торренса)
Цель: способствовать развитию воображения, способности создавать оригинальные образы.
Раздать карточки с фигурами, дети должны дорисовать фигуру до картины.
- Физкультминутка «Отдых наш физкультминутка».
- Игра «Земля, воздух, вода, огонь».
Цель: развитие внимание, представление об окружающем мире, быстроты реакций.
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает мяч, говоря: «Вода» («Воздух», Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает).
При слове «Огонь», ребенок хлопает в ладоши и крутится вокруг себя.
- Игра «Путаница»
Цель: развитие навыка совместной деятельности»
Ход: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разминая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разминая руки.
III. Заключительная часть.
- Рефлексия.
- Ритуал прощания - речевка.
Занятие №7
Оборудование: альбомы с 12 нарисованными кружочками, цветные карандаши.
I. Организационный момент.
Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).
2. Вводная часть: игра «Менялки».
Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
Дети и педагог сидят в кругу на стульях, педагог – ведущий один стул убирает и говорит: «Меняются местами те, кто любит шоколад», тот кому места не досталось, становится ведущим и игра продолжается.
II. Основная часть
1.«Задачки в стихах»
Цель: развитие математических способностей, логического мышления.
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте – ка, ребята,
Сколько было всех цыплят?
У богатого волчонка
Было кваса два бочонка.
Тут еще один бочонок
Прикатил домой волчонок.
Вместе складывать их стал –
Сколь бочонков насчитал?
Три синицы на кормушке.
Две синицы на кадушке.
Мы умеем прибавлять:
Всех синичек будет … (пять)
Васька – ловкий рыбачок –
Ловит рыбок на крючок.
Трех поймал он на рассвете,
Трех поймал в вечерний час.
Три плюс три – любой ответит
То, что рыбок ….у нас. (шесть)
Рано утром у реки
Распустились васильки.
Пять – на левом берегу.
Пять – на правом берегу.
Я цветочки – василечки
Сосчитать легко смогу.
Потому что пять да пять
Будет …. Как не знать?
Белка шишки собирала,
Собирала и считала.
Забиралась на сосну,
Прибавляла к трем – одну.
Было шишек три сначала,
А теперь … стало. (четыре)
2.Упражнение «Дорисуй круги до предмета»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.
В альбомах детей заранее нарисованы 12 кружочков, которые необходимо дорисовать до предмета.
3.Офтальмотренаж «Лабиринт»
4.Динамическая пауза «Буратино»
5.Упражнение «Фигуры Бернштейна»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Предлагается детям за 30 сек. Запомнить фигуры и зарисовать в альбомах, затее произвести самопроверку.
III. Заключительная часть
1.Рефлексия.
2.Ритуальный момент – речевка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению
План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...
Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...
Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания
Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве ...
Статья «Формирования психологической готовности у дошкольников к процессу обучения».
Активное использование в педагогической практике новых обучающих технологий ещё до школы, с одной стороны, актуализирует потенциальные возможности психи...
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога
За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...
Комплекс занятий к формированию психологической готовности к школьному обучению и развитию познавательных интересов дошкольников
Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, ...