Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
презентация на тему
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образования в работе с детьми. Одной из важных задач в ФГОС ДО является – обеспечение путей реализации целей по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.
Данный опыт раскрывает содержательную сторону этого вопроса, отражает запдачи, методы и премы работы по всем компонентам психологичсекой готовности и будет интересен не только педагогам-психологам ДОУ, но и воспитателям в работе с детьми в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_mo.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В свете введения ФГОС ДО проблема школьной готовности становится особенно актуальной дошкольного образования . ФГОС ДО определяют требования к результатам освоения ООП ДОУ, которые представлены целевыми ориентирами дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования – это основа преемственности детского сада и начальной школы, предусматривающие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе перехода на следующую ступень.
« Школьная зрелость – это не что иное, как уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе». ( М. Степанова ). « Школьная зрелость – это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» ( А. Анастази ). « Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции» ( Л.И. Божович ).
Развивать познавательные мотивы учения. Формировать мотив «стремления к успеху». Формировать социальные мотивы учения.
Экскурсии в школу. Составление рассказов детьми о собственном восприятии школы после посещения. Курс сказок о школе А. Куражевой «Приключения будущих первоклассников» (чтение, беседа, решение проблем). Сюжетно-ролевые игры. Чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики (А. Барто «В первый класс», М. Бородицкий «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября», М. Яснова «Подходящий угол», В. Орлова «Что написано в тетради», В. Голявкина «Не везет»). Организация встреч с выпускниками ДОУ. Проектная деятельность: «Что такое школа», «От куда пришла азбука?», «Школьные правила»; Создание «Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов».
Развивать мышление Развивать наглядно-образное мышление. Развивать фантазию и воображение. Развивать способность обобщать. Содействовать становлению знаково-символической функции. Развивать эмпирическое обобщение. Развивать теоретическое обобщение и логическое мышление. Развивать детское экспериментирование. Развивать речь. Развивать литературную речь (родной язык) и свободное владение языком. Развивать память. Развивать непроизвольную и произвольную память. Внимание. Развивать непроизвольное и произвольное внимание. Восприятие. Развивать непроизвольное и произвольное восприятие.
Кинезиологические игры (развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения): «Кулак - ребро – ладонь», «Змейка», «Ухо – нос», «Перекрестные шаги». Игры на развитие внимания. Игры на развитие памяти. Игры на развитие мышления.
Петя, ты очень старался на занятии. Когда я была маленькая, мне очень трудно было вышивать, но потом я научилась. Я вижу, как тебе трудно, но мне кажется, ты стараешься, а значит научишься. Даша, ты все хорошо делаешь, я уверена – у тебя получится (поддержка неуверенного ребенка). Приятно, когда все получается! Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. Это сложный вопрос, но я уверена, что ты готов к нему.
Эмоциональная сфера Волевая сфера
Знакомить с основными эмоциями (10 базовых эмоций). Обучать детей распознавать эмоции по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Развивать способность контролировать свое эмоциональное состояние. Развивать умение понимать чувства и эмоции других людей. Развивать «эмоциональное предвосхищение» отдаленных последствий своей эмоциональных действий.
Психологические этюды. Психогимнастика (снятие напряжения мышц лица, тренировка по принципу «Покажи эмоцию»); Кубики настроения. Азбука настроений. Доски настроений «Мое настроение». Рисование своего настроения. Этические беседы. «Угадай эмоцию». «Лото настроений». «Пиктограммы». Упражнения для расширения эмоционального словарного запаса (какое выражение глаз – смешливое , озорное, испуганное и т.д.); Упражнения для снятия негативных эмоций, для переключения эмоций ("Кто скажет о нем (имя) хорошее«, "Кто может найти добрые, хорошие слова для ...«, расскажет о себе хорошее«).
Развивать произвольные сенсомоторные действия ребенка. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух). Формировать умение работать по правилу. Учить соподчинять мотивы поведения и деятельности (к 7 годам).
Задания-игры по воспроизведению образца. Задания на выполнение словесной инструкции. Задания на развитие произвольности памяти, внимания с использованием мнемотехники, пооперационных карт. Групповые игры на упражнение детей в установлении смысловых связей между словами (автомобиль, светофор, тормоза, водитель, мотор). Поэлементное сопоставление (списывание слов, коротких предложений, математических примеров). Игры с правилами, действия по правилам: - подвижные - спортивные - хороводные - дидактические - настольно-печатные - интеллектуальные (шашки, шахматы, домино) - фортунные (игры с кубиком) - речевые (в т. ч. на внимание и память)
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности . Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания . Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности .
Сюжетно-ролевая игра Работа в парах «Карусель» «Незаконченное предложение» Рассказ-вымысел о поступке ребенка, составленный литературным персонажем Коммуникативные игры Пьески морального содержания Игры с парашютом « Аквариум» «Броуновское движение» «Займи позицию» «Дерево решений» «Мозговой штурм»
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, сопереживать и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты; обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошо владеет устной речью, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...
Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"
В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений....
Консультация для воспитателей «Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе»
Данная консультация раскрывает роль игры в подготовке детей к школе....
ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ, ВЕДУЩУЮ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И РАННЕЙ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В любом цивилизованном обществе забота о детях сиротах является главной нравственной задачей. Человек, получивший воспитание в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самосто...
Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе
Для того, чтобы успешно учиться в школе , войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, ребенок должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и им...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа
Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образова...