Активизация взаимоотношений старшего воспитателя, педагога и других узких специалистов к совместной практике в условиях ФГТ
статья по теме
Применение старшим воспитателем активных методов в общении с педагогическим коллективом . Методические советы по использованию методов активизации и развития педагогической рефлексии, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бисероплетение в ДОУ | 321.5 КБ |
Работа старшего воспитателя с педагогами и узкими специалистами | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение старших дошкольников компенсирующей направленности основам работы с бисером.
Работа с бисером представляет собой один из видов труда; вместе с тем это прекрасный вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь. Следуя народным традициям, многие педагоги создают новые формы изделий, узоры, подбирают разнообразную расцветку. Изготовленные необычные современные изделия, поделки становятся прекрасным подарком на любой праздник, а также наглядным примером для наблюдения и сравнения с настоящим. Они позволяют создавать в детском саду уютную, праздничную и творческую атмосферу. Многие деревья становятся прекрасным талисманом детского сада и группы в виде ночника и светильника, денежного дерева и дерева Инь Янь, русской березы и склонившейся изящной калины, кашпо и вазы.
Бисероплетение является прекрасным расслабляющим средством для детей дошкольного возраста. Практические действия с мелкими предметами (каким является бисер), как известно, обеспечивают ребенку – логопату разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук. Результат поднимает настроение и позволяет раскрыть творческие способности. М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе воздействия учителя-логопеда. Ведь ему известно, что главным результатом в коррекционной работе является коммуникативная компетенция, поэтому важную развивающую роль на начальном этапе играют действия с мелкими предметами. Работа с бисером – целесообразное занятие, способствующее повышению активности и левого, и правого полушарий мозга.
Новые технологии, которые используются при изготовлении изделий из бисера разной формы и цвета, позволяют передавать все цветовое многообразие окружающего детей мира, а также реализовать свои фантазии. Так как почти все работы выдуманы и являются результатом наблюдений в природе. Это увлечение, бисероплетение, принесло массу удовольствия, и со временем изготовлением работ увлеклась вся группа. Этим ремеслом править нельзя, так как рождается идея только тогда когда приходит вдохновение.
Труд с использованием бисера предоставляет для этого возраста детей, богатый запас жизненных впечатлений, обеспечивает активное развитие.
Выполняя работы с использованием бисера, старшие дошкольники учатся:
- анализировать объект, актуализируя при этом и свой прошлый опыт;
- устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению поделки;
- определять приемы работы и инструменты, необходимые для их выполнения;
- отчитываться о проделанной работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых своих изделий и изделий товарищей.
Работа с бисером оказывает положительное воздействие на познавательную деятельность. Во время труда у старших дошкольников, посещающих группу компенсирующей направленности, формируется при этом умение целенаправленно и планомерно наблюдать; представлять будущий образ поделки, опираясь на особенности материала; ориентироваться в пространстве объемного изделия. Разумеется, педагог может организовать целенаправленное наблюдение, не подкрепляя его практической работой. В таких случаях перед дошкольником обычно ставится задача «внимательно рассмотреть объект в живой природе, подумать, как это можно изобразить в виде бисерной работы, а потом рассказать». Затем педагог проверяет качество восприятия на практической деятельности ребенка с бисером, которое осуществляется непосредственно по его результатам и поэтому является объективной и убедительной: не только педагогу, но и дошкольнику понятно, что если работа не получилась, значит, он недостаточно хорошо рассмотрел объект в природе или на картинке, его детали, их расположение, способы соединения и пр. Таким образом, практический труд направляет и углубляет процесс восприятия, стимулируя ребенка рассматривать предметы более внимательно и вдумчиво. Позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Задания по работе с бисером – ориентированы, дети воспринимают информацию для последующего анализа, синтеза, классификации, обобщения. Работа с бисером позволяет задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, тактильную, эмоциональную и пр. Таким образом, в процессе познания, обучения и труда вовлекается не только сознание, но и тело.
Коррекционная роль работы с бисером связана с развитие моторики, зрительно – моторной координации у детей посещающих группу компенсирующей направленности. Работа с бисером предполагает оперирование разнообразными рабочими инструментами (проволока, щипчики, гипс, трафареты – схемы, алгоритм), что заставляет дошкольников подчинять свои движения определенным траекториям, соподчинять действия правой и левой рук, приводить в соответствие работу зрительного анализатора и рук. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при бисероплетении. Широко используются в работе зрительные опоры т. к. они поэтапно продвигают ребенка к преодолению свойственных ему трудностей. Зрительные опоры - алгоритмы используются при обучении плетению бисером – научить детей четко и последовательно выполнять последовательные действия. Мы попытались разработать алгоритмы по изготовлению различных изделий, которые облегчают детям процесс выполнения работы.
Работа с бисером имеет огромный потенциал и для систематического эстетического воспитания старших дошкольников. Работы по бисероплетению, несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, длительность выполнения по времени, привлекают детей своими результатами. Старшие дошкольники испытывают большую радость от сделанного своими руками дерева, цветка, кашпо. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей. Таким образом, работа с бисером является эффективным средством трудового и эстетического воспитания старших дошкольников группы компенсирующей направленности.
Специальная педагогика не содержит четко разработанной методики обучения детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи работе с бисером, и методические аспекты этой работы остаются малоизученными. Поэтому, планируя содержание работы с бисером, учитель – логопед должен использовать материалы общеобразовательного и коррекционного характера.
Методические рекомендации по организации обучения старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности основам работы с бисером вне непосредственно образовательной деятельности.
Работа с бисером обладает значительным коррекционно – развивающим потенциалом. Однако большинство технологий и техник бисерного искусства характеризуется высокой сложностью выполнения, требует значительного терпения, кропотливого труда, внимательности и сосредоточенности. Поэтому работа с бисером включает в себя содержание физкультминуток. Подбирая и используя физкультминутки (в виде пальчиковых игр) во время работы с бисером необходимы для активизации самого процесса, который напрямую зависит от внимания и сосредоточенности. Все задания и выполняемые физкультминутки имеют несколько способов поддержки – зрительную (изображение), голосовую (комментарий) и практическую (действия).
В процессе работы с бисером старшие дошкольники (дети - логопаты) усваивают некоторые технические сведения об этом материале. Прежде всего, педагог знакомит детей с древней историей бисероплетения, демонстрирует иллюстрации с образцами и эскизами изделий старых мастеров. Дети получают знания об использовании бисера в народном костюме и при отделке современного нарядного платья. Педагогу необходимо показать старшим дошкольникам преимущества работ выполненных из бисера: долговечность, практичность, особое украшение дизайна, стойкость цвета (изделие не теряет вида длительное время). В процессе деятельности ребята узнают, что работа требует особого похода и использование одного и того же алгоритма выполнения может в итоге получится у каждого по - разному. Дети также усваивают законы цветового и композиционного решения, разнообразные приемы, техники плетения, учатся правильно подбирать цвета, организовать свое рабочее место.
Главное в обучении основам работы с бисером – правильно определить возможности проведения такой работы с детьми данного возраста, ориентируясь на умения и навыки, уже сформированные у них ранее. Необходимо, проанализировав все составляющие бисерного рукоделия, среди огромного разнообразия технологий, техник и приемов отобрать наиболее простые и доступные старшим дошкольникам с нарушением речи.
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, ПЕДАГОГА И УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВМЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ФГТ.
Старший воспитатель
Гаврилуца И. Р.
Одним необходимым и важным условием реализации ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях является психолого-педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом, работа в педагогическом коллективе рассматривается как особая совместная деятельность в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, педагога – воспитателя, узких специалистов в ходе которой все специалисты, педагоги реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения в условиях ФГТ.
Применение старшим воспитателем активных методов в общении с педагогическим коллективом уменьшает давление шаблонов и стереотипов. Поэтому старший воспитатель обязан разработать и внедрить в практику взаимоотношений методические советы по использованию методов активизации и развития педагогической рефлексии, так как они позволяют наилучшим образом пробуждать потенциал педагогов. Благодаря применению активных методов педагоги оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы предоставляют коллективу возможность вместе эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательно - образовательных мер, помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт с ребенком.
Популярные методы активизации, которые необходимо использовать в в совместной практике взаимоотношений в условиях ФГТ: взаимопросмотры, тренинги, видеоигры, круглые столы, деловые игры, информационную службу, организационно – педагогические консультации, индивидуальные беседы, дискуссионные (эвристические) встречи, каталог вопросов – ответов, обсуждение разных точек зрения, апелляция к авторитетному мнению из литературного источника, открытые просмотры детской деятельности, анализ результатов детского творчества (рисунки, высказывания и пр.), просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов. Их применение направлено не только на повышение педагогической эрудиции, но позволяет стимулировать педагогов к самопознанию и самопроявлению, т.к. побуждают сопоставить противоположные и взаимные позиции, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. Данные методы способствуют в основном развитию вербального проявления рефлексии, когда участники педагогических встреч проговаривают увиденное и осмысленное, анализируют услышанное.
Активизация отношений и повышение востребованности взаимоотношений, для достижения наибольшей эффективности в помощи ребенку включает профилактические аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка и строится с учетом ведущих линий развития, обеспечивает интеграцию всех областей посредством оптимальной поддержки дошкольным учреждением в условиях ФГТ. Совместная практика в условиях ФГТ необходима при планировании образовательной программы, годового плана, перспективном планировании непосредственно образовательной деятельности, психолого – педагогическом сопровождении, коррекционной и консультативной практике, развивающей и коррекционной работе. Основная идея, определяющая содержание активных взаимоотношений педагогов и узких специалистов – комплексность по преодолению трудностей в развитии.
За всем педагогическим коллективом закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые определяют формы и методы их взаимодействия друг с другом и решают проблему организации взаимодействия по созданию условий для личностно – ориентированного развития ребенка. Только в тесном активном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности ребенка, социализация и адаптация их в обществе. Именно такое взаимодействие рассматривается как условие развития детского сада.
Условия взаимоотношений предполагают:
- дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность работы в условиях детского сада;
- снятие противоречий в модели взаимодействия;
- осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев в работе детского сада;
- систематичность, непрерывность в организации взаимоотношений между специалистами и педагогом;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм работы оценка эффективности педагогического труда и всех узких специалистов по конечному результату (мониторинг), своевременная поддержка ребенка, активность в защите интересов детей и оказании им помощи;
- стремление к сотрудничеству.
Взаимоотношения должны иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов в детском саду должны быть выработаны основные задачи, которые включают в себя:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.). Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
4. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематическая и интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Данная непосредственно образовательная деятельность является итогом всей совместной педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Проект «Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды »
"Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать" Сеймур ПайпертПроект разработан в Излучинском МБДОУ ДСКВ...
Система работы заведующего и старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами
Презентация...
Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и система работы по данн...
Перспективное планирование совместной деятельности музыкального руководителя с воспитателями, узкими специалистами
План взаимосвязи музыкального руководителя и других специалистов ДОУ ( учитель- логопед, инструктор по плаванию, педагог- психолог, воспитатели логопедических групп)...
Взаимодействие педагога – психолога с узкими специалистами ДОУ, а также содержание работы по взаимодействию со школой
1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя. 2. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре. 3. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопед...
Консультация для педагогов на тему: "Выявление и сопровождение одаренных детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей)"
Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личн...