Взаимодействие педагога – психолога с узкими специалистами ДОУ, а также содержание работы по взаимодействию со школой
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна

1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя. 2. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре. 3. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопеда. 4. Взаимодействие педагога - психолога и воспитателей. 5. Содержание работы педагога-психолога по взаимодействию со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod._s_uzkomi_spets.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога – психолога с узкими специалистами ДОУ, а также содержание  работы по взаимодействию со школой на 2018-2019 учебный год.

  1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Педагог - психолог, и музыкальный руководитель должны учитывать:

- Индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях;

Основные задачи взаимодействия педагога - психолога и музыкального руководителя:

1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.

2. Расширить лексический запас.

3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.

7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

Направление деятельности педагога-психолога с музыкальным руководителем.

1.

Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. .

2.

Проводит интегрированные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

3.

Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

4.

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.

5.

Участвует в проведении музыкальной терапии.

6.

Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

7.

Формирует психологическую культуру и осведомлённость специалиста.

8.

Оказывает помощь при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы.  

План взаимодействия педагога-психолога с музыкальным руководителем.

Формы работы

Сроки

1.

Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми ДОУ на текущий момент

Сентябрь

2.

Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя.

Сентябрь

3.

Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.)

В течение года

4.

Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей.

В течение года

5.

Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью с учётом индивидуальных речевых возможностей детей, а также эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционной работы.

В течение года

6.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и музыкального руководителя.

Май

  1. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре осуществляется по двум направлениям:
  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Педагог - психолог и инструктор по физической культуре в процессе взаимодействия необходимо:

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи взаимодействия:

  • Укреплять костно-мышечный аппарат.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Формировать правильную осанку
  • Оптимизация мышечного тонуса.
  • Релаксация.

Направление деятельности

1.

Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2.

Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

3.

Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4.

Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

5.

Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.

6.

Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

7.

Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).

8.

Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

План взаимодействия педагога-психолога с инструктором по физической культуре

Формы работы

Сроки

1.

Рекомендации по работе инструктора по физкультуре с детьми ДОУ на текущий момент

Сентябрь

2.

Планирование совместной работы педагога - психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ.

Сентябрь

3.

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами коррекции поведения у детей.

Сентябрь

4.

Консультирование в подготовке спортивных праздников и соревнований с целью распределения физической нагрузки в соответствии с развитостью  психологических характеристик дошкольника

В течение года

5.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и инструктора по физической культуре.

В течение года

6.

Консультирование в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья

В течение года

7.

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий во время летнего периода.

Май

  1. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопеда осуществляется по двум направлениям:
  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с учителем-логопедом:

  • Совместно планирует и организует интеграцию детей с нарушениями речи в группе, создаёт среду психологической поддержки.
  • Участвует в совместном системном обследовании детей с нарушениями речи, которое включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).  
  • Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
  • Развивает память, внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; навыки самоконтроля, волевые качества.  
  • Организует профилактику и коррекцию нарушений личностного развития.
  • Обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению.
  • Повышает психологическую культуру родителей и педагогов.
  • Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  • Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

План взаимодействия педагога - психолога и учителя логопеда

Этапы работы

Сроки

1.

Организационный.

- Заключение договоров или заявлений с разрешением родителей на обследование.

- Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.

- Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.

 - Обсуждение результатов обследования на ПМПк ДОУ.

- Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

 - Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

 - Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.

 - Разработка рабочих программ, в которых отражено планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга

Сентябрь-октябрь

2.

Основной (ноябрь-февраль)

 - Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

- Проведение интегрированных занятий.

- Осуществление логопедического и психологического мониторинга. - Психолого-педагогическое просвещение родителей.

- Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

- Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей

Ноябрь-февраль

3.

Заключительный.

- Оценка результативности коррекционной работы с детьми. - Корректировка индивидуальных и групповых программ.

- Отчет о проделанной работе.

- Выявление проблем для построения работы на следующий учебный

Март-май

  1. Взаимодействие педагога - психолога и воспитателей осуществляется по двум направлениям:
  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с воспитателями:

  • Участвует в проведении оценки развития детей педагогом в рамках психолого - педагогической диагностики (или мониторинга).
  • Помогает воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.  
  • Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  • Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  • Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы.
  • Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  • Оказывает психологическую помощь при индивидуальном обращении с запросом.
  • Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  • Информирует по вопросам развития детей.
  • Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  • Участвует в сопровождении процесса адаптации вновь прибывших детей.
  • Способствует организации благоприятного эмоционального климата в группах.
  • Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  • Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  • Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  • Оказывает помощь в построении педагогического процесса с учётом развития способностей и состояния здоровья детей, во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму и др.).
  • Участвует в деятельности по подготовке детей к обучению в школе, консультирует воспитателей по данной тематике.

План взаимодействия педагога – психолога и воспитателей.

Формы работы по направлениям

Сроки

1.

Диагностическое

Консультации (индивидуальные и групповые), составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».

Сентябрь-октябрь

Консультативное. 

Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;
рекомендации психолога по коррекции и развитию детей; 
психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных
 потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог     -воспитатели).

В течение года

Коррекционно-развивающее.

Рекомендации по индивидуальной коррекционной  работе с детьми; информирование об особенностях развития детей (педагог-психолог     -воспитатели); заполнение карт индивидуальной психолого-педагогической помощи детям.

Организация воспитателями выставки работ, знакомство родителей с творчеством детей. Выделяемые педагогом-психологом  на НОД сюжетные линии имеют продолжение в дальнейшем в разных формах сотрудничества ребенка с воспитателями и сверстниками, в самостоятельной деятельности в предметно-развивающем пространстве.

Организация воспитателями  знакомства родителей с работами детей, ознакомление с рекомендациями педагога-психолога.  Закрепление изученного материала в группе.   Индивидуальная работа воспитателей с детьми по рекомендации педагога-психолога.

В течение года

  1. Содержание  работы педагога-психолога по взаимодействию со школой являются:
  1. Участие на родительских собраниях будущих первоклассников.
  2. Информирование родителей через информационные стенды, листовки, памятки .
  3. Проведение консультаций по вопросам психологической готовности и подготовки ребенка к школьному обучению.
  4. Участие в совместных совещаний, педсоветов, семинаров учителей начальных классов и воспитателей ДОУ для обмена опытом работы по обучению и воспитанию детей.
  5. Проведение психолого-педагогического диагностики по готовности детей к школьному обучению.
  6. Участие во взаимодействие ДОУ и школы по вопросам профилактической работы с неблагополучными семьями.

 План работы педагога-психолога по взаимодействию со школой

Формы работы по направлениям

Сроки

1.

Участие на родительских собраний по темам «Подготовка детей к школе», «Ваш ребенок – первоклассник».

Сентябрь-октябрь

2.

Оформление стенда «Для Вас, родители будущих первоклассников».

В течение года

3.

Проведение психолого-педагогического диагностики по готовности детей к школьному обучению и консультирование родителей и педагогов по вопросам психологической подготовки ребенка к школе.

В течение года

4.

  • Подгрупповые коррекционно – развивающие занятия с детьми

по результатам диагностик

  • Индивидуальные психокоррекционые занятия:

-с детьми из семей «группы риска»,

- с детьми с ограниченными возможностями

- психологическое сопровождение одаренных детей

В течение года

5.

Беседы о школе, о профессии учителя

Ноябрь - март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

« Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в условиях реализации ФГТ».

В настоящее время нам известно, что все детские сады активно внедряют в свою практику работы Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе....

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с узкими специалистами

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с узкими специалистами...

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами.

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами в рамках КТП для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Взаимодействие учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ

В работе представлен практический материал по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ....