Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 летнего возраста на различение эмоций "Когда ты боишься и что с этим делать?"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности на распознавание эмоциональных состояний человека, развитие эмпатии, рефлексии, умения находить способы регуляции собственных состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия из программы работы педагога-психолога  с детьми 6-7 летнего                      возраста по оптимизации общения в детском саду.

Цель: создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок».

Раздел программы «Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

Приводятся два занятия из 15, представленных в программе.

Структура занятия состоит из последовательных этапов.

  1. Приветствие- разминка, направленная на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния.
  2. Создание проблемной ситуации  посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, просмотра кадров  из мультипликационных фильмов, зачитывания художественных текстов или рассказывание сказки либо истории, где представлены социальные ситуации.
  3. Дискуссия по  проблеме, в  ходе которой у детей формируются социальные знания об эмоциональных состояниях, умение оценивать значимые  ситуации.  Педагог подводит детей к  обобщению сказанного, а значит,  к  решению  ситуации,  выбору возможных вариантов событий.
  4. Рисование по теме (с диагностической,  либо профилактической коррекционной целью).
  5. Игры на развитие межличностного взаимодействия, расширение представлений ребенка о личности и социальном поведении, эмоциях и эмоциональных состояниях людей.
  6. Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?»

Цель: формирование социальных компетенций, позволяющих понимать, оценивать и прогнозировать социальные ситуации, вызывающие страх.

Задачи:

  1. уточнить представления детей об эмоции страха;
  2. сформировать умение оценивать проявленную эмоцию страха;
  3. научить определению вариантов развития ситуаций, связанных с проявлением эмоций страха.

                                                          Ход занятия.

Вводная часть

Упражнение «Дождик»

Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.

Психолог: «Набежали тучки, и пошел дождик…   Сначала редкие капли застучали по крыше.  Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще… Настоящий ливень!

Основная часть

  1. Дискуссия

Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

А с вами, ребята, такое случалось?

А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

А как вы смогли победить свой страх?

Можно ли вообще ничего не бояться?

Для чего же страх иногда бывает нужен?

А как сделать так, чтобы бояться меньше?

Кто может в этом помочь?

Вы можете рассказать о своем страхе?

А показать, как вы боялись?

  1. Рисунок на тему «Чего я боюсь?»

Психолог: «Ребята! Вы точно как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других?

Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились… Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно… Только не порвите листок!

Дети выполняют задание.

А теперь давайте развернем этот лист, разделим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.

Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.

Обсуждение рисунков. Рассказы детей.

В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

Игра.

Дети изображают лесных зверушек,  которые боятся:

-  Змея-Горыныча лесного;

зайчика, который боится:

- укола врача и т.д.

Психолог подчеркивает внимание на мимике и пантомимике героев, объясняет причины, вызвавшие страх.

Заключительная часть

Релаксация.  Упражнение  «Ветерок»

Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?» (Продолжение)

Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»

                                                     Ход занятия.

Вводная часть.

Упражнение «Шум растет»

Психолог: « Ребята, сегодня мы научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру «Дождик», но «разговаривать» будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по- другому: «Ж-ж-ж-ж!», и наконец, Шумок превратился в настоящий Шум : «Ж-ж-ж-ж-ж!». Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!.

Основная часть.

Создание проблемной ситуации.

  1. Дискуссия

Психолог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Дети говорят, что рисовали страх.

Психолог: «Когда я собрала эти рисунки, то решила, что навсегда избавлю вас от них, сожгу, а пепел выброшу. Но, странное дело! Рассмотрев эти «страшилки», я вдруг поняла, что мне их жаль. Представьте, какого им приходится, таким страшным, ужасным и непривлекательным! Никто их никогда, наверное, не любил! Может, поэтому они такими и стали? Как вы считаете?

  1. Позитивное изменение рисунка

    Дети работают с вопросами и заданиями.

Психолог: «Как вы думаете, все ли страшилки на самом деле опасные?

- А  может, стоит по-другому на них посмотреть, поработать с кисточкой или карандашем и жизнь у этих страшилок наладится?

- Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте.

Какими они станут? Нарисуйте.

Теперь они вам больше нравятся?

А страшные они теперь?

  1. Подведение итогов

Вопросы для беседы:

- Как вы понимаете, что человек испытывает страх?

- В каких случаях проявлять страх правильно, а в каких – нет?

Заключительная часть

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

- проползти под корягой

- обогнуть широкое озеро

- пробраться через дремучий лес

- спрятаться от диких животных и т.д.



Предварительный просмотр:

                                       Подготовила: педагог-психолог  МБДОУ  Леонтьева Н.Н.          

                          Семинар-практикум

      «Мотивы плохого поведения у    дошкольников»

План.

  1. Понятие «мотив» в психологии. Характеристика мотивов «плохого» поведения у дошкольников.
  2. Решение практических задач для преодоления негативных способов поведения при различных мотивах у дошкольников.
  3. Игры на поддержание дисциплины в группе дошкольников.

  1. Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного  способа действия и его осуществлению. Мотивы бывают вполне осознанными – «я хочу пить»,  и неосознанными  «чего-то хочется, а чего – не знаю».

Набор мотивов человека определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей – для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то – кресло в думе, для третьего – бутылка вина.

Мотивы бывают внешние (явные) и внутренние (скрытые). С «явными» все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать  - внешний мотив, а на самом деле для того, чтобы списывать у своей симпатичной соседки по парте (внутренний мотив). Это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.

Мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны, всегда связаны с  предметной деятельностью и общением со взрослым.

Существуют различные виды мотивов дошкольников:

- игровые;

- познавательные;

- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);

- общение со сверстниками, «быть со всеми»;

- стремление быть взрослым;

- мотив одобрения взрослым, похвалы;

- общественный мотив.

Важным этапом в дошкольном детстве становится развитие нравственных мотивов, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. На пути формирования нравственных мотивов поведения стоят развитие воли и произвольности, а также эмоциональной зрелости ребенка.

Одним из основных факторов и способов развития гуманных чувств у ребенка – дошкольника является игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим основные мотивы «плохого» поведения  по Дрейкусу у дошкольников.

  1. Мотив «привлечения внимания». Подобное поведение ребенка вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

- Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.  

       -  Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.

       - Дефицит личностного внимания.

Сильными сторонами поведения являются  активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Принципы предотвращения:

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению
  2. Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» хорошее        поведение
  3. Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье

Способы реагирования

  1. Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  2. Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  3. Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)
  4. Снижение голоса
  5. Прекращение деятельности
  6. Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  7. Обращение на примеры хорошего поведения
  8. Пересаживание на «стул размышлений»

  1. Мотив «власти»

«Вы мне все равно ничего не сделаете»

Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование , иногда страх.

Происхождение мотива:

- Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.

 Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить.

Как предотвращать:

  1. Уход от конфронтации
  2. Снижение напряжения
  3. Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.

Как реагировать:

  1. Признание авторитета
  2. Исключение из работы
  3. Удаление от зрителей
  4. Откладывание или лишение чем-то заниматься
  5. Беседа с родителями.

  1. Мотив «мести».

То же  поведение и способы предотвращения , что и власть, а также:

  1. Педагогу изменить восприятие ученика
  2. Менять свои реакции
  3. Показывать заботу к воспитаннику

  1. Мотив «избегания неудач»

У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.

Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо.

Способы предотвращения и реагирования:

  1.  Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  2. Подчеркивается улучшение, даже незначительное
  3. Учить нормально реагировать на ошибки

Мы рассмотрели мотивы «плохого» поведения у дошкольников.

Мотивы дошкольников

Игровые

Познавательные

Стремление к признанию и самоутверждению

Общение со сверстниками

Стремление быть взрослым

Поддержание взаимоотношений со взрослым

Мотивы «плохого» поведения у дошкольников

Мотив привлечения внимания

Мотив власти

Мотив мести

Мотив избегания неудач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...