Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 летнего возраста на различение эмоций "Когда ты боишься и что с этим делать?"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности на распознавание эмоциональных состояний человека, развитие эмпатии, рефлексии, умения находить способы регуляции собственных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_ty_boishsya_i_chto_s_etim_delat.docx | 18.66 КБ |
Семинар для педагогов "Мотивы плохого поведения у дошкольников" | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия из программы работы педагога-психолога с детьми 6-7 летнего возраста по оптимизации общения в детском саду.
Цель: создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок».
Раздел программы «Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».
Приводятся два занятия из 15, представленных в программе.
Структура занятия состоит из последовательных этапов.
- Приветствие- разминка, направленная на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния.
- Создание проблемной ситуации посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, просмотра кадров из мультипликационных фильмов, зачитывания художественных текстов или рассказывание сказки либо истории, где представлены социальные ситуации.
- Дискуссия по проблеме, в ходе которой у детей формируются социальные знания об эмоциональных состояниях, умение оценивать значимые ситуации. Педагог подводит детей к обобщению сказанного, а значит, к решению ситуации, выбору возможных вариантов событий.
- Рисование по теме (с диагностической, либо профилактической коррекционной целью).
- Игры на развитие межличностного взаимодействия, расширение представлений ребенка о личности и социальном поведении, эмоциях и эмоциональных состояниях людей.
- Заключительная часть – расслабляющие упражнения.
Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?»
Цель: формирование социальных компетенций, позволяющих понимать, оценивать и прогнозировать социальные ситуации, вызывающие страх.
Задачи:
- уточнить представления детей об эмоции страха;
- сформировать умение оценивать проявленную эмоцию страха;
- научить определению вариантов развития ситуаций, связанных с проявлением эмоций страха.
Ход занятия.
Вводная часть
Упражнение «Дождик»
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.
Психолог: «Набежали тучки, и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще… Настоящий ливень!
Основная часть
- Дискуссия
Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.
А с вами, ребята, такое случалось?
А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?
А как вы смогли победить свой страх?
Можно ли вообще ничего не бояться?
Для чего же страх иногда бывает нужен?
А как сделать так, чтобы бояться меньше?
Кто может в этом помочь?
Вы можете рассказать о своем страхе?
А показать, как вы боялись?
- Рисунок на тему «Чего я боюсь?»
Психолог: «Ребята! Вы точно как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других?
Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились… Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно… Только не порвите листок!
Дети выполняют задание.
А теперь давайте развернем этот лист, разделим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.
Игра.
Дети изображают лесных зверушек, которые боятся:
- Змея-Горыныча лесного;
зайчика, который боится:
- укола врача и т.д.
Психолог подчеркивает внимание на мимике и пантомимике героев, объясняет причины, вызвавшие страх.
Заключительная часть
Релаксация. Упражнение «Ветерок»
Занятие «Когда ты боишься и что с этим делать?» (Продолжение)
Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»
Ход занятия.
Вводная часть.
Упражнение «Шум растет»
Психолог: « Ребята, сегодня мы научимся играть в новую игру, чем-то она похожа на игру «Дождик», но «разговаривать» будут теперь не ваши ладошки, а ваши щечки и горлышки. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по- другому: «Ж-ж-ж-ж!», и наконец, Шумок превратился в настоящий Шум : «Ж-ж-ж-ж-ж!». Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!.
Основная часть.
Создание проблемной ситуации.
- Дискуссия
Психолог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Дети говорят, что рисовали страх.
Психолог: «Когда я собрала эти рисунки, то решила, что навсегда избавлю вас от них, сожгу, а пепел выброшу. Но, странное дело! Рассмотрев эти «страшилки», я вдруг поняла, что мне их жаль. Представьте, какого им приходится, таким страшным, ужасным и непривлекательным! Никто их никогда, наверное, не любил! Может, поэтому они такими и стали? Как вы считаете?
- Позитивное изменение рисунка
Дети работают с вопросами и заданиями.
Психолог: «Как вы думаете, все ли страшилки на самом деле опасные?
- А может, стоит по-другому на них посмотреть, поработать с кисточкой или карандашем и жизнь у этих страшилок наладится?
- Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте.
Какими они станут? Нарисуйте.
Теперь они вам больше нравятся?
А страшные они теперь?
- Подведение итогов
Вопросы для беседы:
- Как вы понимаете, что человек испытывает страх?
- В каких случаях проявлять страх правильно, а в каких – нет?
Заключительная часть
Игра «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- проползти под корягой
- обогнуть широкое озеро
- пробраться через дремучий лес
- спрятаться от диких животных и т.д.
Предварительный просмотр:
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Леонтьева Н.Н.
Семинар-практикум
«Мотивы плохого поведения у дошкольников»
План.
- Понятие «мотив» в психологии. Характеристика мотивов «плохого» поведения у дошкольников.
- Решение практических задач для преодоления негативных способов поведения при различных мотивах у дошкольников.
- Игры на поддержание дисциплины в группе дошкольников.
- Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению. Мотивы бывают вполне осознанными – «я хочу пить», и неосознанными «чего-то хочется, а чего – не знаю».
Набор мотивов человека определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей – для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то – кресло в думе, для третьего – бутылка вина.
Мотивы бывают внешние (явные) и внутренние (скрытые). С «явными» все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать - внешний мотив, а на самом деле для того, чтобы списывать у своей симпатичной соседки по парте (внутренний мотив). Это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.
Мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны, всегда связаны с предметной деятельностью и общением со взрослым.
Существуют различные виды мотивов дошкольников:
- игровые;
- познавательные;
- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);
- общение со сверстниками, «быть со всеми»;
- стремление быть взрослым;
- мотив одобрения взрослым, похвалы;
- общественный мотив.
Важным этапом в дошкольном детстве становится развитие нравственных мотивов, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. На пути формирования нравственных мотивов поведения стоят развитие воли и произвольности, а также эмоциональной зрелости ребенка.
Одним из основных факторов и способов развития гуманных чувств у ребенка – дошкольника является игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра.
Рассмотрим основные мотивы «плохого» поведения по Дрейкусу у дошкольников.
- Мотив «привлечения внимания». Подобное поведение ребенка вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.
Происхождение мотива:
- Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
- Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.
- Дефицит личностного внимания.
Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.
Принципы предотвращения:
- Больше внимания уделять хорошему поведению
- Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» хорошее поведение
- Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье
Способы реагирования
- Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
- Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
- Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)
- Снижение голоса
- Прекращение деятельности
- Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
- Обращение на примеры хорошего поведения
- Пересаживание на «стул размышлений»
- Мотив «власти»
«Вы мне все равно ничего не сделаете»
Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование , иногда страх.
Происхождение мотива:
- Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.
Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить.
Как предотвращать:
- Уход от конфронтации
- Снижение напряжения
- Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.
Как реагировать:
- Признание авторитета
- Исключение из работы
- Удаление от зрителей
- Откладывание или лишение чем-то заниматься
- Беседа с родителями.
- Мотив «мести».
То же поведение и способы предотвращения , что и власть, а также:
- Педагогу изменить восприятие ученика
- Менять свои реакции
- Показывать заботу к воспитаннику
- Мотив «избегания неудач»
У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.
Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо.
Способы предотвращения и реагирования:
- Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
- Подчеркивается улучшение, даже незначительное
- Учить нормально реагировать на ошибки
Мы рассмотрели мотивы «плохого» поведения у дошкольников.
Мотивы дошкольников
Игровые
Познавательные
Стремление к признанию и самоутверждению
Общение со сверстниками
Стремление быть взрослым
Поддержание взаимоотношений со взрослым
Мотивы «плохого» поведения у дошкольников
Мотив привлечения внимания
Мотив власти
Мотив мести
Мотив избегания неудач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
Коррекционно-развивающее индивидуальное занятие для детей 5-6 лет
педагог-психолог...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...