Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
методическая разработка по теме
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как эффективный способ
развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве. Она является средством воспитания и обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут освоить причины, связи.
Игра воспитывает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
- игры–занятия, где ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы.
С помощью игр-занятий педагог передает определенные знания, формирует представления и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действий с предметами. Затем эти знания дети переносят в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
- дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Педагог предлагает усложнение и вариативность дидактических игр.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет (например: игры с куклой Катей).
Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста заключается в следующем:
1) Дидактическая игра способствует развитию познавательных и творческих способностей, является незаменимым средством интеллектуального развития.
2) Учат сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.
3) Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
4) Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В играх, также, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
5) У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
6) Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
7) Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствии и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.
Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовки руки ребенка к письму, т.е. к будущему обучению в школе.
Знание индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу вариативно использовать дидактические игры в образовательном процессе.
В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.
Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой стадии характерны определенные проявления детской активности.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких качеств, как честность, целеустремленность, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Каждому этапу игры соответствуют определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. На второй стадии педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
На современном этапе принята следующая классификация игр: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
- В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы, воспитывается любовь к природе, и бережное отношение к ней.
- Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании:
- умение находить среди предметов два одинаковых;
- умение обобщать, устанавливать связи между предметами;
- развитие памяти, запоминания и припоминания;
- развитие логического мышления, умения составлять целое из частей;
- развивать речь детей, их воображение и творчество.
В этих играх формируются такие качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образца.
- Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в этих требуется использование приобретенные ранее знания в новых связях. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
- В настоящее время появились электронные развивающие игры. Современным детям такие игры наиболее интересны, а диапазон их развивающих возможностей достаточно широк.
Руководство дидактической игрой требует большого мастерства. Решая через игру дидактические задачи, педагог должен сохранить игру – деятельность интересную, близкую детям, радующую их.
Руководство дидактическими играми включает:
- отбор и продумывание программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
- создание самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;
- руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказании е помощи робким, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой
При проведении дидактических игр педагог должен основывается на общих дидактических принципах:
1) системности;
2) повторности;
3) наглядности;
4) образности;
5) доступности.
Руководя игрой, педагог осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия и правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для детей не заметен, т.к. они учатся играя.
В руководстве игрой и в ее развитии важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей. В ходе игры темп меняется.
Для педагога результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Основой умственного воспитания является обучение. Основной формой обучения детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Обучение проводится с учетом дидактических принципов, разнообразными методами, обеспечивающими успешность учения.
Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
Игровая деятельность, как форма обучения в детском саду, направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.
Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости и нежелания учиться раньше, чем ребенок пойдет в школу.
Через игру дошкольники знакомятся с окружающим миром, у них развивается произвольное внимание, различные виды памяти.
Ушинский К.Д. считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда не развлекающим.
В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.
В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях.
Разработанная Никитиным Б.П. система развивающих игр направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка. У них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольники, и взрослые. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструктивных способностей или на развитие математического мышления.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, и т.о. знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
Разные игры Никитина Б.П. развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий.
В дошкольной практике широко используются развивающие игры Воскобовича.
Игра как, основной вид деятельности дошкольника, проходит путь от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Младшие дошкольники играют в одиночку. В своих играх дети воспроизводят действия окружающих взрослых.
К среднему дошкольному возрасту игры становятся совместными. Главное в этих играх имитация определенных отношений между людьми. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением.
В среднем и старшем дошкольном возрасте появляется символическая игра. Ряд игровых действий только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Таким образом, дидактическая игра – многоплановое педагогическое явление, направленное на расширение и систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей.
При нарушении зрения у детей возникают определенные трудности в восприятии наглядного материала. Наглядный материал, используемый в дидактических играх и предъявляемый детям с нарушением зрения должен быть четким, без лишних, мешающих восприятию, деталей. Контур изображения должен быть хорошо виден или обведен.
В зависимости от зрительной нагрузки, которую определяет врач-офтальмолог, размеры изображений должны быть различной величины (чем меньше зрительная нагрузка – тем крупнее изображение). В связи с этим, для некоторых детей необходимо изготавливать и использовать индивидуальные комплекты игр.
В некоторых играх необходимо использование цветных фонов, чаще всего это зеленый, коричневый и светлый, т.к. именно эти фоны способствуют более четкому зрительному восприятию изображения.
Примерный перечень дидактических игр на две недели
для детей 5 – 6 лет с нарушением зрения.
Первая неделя.
Дни недели. | Утро. | Вечер. |
Понедельник. | Невербальный интеллект. Игра «Цвет и форма» Цель: закрепление знаний о цвете и форме, развитие умения соотносить предмет с формой. (подгруппа). | Вербальный интеллект. Игра «Повтори». Цель: развитие памяти, слухового внимания. (подгруппа). |
Вторник. | Вербальный интеллект. Игра «Цепочка слов». Цель: развитие слухового восприятия, умения определять первый и последний звук в слове. (подгруппа). | Невербальный интеллект. Игра «Для умок и умочек». Цель: развитие мышления, внимания, наблюдательности. (подгруппа).
|
Среда. | Невербальный интеллект. Игра «Архитектор». Цель: развитие восприятия размера, умения совершать умственные действия. (подгруппа). | Вербальный интеллект. Игра «Поезд». Цель: развитие логического мышления, внимания, сообразительности, умения доказывать свою точку зрения. (подгруппа). |
Четверг. | Вербальный интеллект. Игра «Концовка». Цель: развитие внимания, памяти, умения слушать, логического мышления. (подгруппа). | Невербальный интеллект. Игра «Прозрачный квадрат». Цель: освоение эталонов формы, знакомство с пространственными отношениями и величиной, соотношение целого и части. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения. (индивидуально или небольшими подгруппами). |
Пятница. | Невербальный интеллект. Игра «Что лишнее». Цель: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, рассуждать. (подгруппа). | Вербальный интеллект. Игра «Через реку по камням». Цель: развитие памяти, внимания, активизация словаря за счет слов, входящих в выбранную лексическую тему. (подгруппа). |
Вторая неделя.
Дни недели. | Утро. | Вечер. |
Понедельник. | Вербальный интеллект. Игра «Кто идет». Цель: развитие слухового внимания, логического мышления. (подгруппа). | Невербальный интеллект. Игра «Сложи узор». Цель: развитие зрительного внимания, умения читать образец, воображения. (индивидуально). |
Вторник. | Невербальный интеллект. Игра «Для умников и умниц». Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться на листе бумаги. (подгруппа). | Вербальный интеллект. Игра «Какой? Какая? Какое?». Цель: развитие наблюдательности, развитие словаря за счет слов, обозначающих свойства предметов. (подгруппа). |
Среда. | Вербальный интеллект. Игра «В прятки по группе». Цель: развитие внимания, смекалки, сообразительности. Закрепление умения правильно употреблять в речи предлоги. (подгруппа).
| Вербальный интеллект. Игра «У кого?» Цель: развитие умения слушать вопрос и отвечать на него развернуто. (подгруппа). |
Четверг. | Невербальный интеллект. Игра «Чудо-крестики». Цель: закрепление знаний о форме, цвете, величине. Развитие воображения, мышления. (индивидуально или небольшими подгруппами). | Вербальный интеллект. Игра «Я иду домой». Цель: формирование умения составлять связный последовательный рассказ. (подгруппа). |
Пятница. | Невербальный интеллект. Игра «Чудо-цветик». Цель: развитие внимания, мышления, речи, воображения, умения соотносить целое и часть, осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить. (индивидуально). | Вербальный интеллект. Игра «Угадай, о ком расскажу». Цель: развитие умения составлять описательный рассказ. (подгруппа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"
Зрительное Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения. Восприятие ...
Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения
Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения. Восприятие - психический процесс отражени...
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....
Пальчиковые игры как эффективный способ развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Пальчиковые игры — один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него разв...
Пальчиковые игры как эффективный способ развития ре
консультация...
Музыкально-дидактическая игра «Гусеница» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Музыкально - дидактическая игра "Гусеница", разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные п...