Консультация для воспитателей:«Подвижные игры в системе коррекционной работы»
материал по теме
Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_v_sisteme_kor.raboty.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Подвижные игры
в системе коррекционной работы»
Составила:
Учитель - дефектолог
Юнусова Э.Ф.
Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникших вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
- нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т. п.;
- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
- низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
- отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т. п.;
- сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т. п.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
- нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
- нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.п.;
* быстрая утомляемость из-за несовершенства нерв
ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию.
Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-раз-вивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков — 5—10 человек.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
- Увеличить количество предметов.
- Уменьшить время запоминания предметов.
- Убрать два предмета.
Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
- Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
- Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
- Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
- На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т. д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 8—12 человек.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду- Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
«Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков — 8—15 человек.
Инвентарь: обруч или мел.
Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т. д.
Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?». Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Вариант: по дороге домой дети поют песенку:
«Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез.
Уу-уу-уу-уу-уу.»
Но вот остановка (дети останавливаются), произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.
Методические указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза
«Лохматый пес»
Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).
Количество игроков — 8—12 человек.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
«Дотронься до...»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
- Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
- Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым нарушениям речи относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-и, в-ф, м-мь, ;-дь), искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-ак-бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подмыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий — шершавый, глубокий — мелкий); относительных прилагательных шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей узкий словарный запас.
Еще в 1930-е годы Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательных движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
- развивать моторику мелких мышц кисти;
- развивать координационные способности;
- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция.
Текст Движения
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения
пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы мог? Повторение движений.
Потянули, Пальцы сцеплены в «замок»,
руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Покрутили, Движения кистями рук со сцеп-
ленными пальцами от себя — к себе.
Постучали Пальцы сцеплены, основаниями
ладоней постучать друг о друга.
И — открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки»
Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.
Количество игроков — 2—5 человек.
Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятипалые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка
должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.
Варианты:
- «Гонки двуногих»:
На край стола встают выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.
- «Гонки слонов»
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
Усложнение игры: в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука);
в гонках участвуют обе руки.
Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.
«Братья-ленивцы»
Цель: обучение детей независимым движениям пальцев рук.
Инструкция.
Текст Движения
Спят в избушке пятеро братьев. Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший, Большой палец тянется вверх потянулся, а самому вставать лень, (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся Вверх тянется указательный па лец.
Стал будить брата-середку: Указательный постукивает по
— Вставай, середка, утро на дворе! среднему и ложится
А сам в кровать. на стол.
«В гости к пальчику большому»
Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.
Инструкция.
Поднимается средний палец.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.
Мизинец тянется вверх.
В такт словам мизинец барабанит по столу.
Мизинец ложится на стол.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
Движения
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно. Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы. Все пальцы сжать в кулаки, постучать кулачками друг о друга.
пальчики — друзья, Ритмичное сгибание и разгибание пальцев на обеих руках.-
Друг без друга им нельзя
«Прижми палец»
Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.
Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его Сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.
Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.
Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.
«Письмо на ладони»
Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.
Играют пять и более детей.
Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот — на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т. п.).
Игры, направленные на развитие
координационных способностей, формирование
зрительно-двигательной координации
Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей (2—10).
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Взявшись за руки, кружиться.
Завертелись карусели. То же.
Пересели на качели.
Вверх летели, Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает,
Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.
Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.
Игра средней подвижности,
Методические указания. Дети играют в парах.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.
Текст
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! Дай тебя я обниму И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай!
Движения
Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.
Описать руками круг, потрогать
шарик, погладить, нажать на него.
Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку».
Руки (параллельно) вправо и влево.
То же.
Обнять шарик.
Прижать к щеке.
Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков — 2—10 человек.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
«Чья лошадка быстрее»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
- Ловить отбрасываемый мяч ногами.
- Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
- Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания
Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.
«Перышки»
Цель: формирование правильного носового дыхания.
Количество игроков — 8—12 человек.
Инвентарь: 2 веревки, 3—5 перышек.
Инструкция. На две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды.
По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть.
Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.
Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками.
Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6—14 лет.
«Подпрыгни и подуй на шарик»
Цель: улучшение функции дыхания.
Количество игроков — 5—15 человек.
Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.
Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.
Методические указания. Игра для детей 4—10 лет, интенсивность умеренная.
Игры, направленные на формирование осанки
Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения.
«Совушка»
Цель: формирование стереотипа правильной осанки, щ упреждение нарушения осанки, развитие связной устной чир
Количество игроков — 6—15 человек.
Инструкция. Выбирается водящий — совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра — это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игр берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг, сигналу дети идут боком приставными шагами и говор
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.
Подается команда:
День наступает, Все оживает!
Дети, изображая мышек, встают на носки и бегая в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:Ночь наступает, Все засыпает!
Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3—6 секунд дается команда «День!» — и игра продолжается.
Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а выбывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались совушке, и совушка, поймавшая и большее количество мышек.
«Ходим в шляпах»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия,
Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока — мешочек: песком массой 200—500 г, дощечка, колесико от пирами
Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на гол легкий груз — «шляпу». Проверив осанку детей (гол прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал) ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по коми или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он нарушил осанку.
Варианты
- Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
- Пройти по извилистой линии, начерченной на п мелом.
- Пройти по гимнастической скамейке или переступи через разные предметы на полу или на площадке (кегли, ку ки, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).
Подвижные игры для детей
с поражением опорно-двигательного
аппарата
Утрата конечностей или их врожденное недоразвитие понижает двигательные возможности детей, что, в свою очередь, ведет к вторичным деформациям и атрофии мыв Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если у ребенка до и после него двигательная активное организована таким образом, чтобы способствовать формированию мышечной моторики, соответствующей его возрасту.
Для управления протезами ребенку необходимо совладать навыками раздельного сокращения мышц культи: дифференцирования мышечных сокращений, точностью движений. Однако все определяется е только физическими возможностями, но и состоянием ребенка, складывающимся из основных компонентов умственной деятельности: внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и времени и т. д. Если физическое здоровье ребенка нарушено, он неизбежно отстает от сверстников, временно выбывает из коллектива, и формирование его психики, интеллекта, сознания происходит под знаком физической неполноценности. Положительное влияние на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка во время адаптации оказывает вовлечение его в различные коллективные занятия.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений. Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
«Выбей чурку»
Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.
Количество игроков — от двух и более.
Инвентарь: две чурки, две палки, мел.
Инструкция. На расстоянии двух метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.
Методическне указания. Дети играют сидя на земле или колясках или же стоя на протезах.
«Серсо»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.
Количество игроков — два и более.
Инвентарь: кольца, палки.
Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2—3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.
Вариант: разделившись на пары, дети становятся друг против друга на расстоянии 3—4 метров. У одного из них в руках палка, у другого — палка и несколько колец (2—4). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает больше
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
«В кругу»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.
Количество игроков — 4 и более.
Инвентарь: мячи.
Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» — подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.
Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.
«Точные броски»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: пластмассовые тарелочки, обручи (веревки).
Инструкция. На земле проводят линию, а от нее на расстоянии 6 и 14 метров чертят три квадрата размером 1 х 1 метр. Вместо квадратов можно положить обручи или сделать мишени из веревок. Игроки по очереди подносят к линии и бросают одну за другой три тарелки в цель. За каждое попадание начисляются очки: в дальний квадрат — 3 очка, в средний — 2 очка, в ближний — 1 очко. Побеждает самый меткий участник игры, набравший наибольшее количество очков.
Методические указания. Попадание от земли не засчитывается. Если брошенная тарелка осталась в квадрате, то добавляется еще одно очко.
«Кто перетянет»
Цель: развитие ловкости, силы, равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли, чувства партнерства, дружелюбия.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: кегли.
Инструкция. Детей делят попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов одна от другой, в середине играющие — соревнующаяся пара — держатся за правые руки, стоя спиной друг к другу и лицом к кеглям, помещенным за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить кеглю. Если соревнуются команды, то подсчитывают количество победивших игроков в каждой команде.
Вариант: игрок, проигравший поединок, выбывает, а победитель соревнуется с победителем из другой пары. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится самый сильный игрок.
Методические указания. Дети соревнуются на протезах стоя. Если игроки без протезов, они соревнуются сидя. На колясках играть запрещено.
«Сбить кеглю»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.
Количество игроков — любое.
Инвентарь: кегли, маленькие мячи.
Инструкция. Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5—2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель — попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.
Вариант: ставятся ворота из кеглей. Задача: прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив
за воротами «мост». Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.
Методические указания.
- Мяч можно бросать одной или двумя руками.
- Ведущему следует обратить внимание на осанку детей.
«Вороны и воробьи»
Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 4 и более (четное).
Инвентарь: любые небольшие предметы (кольца, кегли, мячи и др.).
Инструкция. Игроки выстраиваются в колонну (в шаге друг от друга на середине площадки), рассчитываются на «первый-второй». Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих в 10—15 шагах от них на поперечных линиях кладут предметы по числу вдвое меньше, чем общее количество участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие справа — «вороны», слева — «воробьи». Ведущий объясняет, какое исходное положение должны принять игроки (стоя, сидя, упор присев), а затем по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание «бьи», то все игроки бегут. С той же целью налево. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.
Методические указания.
- Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и объявляется победитель.
- Дети играют сидя или стоя на протезах.
«Разведчики и часовые»
Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции, выдержки, внимания, инициативы.
Количество игроков — 4 и более.
Инвентарь: кольцо или небольшая палка.
Инструкция. Играющие делятся на две команды — разведчиков и часовых — и выстраиваются вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 14—16 метров одна от другой. В трех шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине в очерченный круг кладется кольцо. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача команды разведчиков — унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды — воспрепятствовать этому.
Ведущий громко называет номер, и игроки, имеющие этот номер, подбегают к кольцу. Если часовой зазевался, разведчик хватает кольцо и убегает с ним в свой «дом», а часовой идет в «плен», становясь за спиной разведчика. Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача разведчика заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений (движения руками, прыжки на месте, повороты и т.п.) отвлечь внимание часового (он должен повторять вслед за разведчиком эти движения) и унести кольцо. Если разведчик схватил кольцо, но часовой настиг его и запятнал рукой, пленным становится разведчик, в противном случае он выигрывает поединок. Игра повторяется до тех пор, пока все номера не примут в ней участие. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды, игроки при этом меняются ролями. В итоге победа засчитывается команде, сумевшей взять больше пленных.
«Двенадцать палочек»
Цель: активизация «вялых» детей, развитие внимания, быстроты реакции, подвижности, переключаемо, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — не более 10.
Инвентарь: камень (бревно), дощечка, 12 палочек.
Инструкция. Небольшая дощечка кладется на камень так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят, [а нижний конец дощечки укладывают 12 палочек. Одного з играющих выбирают водящим. Водящий ударяет ногой о свободному концу дощечки. Палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает собирать палочки. За это время все играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и снова уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Каждый найденный игрок вызывает из игры и садится в стороне.
Спрятавшийся игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке и со словами: «Двенадцать палочек летят!» — дарить ногой по дощечке. Водящий в этом случае должен нова собрать палочки, а все играющие, в том числе и пойманные, перепрятываются. Игра идет до тех пор, пока водящий не найдет всех. Игрок, найденный последним, становится водяшим. Прятаться можно только после того, как водящий ударит ногой по дощечке.
Методические указания. Дети играют на костылях и протезах, поэтому территорию для игры следует выбирать по возможности ровную, чтобы не было ям, пней, выступающих корней деревьев.
«Метание мешочков»
Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).
Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (или веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.
Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т. д. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.
Методические указания.
Мешочки можно бросать из любого положения > (сидя, стоя), одной или двумя руками.
Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.
«Два Мороза»
Цель: развитие навыков передвижения, быстроты реакции, координации движений, внимания, чувства партнерства.
Количество игроков — 5 и более.
Инструкция. На противоположных сторонах игровой площадки на расстоянии 10—20 метров линиями отмечают «дом» и «школу». Выбирают двух водящих — Морозов, остальные играющие выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые, Два Мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я Мороз — красный нос. Другой:
Я Мороз — синий нос. И вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!
После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне). Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Запятнанные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их задержал Мороз. Затем Морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая замороженных игроков, дотрагиваясь до них рукой, и те присоединяются к остальным. Морозы снова пятнают перебегающих ребят и тем самым мешают им выручить замороженных. Во второй раз Морозы говорят не весь речитатив, а только последнюю фразу: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?». После двух перебежек выбирают новых Морозов из непойманных ребят, а пойманных подсчитывают и отпускают. Игра начинается сначала. Водящих меняют 3—4 раза. В конце игры поощряются игроки, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
Методические указания.
* Играющие выбегают из дома только после слов: «И не страшен нам Мороз». Выбежав из дома, они не
имеют права бежать обратно. Задерживаться в доме тоже нельзя.
* Играть можно на протезах или без них, но не на колясках.
«По кругу»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.
Количество игроков — 6 и более.
Инвентарь: пластмассовая тарелочка (мяч).
Инструкция. Игроки встают по кругу в 6—8 шагах один от другого, первый и четвертый номера берут в руки тарелочки. По сигналу они одновременно бросают тарелочки в одну сторону рядом стоящему игроку. Каждый старается поймать тарелочку и точно бросить ее следующему игроку. В ходе игры одна тарелочка должна догнать другую. Игрок, который не успел освободиться от тарелочки в то время, как к нему уже прилетела вторая, выходит из круга, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда из всех игроков право продолжать игру останется лишь у двоих. Они и объявляются победителями. Однако и они могут продолжать игру, передавая тарелочку друг другу одновременно — один снизу, другой сверху (по договоренности) до тех пор, пока один из них не выронит тарелочку из рук.
Методические указания. Игра средней интенсивности, ее можно повторять 2—3 раза.
«Караси на прогулке»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, координации движений, скоростно-силовых качеств.
Количество игроков — 10 и более.
Инструкция. Игра проводится в воде. 5—7 игроков, взявшись за руки, образуют круг. Это «сеть». Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий — «щука». Она, преследуя карасей, передвигается только за кругом. Караси, спасаясь
от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, запятнанный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются местами.
Методические указания.
* Образующим сеть нельзя сходить с места, а свободно
плавающим хвататься за игроков, образующих сеть;
не разрешается задерживать и топить друг друга.
* Игра проводится в бассейне или естественном водоеме (глубина воды по пояс). В условиях естественного водоема необходимо заранее проверить дно, чтобы не было камней, стекла и т.п.
* Взрослые должны находиться в непосредственной
близости от играющих.
Используемая литература:
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л.В. Шапковой.- СПб, «ДЕТСВО-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.
Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...
консультация для педагогов "Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи"
консультация для педагогов...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Подвижные игры в системе коррекционной работы»
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....
«Авторские игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников»
Статья, описывающая логопедические игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников....
Консультация для воспитателей: "Подвижные развивающие игры «VAY TOY» в развитии современного ребенка"
Консультация для воспитателей: "Подвижные развивающие игры «VAY TOY» в развитии современного ребенка"...
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....
Консультация для родителей "Подвижные игры в системе коррекционной работы"
В данной консультации вы узнаете в какие интересные подвижные игры можно играть со своим ребенком....