КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Подвижные игры в системе коррекционной работы»
консультация
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Подвижные игры в системе коррекционной работы»
Подготовила учитель-логопед И. В. Колесникова
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
Нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию. Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий—шершавый, глубокий—мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.
Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
- развивать моторику мелких мышц кисти;
- развивать координационные способности;
- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук, и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.
«Замок»
Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог? Потянули,
Покрутили, Постучали
И — открыли!
Движения: Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе. Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки слонов»
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
«Прижми палец»
Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.
Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.
Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.
Игры, направленные на развитие координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации
Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков — 2—10.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого «голубь» полетит дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:«Подвижные игры в системе коррекционной работы»
Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре....
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».
Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....
Проэкт инструктора по физической культуре: "Подвижные игры-как средство укрепления здоровья"
Проэкт...
Логопедическая консультация для инструктора по физической культуре «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»
Подвижные игры привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в ...
Консультация для родителей "Подвижные игры в системе коррекционной работы"
В данной консультации вы узнаете в какие интересные подвижные игры можно играть со своим ребенком....