консультация для педагогов "Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи"
консультация
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №223»
(МБДОУ №223)
Консультация для педагогов
«Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
музыкальный руководитель:Каминская Л.А.
Актуальность проблемы.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи. что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитие речи следует вовремя оказывать помощь.
Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения речи и представляют логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года. День и ночь. Сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слова, слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Логоримтика – система упражнений, заданий, игра на основе сочетания
- музыки и движения
- музыки и слова
- музыки, слова и движения,
направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Говоря о логоритмике, В. Гринер отмечает, что в основу ее она ставит ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движения, а является его руководящим началом ».
Что же такое ЛОГОРИТМИКА?
ЛОГОРИТМИКА – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.
Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в равзитии ребенка – дошкольника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи логоритмических занятий.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
Воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
Коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
На занятиях по логоритмике соблюдаются основные педагогические принципы:
последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:
- занятия по логоритмике проводит логопед совместно с муз/руком 1 раз в неделю. Исходя из условий нашего детского сада, занятия проводятся воспитателем и муз/руком на основе материала, предлагаемого логопедом, что вполне допустимо.
- занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность;
- в сюжете занятий используется художественно – литературные произведения.
Отклонения детей стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество всех специалистов детского сада.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.
Логопед – задает лексическую тему, подбирает речевой материал, дает рекомендации по проведению логоритмики.
Музыкальный руководитель – подбирает музыку, муз – дид. игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель – проводит подготовительную работу по заданию логопеда: разучивает пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры «речь – движение», чистоговорки и др.
- оказывает помощь в проведении логоритмических занятий, закрепляет полученные умения и навыки;
- готовясь к проведению занятия, знакомится с целями и задачами предстоящего занятия, речевым и муз репертуаром;
- в ходе проведения занятия следит за качеством выполнения упражнений;
- проводит индивидуальную работу с детьми.
Инструктор по ФИЗО – отрабатывает комплексы общеразвивающих упражнений, основные движения, разучивает подвижные игры.
Инструктор по ЛФК работает над дыханием детей, координацией, мелкой моторикой.
Воспитатель по ИЗО - способствует развитию мелкой моторики на занятиях по изодеятельности.
Психолог – оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей.
В логоритмические занятия входят следующие виды деятельности:
- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;
- музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;
- логопедическая (артикуляционная ) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;
- упражнения на развитие мимических мышц;
- коммуникативные игры и танцы;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;
- упражнения на развитие словотворчества;
- релаксация.
Рассмотрим каждый вид деятельности.
- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
цель: развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Младшая группа: песня «Дождик», муз. Михайловой – дети ритмично ударяют пальчиком по ладони, напевая «кап-кап-кап».
Старший возраст: распевка «Паучина», ж. «Муз руководитель» (исполнение с воспитателями)
- музыкальные и музыкально – ритмические игры -
цель: развитие речи, внимания, умения ориентироваться пространстве, развитие чувства ритма.
Предложите детям поиграть в игру: педагог декламирует речевой зачин, а затем исполняет ритмы с одновременным их слоговых проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди : в хлопках, шлепках, притопах и т.д. Темп игры должен быть таким, чтобы дети могли следить за вами глазами.
Упражнения:
- «Волшебные барабаны», слова В.Усачева (ж. «Муз/руководитель, № 7 – 2009г, стр. 7» - исполнение с педагогами)
- «Путешествие на поезде» (кн. «Веселая дудочка») – проговаривание слогов (чу-чу, ча-ща и т.д.) с ускорением. Для старшего возраста можно выполнять под музыку (исполнение с педагогами)
- средняя группа: муз. игра «Оркестр», укр.н.м. – с пением любых слогов (ту-ту, бам-бам и т.д.) и игрой на ударных или шумовых инструментах.
- логопедическая (артикуляционная ) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения –
цель: укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных:
- щенок «грустный» (уууу) – веселый (ыыыыы на улыбке). Можно петь так же как котенок (средней высотой голоса), мышонком (пение высоким голосом). (исполнение с педагогами)
- в младшем возрасте: песенка «Самолет»,муз. Е. Тиличееуой – пение звука УУУ – «самолет летит». В работе с детьми старшего возраста можно использовать как распевку с показом рукой высоты звука (исполнение с педагогами)
- песня «Пирожки», муз. А. Филиппенко – а занятии педагог предлагает детям показать «блинчик» (плоский широкий язык). Затем напечь много «блинов»: дети поют мелодию песни на слог НА (язык в позиции «блинчика», т.е. слегка покусывая язык зубами). Такая предварительная работа помогает детям запомнить мелодию песни и провести артикуляционную гимнастику в ритме песни. Затем дети исполняют песню со словами.
- В любом дошкольном возрасте песенки о лошадках сопровождаются цоканьем языкам, что укрепляет мышцы языка. В младшем возрасте – простое цоканье , в старшем возрасте – с усложнением : лошадка скачет по «мокрой дорожке» (причмокивание языком), по «сухой дорожке» (четкий, ясный звук), «игривая лошадка» (цоканье со сменой положения рта: губы трубочкой – губы в улыбке). (исполнение с педагогами)
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;- цель: Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
Упражнения:
- упражнение «Инопланетянин У», текст Т. Белоусовой (ж. «Муз/руководитель», № 7 – 2010 г, с 11) Цель: развитие речевого дыхания, нижнедиафрагмального, дифференцированного дыхания; воспитание мягкой низкой голосоподачи. Закрепление артикуляции гласных звуков. Развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей. Практика фонетического восприятия. (исполнение с педагогами)
- фонетическая игра «Ветер» , текст Т. Белоусовой. (ж «Муз/руководитель», № 7 – 2010г., с. 11). Цель: развитие голоса, дыхания, мелкой моторики. Игру можно сопровождать музыкой. (исполнение с педагогами)
- музыкальная игра «Вот идет лиса», муз. Боромыковой («Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением», О.С. Боромыкова, с. 53). Цель: закрепление звука С в слогах с согласными А, О, У, Ы. (исполнение с педагогами)
- упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы –
цель: Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие мимических мышц_
- в младшем возрасте – «Песенка про утят», Е. Попляновой (сбо. «А мы на уроке - играем», Е. Попляновой, с. 11) (исполнение с педагогами)
- танец «Подружились», муз. Т. Вилькорейской. Цель: передавать характер музыки в движении, упражнять в ритмичном притопывании одной ногой. Дети на 1-ю часть музыки топают ногой, напевая сердито «ТОП!» на сильную долю такта.
- «Игра с мишкой», муз. Г. Вихаревой (сб. «Песенка, звени!», Г. Вихаревой, с. 12). Цель: передавать смену настроения, ритмично выполняя движения. Дети поют сердито слова «ножкой топ», топая ногой на сильную долю. На фразу «а потом поворот» - кружась, поют ласково. (исполнение с педагогами)
- игра «Кривое зеркало» (ж. «Муз/руководитель», № 7 – 2010г., с 10). Цель: развитие мимической мускулатуры. Дети повторяют за педагогом движения в обратном порядке. Пример: педагог поднимает брови – дети опускают.
Педагог улыбается – дети хмурятся.
Педагог вытягивает губы вперед – дети поджимают губы.
Педагог поднимает голову вверх – дети опускают голову. (исполнение с педагогами)
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям – цель: Развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы.
Для решения этих задач используются общеразвивающие упражнения. Это упражнения, способствующие развитию отдельных групп мышц и подвижности суставов. Упражнения помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса, активизируют их работу., развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают устранять отдельные физические недостатки.
Упражнения можно проводить с предметами (флажками, скакалками, лентами и др.) и без них. Многие дети с речевыми нарушениями имеют недостаточное физическое развитие в целом и развитие двигательного аппарата. Общеразвивающие упр разучивают сначала без музыки, затем с музыкальным сопровождением.
Дошкольникам трудно выполнять ритмично движения под музыку. Для решения этого вопроса мы используем короткие слова (вниз, тут, сели и др.), слоги (та, да, тут и т.д.) , междометия (ах! ух! ну! так! и др.) Например, при наклоне вниз, дети говорят слово «Вниз!».при этом дыхание детей становится ритмичным. Дети чувствуют себя в единстве с коллективом, от этого у них поднимается настроение. Приведем примеры:
- упражнение «Тройной притоп», р.н.м. – «Чок, чок, каблучок!»
- упражнение «Куколка», р.н.м. (приставной шаг) – кукла танцует: «Шаг, хлоп!»
Мишка танцует «Шаг, топ!». Оловянный солдатик танцует «Шаг – честь!»
- упр. «Птицы» - поднимание и опускание рук. Педагог следит , чтобы руки детей были мягкими, движения плавными. Это упр можно делать под вальс (аудиозапись), меняя амплитуду колебания в зависимости от изменения громкости музыки. Можно добавить слова (кар! фью! гру!)
- упр. с лентами – очень хорошо развивает кисть руки, осуществляет контроль за напряжением и расслабление руки. Можно использовать любой вальс.
- разнообразные движения с лентой, султанчиками (змейка, взмахи вверх, вниз, чередование мелких движений с широкими и т.д.)
Примечание: все упражнения с исполнить с педагогами.
- упражнения на развитие словотворчества – цель: расширение активного запаса детей.
- песня «Слово на ладошке», муз. Е. Попляновой (сб. «А мы на уроке - играем», с. 8)
- попевка «Паучина» (исполнить с педагогами )
- релаксация – Цель: Развитие регуляции мышечного тонуса, дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение - расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение. Технология релаксации способствует положительной динамике: у детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.
Упр. 1. – на фоне тихой спокойной музыки педагог произносит:
Музыка играет – глазки наши закрывает….
Глазки закрываются – чудо совершается… (повторить несколько раз)
Вдох и выдох – хорошо! (свободное дыхание, пауза)
Наши руки отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…
Наши ноги отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…
Ветерок погладил ручки…. Ветерок погладил ножки…
Нашу шею не забыл…всех погладил…. Полюбил….
Надувает мой животик…медленно сдувает… (несколько раз)
Спасибо тебе, мой носик!
Спасибо вам, мои ручки! Погладьте их, поблагодарите.
Спасибо и вам, мои ножки! Погладьте их, поблагодарите.
Логоритмика в повседневной жизни.
Упражнения, которые педагоги используют на логоритмике, обогащают жизнь детей, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект. Используя их в повседневной жизни, можно добиться устойчивых результатов в развитии речи ребенка.
Логоритмические упражнения можно использовать:
- на утренней гимнастике и физо (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков, развития творческих танцевальных движений , или педагог сам споет вместе с детьми маршевую песню, играет с детьми в игру с пением );
- на музыкальных занятиях , помогает легче усваивать программное содержание занятий даже детям, имеющим речевые нарушения. наиболее уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением муз- ритмических движений, перед распевкой или пением песен. а также перед работой над танцами или хороводами;
- на занятиях по ознакомлению с окружающим, по изо и по математике – в виде физкультминутки;
- на занятиях с логопедом. Напр., при работе по формированию фонетико-фонематического слуха можно использовать муз- дид. игру «На каком муз инструменте играю?»
- работая над дыханием использовать игру на духовых инструментах;
- в работе с заикающимися детьми – пение гласных звуков с движением руки, пропевание предложений;
- элементы логоритмики могут быть использованы как часть занятия.
- интересно может пройти прогулка, если наряду с подвижными играми
воспитатель проведет игру с пением, словом или хоровод, или создаст условия для игры на муз инструментах (с пропеванием знакомых песен), игр для развития мелкой моторики;
- во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением, словом, инд работа над развитием навыков по всем разделам логоритмики.
- материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время). Самостоятельная муз деятельность помогает ребенку «раскрыться» , по –своему выразить то, с чем он познакомился на логоритмике, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение, что очень важно для детей логопедической группы.,имеющие различного рода психические нарушения.
выводы:
наблюдая за развитием детей повседневной жизни (в рамках д/сада), можно отметить, что регулярные занятия логоритмикой, введение ее элементов в повседневную жизнь во многом облегчает детям усвоение знаний, корректирует речевую деятельность, помогает им справляться со своими эмоциями, устанавливает дружеские отношения в коллективе сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...
Семинар – практикум: «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей ТНР...
Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Статья «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
Логоритмика -одна из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения речи....
Использование кинезеологических упражнений на координационной лестнице в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Цель: развивать моторное планирование движений общего и артикуляционного праксиса.Задачи: развивать координацию, общую и мелкую моторику с регуляцией мышечного тонуса, закреплять правильные движения а...
«Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
Консультация для родителей...