Педагогический проект по формирования навыков безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста «Неделя безопасности»
проект по обж

Шемякова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Шемякова Татьяна Викторовна

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ детский сад "Сказка"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Педагогический проект по формирования навыков безопасного поведения

для детей старшего дошкольного возраста

«Неделя безопасности»

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательный, информационно-игровой, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: с 13.09.2021 по 17.09.2021

Проблема:

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

Актуальность проекта

Сегодня, когда возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольных учреждений, с одной стороны, и большое количество методических рекомендаций, с другой, приводит к тому, что мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся чаще всего стихийно и имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях. А ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность, уверенность и ответственность за свое поведение и за свое здоровье.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил личной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

1. Разработать методические материалы по теме

2. Внедрить в педагогическую практику разнообразные формы совместной деятельности с детьми по формированию у детей навыков безопасного поведения

3. Использовать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей по решению проблемы безопасности дошкольников.

4. Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

2. Приобщить детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

3. Обогащение знаний детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

4. Формирование у детей осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

5. Развитие у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение

6. Обучение детей основным правилам безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать

7. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности детьми и взрослыми.

8. Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию у них основ безопасного поведения

9. Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровью

10. Повышение родительской компетентности в вопросах детской безопасности

Ожидаемые результаты:

1. Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими и методическими материалами по формированию у детей основ безопасного поведения

2. Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок по теме (пожароопасные предметы, виды транспорта, животные и т. д.)

3.Пополнение  дидактических игр, пособий по теме, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр

4. Оформление выставок картин по безопасности «Один дома», «По дороге в детский сад»

5. Проведение дидактических игр «Съедобное- несъедобное», «Помоги маме приготовить обед», «Три сигнала светофора»,

6. Познакомятся  с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: «Выхожу один я на дорогу», «Один дома», «А меня укусил…», «Об эмоциональном благополучии ребенка», «Детские конфликты», «Как заботится о здоровье ребенка» и др.

7. Оформление фотовыставки «Мы здоровыми растём»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП. Подготовительный этап.

  • Формулирование проблемы;
  • Изучение педагогической и методической литературы по теме проекта;
  • Определение актуальности, цели и задач;
  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подготовка бесед по данному возрасту;
  • Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме;
  • Проведение входной диагностики по теме проекта.

2 ЭТАП. Основной этап.

День недели

Мероприятия, проводимые с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Правила безопасности на улице и  в общественных местах.

Беседы «Всегда ли люди говорят правду?» «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми»

НОД Рисование:

Разыгрывание ситуации «Если ты потерялся на улице», «Если потерялся в торговом центре», «Угощение от незнакомца»

 Драматизация сказки «Колобок» (Дать представление о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких ситуациях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого).

Д/игры «Найди правильное решение», «Будьте внимательны!»

Общение в ходе самостоятельной деятельности «Можно ли ходить куда-либо без взрослых?»

СРИ «В автобусе», «В торговом центре», «В парке»

ПИ «Бездомный заяц», «Смелые ребята»

Чтение стихотворения К.Чуковского «Котауси и Мауси»

Игра «Похитители и находчивые ребята»

 ПАМЯТКА «Мой безопасный 

маршрут 

следования: Дом – детский сад – дом»

Консультации: Для чего нужно ребенку знать адрес и телефон родителей. 

Консультация «Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»

Вторник

Пожарная безопасность

Беседы «Спички не тронь! В спичках – огонь!..», «Огонь: друг или враг?»;

НОД Развитие речи Рассматривание и беседа по картине «Пожарная машина спешит на помощь»;

«Противопожарные» загадки;

Моделирование ситуации «Если вдруг случился пожар…»;

Экскурсия по детскому саду (знакомство с пожарной сигнализацией);

Общение в ходе самостоятельной деятельности «Добрый и злой огонь»

П/игры «Пожарные на учениях», «Самый ловкий»;

Сюжетно-ролевые игры «Пожарная команда», «МЧС», « Мы - пожарные»;

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

Л. Толстой «Пожарные собаки»,

Просмотр видеозаписи на тему «Пожары. Как вести себя при пожаре»

Ширмочки информационные «Правила поведения при пожаре»

Среда

Безопасность дорожного движения

Д/игры «Покажи такой же знак», «Что обозначает знак», «О чём говорят дорожные знаки?»

Рисование на тему «Знаки дорожного движения», «Безопасность на дороге»;

Составление рассказа по картине «Уличное движение»;

НОД Аппликация «Улицы нашего города», «Гараж для машины», «Широкая и узкая дороги»;

П/игры «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне», «Светофор»

Самостоятельное рисование по трафаретам, раскраски «Транспорт»;

Сюжетно-ролевые игры «Мы – пассажиры», «Инспектора дорожного движения», «Водители и пешеходы»

Просмотр мультфильмов «Смешарики» «Дорожная азбука»;

Чтение художественной литературы:

Я.Пишумов «Самый лучший пешеход», «Постовой»

Памятки или буклеты  «Родитель-водитель, помни!», «Правила перевозки детей» 

Выставка работ детей «Улицы нашего города»

Четверг

Правила безопасности дома.

Проблемная ситуация  «Какие опасности могут подстерегать нас дома?»;

Беседа  «Эти предметы могут быть опасны»,  «Когда лекарства вредны», «Окно- это хорошо или плохо?»

НОД Развитие речи: Беседы по серии картин «Если ты дома один», обыгрывание опасных ситуаций;

Учимся набирать номер телефона скорой, пожарной и медицинской служб;

Придумывание игр и занятий для себя, если ты остался дома один;

Моделирование проблемной ситуации «Если в дверь стучит незнакомец»

Беседа-рассказ «Лекарства - друзья или враги?»

Какие предметы из аптеки можно брать самому?

Можно ли самому принимать таблетку или микстуру? Почему?

Как надо вести себя с неизвестными лекарствами? Теми, что не имеют этикеток или со стертыми названиями?

Познавательно-исследовательская деятельность «Нагревание  проволоки»

Д/игра «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Лото «Как поступить правильно»;

Задание «Пройди лабиринт с опасными предметами и ситуациями»;

Коллективное составление памятки-иллюстрации «Если ты дома один»;

Консультации «Безопасность детей дома»

Памятки «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»

Памятка-иллюстрация от детей: Если ты один дома.

Пятница. Правила безопасности в природе.

Беседа «Я с животными дружу» (Знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными);

НОД Ознакомление с окружающим: «Поведение во время грозы» познакомить детей с правилами поведения при грозе;

формировать у воспитанников навыки и умения соблюдать правила безопасного поведения во время грозы;

развивать умение находить решение в сложных ситуациях;

воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью;

развивать внимание, мышление, память, речь, слух.

ДИ «Можно-нельзя», «Съедобное-несъедобное» (грибы и ягоды)

Общение в ходе  самостоятельной деятельности «Бережем природу», «Как правильно вести себя в лесу».

Просмотр презентации «Правила поведения с животными»

Рассматривание картин ядовитых грибов и растений

Моделирование ситуаций «Собираемся в лес», «Если я потерялся в лесу».

Просмотр видеороликов «Правила поведения на водоёмах»

ПИ «Медведи», «Медведи и пчёлы», «Лохматый пес»

Памятки по правилам безопасности вблизи водоёмов.

Беседы с родителями о необходимости соблюдения детьми и родителями правил безопасности детей во время летних каникул, в лесу, на  природе, около водоёмов и т.д.

3 ЭТАП. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – викторины «правила дорожные знать всем положено».

3. Фотоотчет проекта.

Используемая литература:

1. Стеркина Р.Б. «Безопасность» - С. П. “Детство-Пресс” 2004

2. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» – М. 2006

3. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей» – М. 2007

4. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения» – М. 2004

5. Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М. 1978

6. Шорыгина  Т.А.«Безопасность для малышей» - М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Конспект ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...

Педагогический проект по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Что такое пространство?»

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваив...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОТКРЫТКА ВЕТЕРАНУ»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. К сожалению, с каждым днем теряется связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной ...

Презентация к ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Презентация к ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...