Перспективный план по формированию основ ОБЖ у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данный план поможет систематизировать работу с детьми по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 4 “Калинка” г.Волжск РМЭ
Перспективный план
по формированию основ ОБЖ
у детей дошкольного возраста.
Составила: воспитатель
МДОУ № 4 “Калинка”
Гасанбекова В.З.
2009 г.
Цель:
Систематизация работы по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов детей.
Задачи:
- Познакомить детей с практической значимостью органов артикуляционного аппарата и всех анализаторов в функциях жизнеобеспечения организма человека и его общения;
- Познакомить детей со значением органов артикуляционного аппарата и его анализаторов в образовании речи и общении между людьми;
- Показать роль артикуляционных органов и анализаторов в состоянии здоровья человека, влияние этих органов на здоровье человека;
- Способствовать становлению и формированию у детей ценности здоровья.
Сентябрь.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Обследование речи детей. 2.Д/и “ Угадай кто это?”, - воспитание слухового внимания. 3.Значение артикуляционного аппарата в формировании речи и общении между людьми: - рассказ воспитателя об органах артикуляционного аппарата, их значение- рассматривание схемы строения органов арт.аппарата. 4.Д/и “Где позвонили?”- определение напр. звука. | 1. Обследование речи детей. 2. Д.и “ Весёлый язычок”- активизации мышц языка. 3. Рассказ – беседа “Язык -орган арт. аппарата”. План: - строение языка; - его назначение; - влияние языка на образование и качество речи. 4. Эксперимент: предложить детям проговорить любое выражение без помощи языка. Что получилось? Вывод: если бы у человека не было бы языка, то люди не могли бы общаться. 5. Арт. упр. “Маятник” – акт. мышц языка. | 1. Обследование речи детей. 2. Д.у “Вкусное варенье!” – акт. Мышц языка. 3. Рассказ беседа “ Роль языка в состоянии здоровья человека”. План: - влияет ли состояние языка на внешний вид человека; - на физическое состояние (здоровье); - на эмоциональное состояние. 4. Опыт: “Какой орган помогает ощутить вкус пищи”- предложить лизнуть соленое, кислое, сладкое, горькое с закрытыми глазами. | 1. Обследование речи детей. 2. Д.и “Фокус”- артикуляция кончика языка. 3. Рассказ беседа “ Как сохранить здоровым язык”. План: - ОБЖ; - гигиена; - массаж языка. 4.Рассказ – беседа “ Для чего человеку язык?”- закрепить знания детей о значении языка в жизни человека. 5. Загадывание загадок – закрепление знаний детей о роли и значении языка; развитие мышления памяти.
|
Октябрь.
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
1.Рассказ – беседа: “ Зубы -орган арт. аппарата.” – План: -значение зубов в образовании речи и в общении между людьми; -строение зубов; -их назначение; -зависимость качества речи от сост. зубов. 2. Прослушивание аудио записи с голосом старого человека, не имеющего зубов и человека с зубами, выяснить и сравнить у кого речь чище. 3. Арт. упр. “Почистим зубы” – акт. мышц языка. | 1. Влияние зубов на состояние здоровья человека: - внешность и зубы (улыбка); - физическое состояние; - на эмоциональное состояние. 2. Рассказ – беседа “ Для чего еще нужны нам зубы”. 3. Опыт: в один стакан с водой положить кусок сахара, в другой ложку сах. песка. В каком стакане быстрее растворится сахар? Вывод: так и в нашем организме пережеванная пища в желудке раствор. Быстрее, чем не пережёванная. | 1.Рассказ – беседа “ Как сохранить зубы здоровыми?” – - ОБЖ; - гигиена зубов; - уход за зубами; - массаж десен. 2. Д.и “ Полезно, вредно” – уточнить знания детей о том, что полезно, а что вредно для зубов. 3.Артикул. упр. “В лесу” – активизация мышц губ и нижней челюсти. 4. Д.и “ Составь предложения” – тема “Зубы”. | 1.Итоговая беседа: “ Зубы – наши помощники” – закрепить знания детей о зубах и их значении в жизни человека. 2.Артикуляционное упр. “Почистим зубы” – активизация мышц языка. |
Ноябрь.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Рассказ – беседа “Губы – орган арт. аппарата”: - значение губ в образовании речи; - строение губ; -их назначение; - роль губ в образовании и качестве речи. 2. Арт. упр. “ Губы круглые, как бублик” – активизация мышц. губ. 3. Опыт: дети пробуют произнести звуки без участия в этом губ. Вывод: нужны ли всё – таки губы для произнесения слов и звуков. | 1.Рассказ – беседа “ Защитная роль губ в сохранении здоровья человека”: - губы и внешний вид человека; - с помощью губ человек показывает свое эмоциональное состояние. 2. “ Наши эмоции” – отражение эмоционального состояния с помощью губ (улыбаются, сердитые, удивленные и т.п.) – Мат – л: карточки с изображением эмоций человека. 3. Артикуляционное упр. “ Кто умеет улыбаться?” – активизация мышц губ. | 1.Рассказ – беседа “Как сохранить здоровыми и красивыми наши губы”: -ОБЖ; -гигиена губ; -уход за губами; -массаж губ. 2. Д.и. “Кто больше придумает слов” (на тему “Губы”) – развитие мышления, сообразительности, внимания. 3. Артикуляционное упражнение “Эхо” – активизация мышц губ. | 1.Итоговая беседа “Роль губ в жизни человека” – закрепление знаний детей о губах, их значении и роли в сохранении здоровья и жизни человека. 2.Артикуляционное упражнение “ Трубочка” – активизация мышц губ. |
Декабрь.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Рассказ “ Горло – орган артикуляционного аппарата”: -его назначение; - его влияние на образование и качество речи; - рассматривание схемы артикуляционного аппарата. 2. Артикуляционное упр. “Успокой куклу” – развитие тембра голоса. 3. Прослушивание аудио записи с разными по тембру голосами (отрывки) – уточнить знания детей о разновидности человеческого голоса; о разной силе голоса. | 1.Рассказ – беседа “ Роль горла в состоянии здоровья человека”: - шея и внешний вид человека; - влияние состояния горла на физическое состояние человека: 2. Прослушивание аудио записи с голосом человека, который простужен. Сравнение речи больного и здорового человека. 3. Д.и “Успокой куклу” – развитие тембра голоса. | 1. Д.и “Кто внимательнее?” – активизация словаря, автоматизация разных звуков. Мат – л: картина на определенный звук. 2. Беседа о том, как сохранить горло здоровым: - ОБЖ; -гигиена горла; - уход за горлом и голосовыми связками; - массаж шеи. | 1.Д.и “ Поймай рыбку” – автоматизация словарного запаса, отдельных звуков. Мат – л: мет. скрепки, небольшие предметные картинки, удочка с магнитом (скрепки прикрепляются к картинкам). 2. Итоговая беседа “ Для чего нам нужно горло” или “ Могли бы мы говорить, если бы не было горла?” – уточнение знаний детей о роли и значении горла в жизни человека. 3. Д. и “ Кто кого?” – развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ и нижней челюсти. |
Январь.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Рассказ – беседа” Нос – орган обоняния”: -значение носа в образовании речи и общении между людьми; -строение носа; - его назначение; - влияние носа на качество речи; - рассматривание иллюстраций с изображением носа человека. 2.Опыт: дети слегка прижимают нос двумя пальцами в это время, произносят какие – либо фразы. Легко было говорить или нет? После чего эту фразу говорят, не прижимая нос. Сравнить и сделать вывод. | 1. Беседа “ Нос и здоровье человека”: -нос и внешний облик человека; -заболевание носа и самочувствие человека; - влияние заболевания носа на эмоциональное состояние человека. 2. Беседа о закаливающих процедурах для носа в холодное время года – уточнить формы профилактики и лечения носа. 3. Артикуляционное упражнение “Одуванчики”- развитие длительного плавного выдоха. | 1. Рассказ – беседа “ Как сохранить здоровым наш нос “; -ОБЖ; - гигиена носа; -правильный уход за носом. 2. Д.и “ Можно и нельзя” – уточнить знания детей о правильном уходе за носом. 3.”Сохраним наш нос здоровым” – сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. 4. Опыт: дети пробуют понюхать духи с закрытым носом, а потом с открытым. Вывод: если бы у нас не было носа – мы бы не чувствовали ни какие запахи. | 1. Итоговая беседа о роли значении носа в жизни человека. Цель: закрепление знаний детей об органе обоняния. 2. Лепка из глины “ Носики – курносики” – закрепление знаний детей о строении и форме носа; развитие творческих способностей у детей. 3. Д.и “ Чья птичка дальше улетит?” – развитие длительного плавного выдоха. |
Февраль.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Рассказ – беседа “Глаза – органы зрения”: –значение глаз в общении между людьми; -строение глаз; -назначение глаз; - зависимость качества речи от состояния органов зрения. 2. Опыт: положить перед ребенком книгу или альбом с иллюстрациями (ребенок закрывает глаза) – может он прочесть слово или рассказать, что нарисовано в книге? -Двое детей ведут диалог между собой с закрытыми глазами. Каковы ваши ощущения? Вывод: зрение имеет огромную роль в общении и речи людей. | 1. Беседа “Роль глаза и их анализаторов в состоянии здоровья человека”: –влияние глаз на внешний вид человека; -на физическое состояние; - на эмоциональное состояние. | 1. Беседа “ Как сохранить здоровье глаз?”: - ОБЖ; -гигиена глаз; -уход за глазами; -гимнастика для глаз. 2.Разучить с детьми комплекс гимнастики для глаз – для снятия напряжения, усталости в глазах. | 1. Рассказ – беседа “Нужны ли человеку глаза?” - уточнение знаний детей о значении глаз в жизни человека; рассказы детей о глазах. 2. Рисование красками “Мои глазки” – закрепление знаний детей о строении глаз; умение детей передать форму глаза на альбомный лист. |
Март.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.”Уши – орган слуха”. Рассказ – беседа о значении органов слуха в образовании речи и общении между людьми: -строение органов слуха; -их назначение; - влияние органов слуха на качество речи. Мет. приемы: рассматривание иллюстраций с изображением уха, строение ушной раковины. 2. Д.и “Кто это?”- воспитание слухового внимания. | 1.Беседа о влиянии органов слуха на состояние здоровья человека: - на внешний вид; - на физическое состояние; - на эмоциональное состояние. 2.Опыт: двое детей закрывают уши и ведут диалог между собой. После чего они рассказывают, что они слышали и можно ли беседовать, в то время когда уши не слышат? Вывод: полноценная речь невозможна без органов слуха. | 1. Рассказ – беседа “Как сохранить здоровье ушей?”: -ОБЖ; -гигиена ушей; -уход за ушами; -массаж ушей. 2. Д.и “Полезно и вредно” – закрепить правило ухода за ушами; Какие звуки приятны для слуха. 3. Д.и “Скажи, что ты слышишь?”- накопление словаря и развитие фразовой речи. | 1. Итоговая беседа “Нужны ли нам уши?”: -закрепление знаний детей о значении органов слуха в жизни человека. 2.Лепка из пластилина “Ухо” – закрепить знания детей о строении и форме уха; развитие моторики рук. 3. Д.и “Кто что услышит?” – развитие слухового внимания, накопление словаря во фразовой речи. |
Апрель.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя. |
Беседа о значении артикуляционного аппарата в формировании речи детей – закрепление знаний детей об органах артикуляционного аппарата, об их значении в жизни человека. | Беседа о значении здоровья артикуляционного аппарата для организма человека – заключительная и обобщающая беседа | Театрализованная деятельность: -“Сказка о весёлом Язычке” -“Озорные глазки” | Изобразительная деятельность: -лепка; -рисование; -аппликация – закрепление знаний детей об органах слуха¸ зрения, обоняния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию основ безопасности у детей подготовительной группы
Перспективный план по формированию основ безопасности у детей подготовительной группы...
Перспективный план по формированию основ безопасности у детей старшей группы
Учить детей заботиться о своём здоровье, знакомить с опасными предметами, используемыми в повседневной жизни...
Перспективный план по « Формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
Формирование основ безопасности жизнедеятельености детей старшего дошкольного возраста. Материал удобен для использования в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраст...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...
План по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста 5-6 лет Один дома
План по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста 5-6 лет "Один дома"...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...