Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
методическая разработка по теме

Мутовкина Анна Владимировна

На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cocialno-pedagogicheskiy_tvorcheskiy_proekt_moya_semya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проект «МОЯ СЕМЬЯ»
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

  1. Целеполагание Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Длительность проекта: 3 месяца. Участники проекта: Дети группы, родители, педагоги.
Цель проекта: Создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Вызвать  у детей положительные  эмоции о семье.

Задачи проекта:

     .

  1. Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  4. Создать  благоприятные условия для успешной реализации проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Расширение представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т.д.), о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)

2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверительных детско-родительских отношений.

3. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников и заинтересованность их в продолжении сотрудничества.

  1. Разработка проекта (Актуальность):

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать дидактические игры, подготовить материал для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Больница», создать иллюстрированные и фото альбомы. Подобрать информацию для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)

Подобрать художественную литературу на тему «Моя семья».

Музыкальное сопровождение на тему «Моя семья».

Разработать диагностический материал.

III. Реализация проекта.

Этапы проекта

Сроки этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

средняя группа

01 – 10 октября

- Опрос детей: «Что я знаю о семье?» (Приложение 1);

- Консультация и анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание» (Приложение 2);

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап

(основной)

11 октября – 20 ноября;

  1. Содержание деятельности педагога:
  2.  Воспитатель– дети

 Игровая деятельность

 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».

 Дидактические игры

«Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»

Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».

Строительные игры «Мебель для дома».

Пальчиковые игры и упражнения на данную тематику. (Приложение 3);

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие  из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4)

  1. «Моя мама».
  2. «О моём любимом папе»
  3. «Едем в гости к бабушке»

Знакомство с профессиями родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». (Приложение 5)
Речевое развитие 

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Мальчик – Спальчик» и другие.

 Разучивание песен, стихов, на семейную тематику.

Беседы на тему «Кем работают мои родители», «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг» и другие.

Музыкальное развитие (Слушание песен)

«Бабушка Полина», «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», « Мой любимый папа», «Три желания» -  группа Непоседы

Продуктивная деятельность 

  1. Воспитатель– дети

Изготовление поздравительной открытки для мам.

Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника.

Изготовление флажков для спортивного праздника.
Воспитатель – родители

Беседа: «Семейные традиции»

Практикум для родителей: «Порисуем вместе!»( Не традиционные техники рисования) Приложение№ 6

Выставка портретов детей «Чудо - чадо»

Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7)

III этап

(заключительный)

21 ноября– 20 декабря

Воспитатель– дети

 Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий


Воспитатель – родители – дети.

Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семья и Я»

Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!»

Утренник: «Ты на свете лучше всех - мама»;
Фотовыставка  «Милой мамочки портрет!»

Спортивный праздник

«Папа, мама, я – спортивная семья!» (Приложение№8)

  1. Конкурсы для мам и пап.
  2. Детский конкурс
  3. Награждение команд  

Выставка кормушек 
«Папа может, папа может, всё что угодно»

 Повторный опрос детей и анкетирование родителей;  Анализ полученных результатов (Приложение 1).

Календарный план мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. Опрос детей «Что я знаю о своей семье»

Цель: Выявить проблему нравственно – патриотического воспитания детей.


2. Строительные игры «Мебель для дома».

3.  Разучивание стихов, песен посвященных маме.

4. Изготовление открыток к празднику для мам.

5. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».

6. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница».

7. Пальчиковые игры и упражнения «Семья», «Этот пальчик»

8. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

9. Музыкальное развитие (Слушание песен)

«Бабушка Полина», «Взрослые и дети» -  группа Непоседы


10. Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие  из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4)

      «Едем в гости к бабушке»

1.Анкетирование родителей: Нравственно – патриотическое  воспитание детей»

Цель: диагностика отношения родителей к нравственно – патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста.


2. Консультация: «Нравственное воспитание детей» (Приложение 2);


Цель: актуализация нравственно – патриотического воспитания детей.


3.Совместная деятельность родителей с детьми 

Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о своей профессии.


4. Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семьЯ»


5.  Воспитатель – родители

Практикум для родителей: «Порисуем вместе!»( Не традиционные техники рисования)

(Приложение№ 6)

Ноябрь

1. Игровая деятельность

 Сюжетно-ролевые игры «Магазин».

2. Беседа о профессиях родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».

3. Дидактические игры

«Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»


4. Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие  из цикла «Я и моя семья»

      «Моя мама». (Приложение 4)

рисование: «Вот она, какая наша мама!».

5. Пальчиковые игры и упражнения «Репка», «Братцы»


6. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»

Разучивание стихов, на семейную тематику. (Приложение№11)

7. Музыкальное развитие Разучивание песни «Как люблю тебя я мама»

8. Утренник: «Ты на свете лучше всех мама»

9. Беседы на тему», «Папа – мой лучший друг»

10. Изготовление флажков для спортивного праздника.

1. Воспитатель – родители Беседа: «Семейные традиции»

Цель: выяснить, какие существуют традиций в семьях дошкольников.


2. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7)


3. Совместная деятельность родителей с детьми:

(папа и ребёнок):

Фотовыставка  «Милой мамочки портрет!»

4. Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!»

5. Участие в утреннике.

Декабрь

1.Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

2. Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие  из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4)

      «О моём любимом папе»

3. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: «Мальчик – Спальчик»

4. Музыкальное развитие (Слушание песен) « Мой любимый папа», «Три желания» -  группа Непоседы


5. Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника.


6. Повторный опрос детей

«Что я знаю о своей семье»

Цель: Выявить уровень знания детей о своих семьях.

1. Совместная деятельность родителей с детьми:

2. Рисунок ребёнка в полный рост: «Чудо-чадо».

3. Участие в оформлении выставок в группе.

4. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7)

5. Спортивный праздник

«Папа, мама, я – спортивная семья!» (Приложение№8)

  1. Конкурсы для мам и пап.
  2. Детский конкурс
  3. Награждение команд  

6. Выставка кормушек 
«Папа может, папа может, всё что угодно»

7. Повторное анкетирование родителей;  

Анализ полученных результатов (Приложение№ 1).

8. Подготовка к «Новому году» украшение группы.



IV. Результат проекта

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Расширились представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т.д.), о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)

Это можно увидеть  по результатам совместной деятельности педагогов детей и родителей, а так же по результатам диагностирования детей. 

В ходе проекта  были выявлены знания детей о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи понимание того, как проявляются в семье забота, любовь и уважение  друг к другу.  Процесс совместной деятельности поспособствовал укреплению доверительных детско-родительских отношений. 

Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
В основе такого взаимодействия лежат принципы:

  1. взаимного доверия и уважения
  2. взаимной поддержки и помощи
  3. терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только стали активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду, но и это положительным образом сказалось на повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников и заинтересованность их в продолжении сотрудничества.

Литература

1Деркунская В.А.Проектная деятельность дошкольников.

Учебно-методическое пособие.  Издательство: Центр пед.обр.

2Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

3Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004

  1. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
  2. Краснушкин Е.В.Изобразительное искусство для дошкольников
    Издательство: Мозаика-Синтез
     2002
  3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»:

-М.: Линка- Пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В совре­менном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...

Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ

Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание де...

Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»

У современных детей, «бла­годаря» информационному про­грессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потреб­ность к играм-драматизациям, что неизбе...