Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
методическая разработка по теме
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cocialno-pedagogicheskiy_tvorcheskiy_proekt_moya_semya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проект «МОЯ СЕМЬЯ»
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Целеполагание Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Длительность проекта: 3 месяца. Участники проекта: Дети группы, родители, педагоги.
Цель проекта: Создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Вызвать у детей положительные эмоции о семье.
Задачи проекта:
.
- Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Расширение представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т.д.), о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверительных детско-родительских отношений.
3. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников и заинтересованность их в продолжении сотрудничества.
- Разработка проекта (Актуальность):
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать дидактические игры, подготовить материал для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Больница», создать иллюстрированные и фото альбомы. Подобрать информацию для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
Подобрать художественную литературу на тему «Моя семья».
Музыкальное сопровождение на тему «Моя семья».
Разработать диагностический материал.
III. Реализация проекта.
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) средняя группа | 01 – 10 октября | - Опрос детей: «Что я знаю о семье?» (Приложение 1); - Консультация и анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание» (Приложение 2); - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
II этап (основной) | 11 октября – 20 ноября; |
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница». Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?» Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». Строительные игры «Мебель для дома». Пальчиковые игры и упражнения на данную тематику. (Приложение 3); Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4)
Знакомство с профессиями родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». (Приложение 5) Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Мальчик – Спальчик» и другие. Разучивание песен, стихов, на семейную тематику. Беседы на тему «Кем работают мои родители», «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг» и другие. Музыкальное развитие (Слушание песен) «Бабушка Полина», «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», « Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы Продуктивная деятельность
Изготовление поздравительной открытки для мам. Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника. Изготовление флажков для спортивного праздника. Беседа: «Семейные традиции» Практикум для родителей: «Порисуем вместе!»( Не традиционные техники рисования) Приложение№ 6 Выставка портретов детей «Чудо - чадо» Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7) |
III этап (заключительный) | 21 ноября– 20 декабря | Воспитатель– дети Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий Воспитатель – родители – дети. Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семья и Я» Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!» Утренник: «Ты на свете лучше всех - мама»; Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» (Приложение№8)
Выставка кормушек Повторный опрос детей и анкетирование родителей; Анализ полученных результатов (Приложение 1). |
Календарный план мероприятий
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | 1. Опрос детей «Что я знаю о своей семье» Цель: Выявить проблему нравственно – патриотического воспитания детей. 2. Строительные игры «Мебель для дома». 3. Разучивание стихов, песен посвященных маме. 4. Изготовление открыток к празднику для мам. 5. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». 6. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница». 7. Пальчиковые игры и упражнения «Семья», «Этот пальчик» 8. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 9. Музыкальное развитие (Слушание песен) «Бабушка Полина», «Взрослые и дети» - группа Непоседы 10. Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4) «Едем в гости к бабушке» | 1.Анкетирование родителей: Нравственно – патриотическое воспитание детей» Цель: диагностика отношения родителей к нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. 2. Консультация: «Нравственное воспитание детей» (Приложение 2); Цель: актуализация нравственно – патриотического воспитания детей. 3.Совместная деятельность родителей с детьми Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о своей профессии. 4. Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семьЯ» 5. Воспитатель – родители Практикум для родителей: «Порисуем вместе!»( Не традиционные техники рисования) (Приложение№ 6) |
Ноябрь | 1. Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры «Магазин». 2. Беседа о профессиях родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». 3. Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?» 4. Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья» «Моя мама». (Приложение 4) рисование: «Вот она, какая наша мама!». 5. Пальчиковые игры и упражнения «Репка», «Братцы» 6. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди» Разучивание стихов, на семейную тематику. (Приложение№11) 7. Музыкальное развитие Разучивание песни «Как люблю тебя я мама» 8. Утренник: «Ты на свете лучше всех мама» 9. Беседы на тему», «Папа – мой лучший друг» 10. Изготовление флажков для спортивного праздника. | 1. Воспитатель – родители Беседа: «Семейные традиции» Цель: выяснить, какие существуют традиций в семьях дошкольников. 2. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7) 3. Совместная деятельность родителей с детьми: (папа и ребёнок): Фотовыставка «Милой мамочки портрет!» 4. Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!» 5. Участие в утреннике. |
Декабрь | 1.Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах. 2. Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья» (Приложение 4) «О моём любимом папе» 3. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: «Мальчик – Спальчик» 4. Музыкальное развитие (Слушание песен) « Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы 5. Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника. 6. Повторный опрос детей «Что я знаю о своей семье» Цель: Выявить уровень знания детей о своих семьях. | 1. Совместная деятельность родителей с детьми: 2. Рисунок ребёнка в полный рост: «Чудо-чадо». 3. Участие в оформлении выставок в группе. 4. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (Приложение№7) 5. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» (Приложение№8)
6. Выставка кормушек 7. Повторное анкетирование родителей; Анализ полученных результатов (Приложение№ 1). 8. Подготовка к «Новому году» украшение группы. |
IV. Результат проекта
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Расширились представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т.д.), о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов детей и родителей, а так же по результатам диагностирования детей.
В ходе проекта были выявлены знания детей о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи понимание того, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу. Процесс совместной деятельности поспособствовал укреплению доверительных детско-родительских отношений.
Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
В основе такого взаимодействия лежат принципы:
- взаимного доверия и уважения
- взаимной поддержки и помощи
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей мы не только стали активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду, но и это положительным образом сказалось на повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников и заинтересованность их в продолжении сотрудничества.
Литература
1Деркунская В.А.Проектная деятельность дошкольников.
Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр пед.обр.
2Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
3Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004
- Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
- Краснушкин Е.В.Изобразительное искусство для дошкольников
Издательство: Мозаика-Синтез 2002 - Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»:
-М.: Линка- Пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ И СПОСОБЫ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития лич...
"Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и ДОУ в современных условиях"
Из опыта работы...
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ
Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание де...
Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбе...