Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. В связи с этим возникла идея создания совместного детско - взрослого творческого проекта, участниками которого будут не только дети и педагоги, но и родители.
Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Можно начертить огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройти по ним вместе с ребёнком. Сделать буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействовать способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграть в «загадки» — «нарисовать» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logoskazka.docx | 220.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. В связи с этим возникла идея создания совместного детско - взрослого творческого проекта, участниками которого будут не только дети и педагоги, но и родители.
Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Можно начертить огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройти по ним вместе с ребёнком. Сделать буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействовать способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграть в «загадки» — «нарисовать» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.
В основе работы по взаимодействию учителя-логопеда и педагогов с родителями лежат следующие принципы:
- информационной достаточности (обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приемами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);
- взаимодействия (партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта);
- поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);
- деятельностного подхода (приобретение ребенком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности — игру);
- личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;
- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);
- гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);
- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения, реализация личностных качеств, развитие творческих способностей).
Паспорт проекта
Цели:
- осуществлять взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе;
- формировать и закреплять первоначальные навыки письма и чтения;
- развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
Задачи:
- повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
- повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
- активизировать педагогический потенциал родителей;
- развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление;
- развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звуко- произношения и звукобуквенного анализа;
- закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов, профилактика дисграфии;
- активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь;
- развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
- развивать творческие способности у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.
Место проведения: МБДОУ детский сад №22 станицы Ярославской.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 5-7лет
Сроки реализации:
Этапы проекта
Подготовительный этап (октябрь):
Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
Организационный этап (ноябрь):
- создание мотивации участников и благоприятного микроклимата;
- информирование родителей, формирование интереса к совместной
деятельности с детьми и педагогами по изготовлению букв для театра, участие в конкурсах «Сделай букву сам», «Сказки о буквах»;
- подбор участниками проекта наглядно-дидактического материала
(сценарии лого- сказок, различные виды театров — буквенный, прищепочный, оборудование для показа сказок);
- распределение функциональных обязанностей между участниками
проекта.
Практический этап (ноябрь—январь):
- проведение учителем - логопедом занятий с использованием логосказок о буквах и звуках.
- изготовление педагогами наглядно-информационного материала для
родителей.
- изготовление педагогами и родителями театральной напольной ширмы,
логопедического настенного панно.
- изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из
различных материалов.
- организация выставки букв, сделанных детьми под руководством
родителей. Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам».
- проведение учителем - логопедом и воспитателем интегрированного
логопедического занятия «День рождения буквы Р».
- разыгрывание сказок (придуманных детьми и родителями) с участием
изготовленных букв.
- Оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с
придуманными сказками. Конкурс «Придумай сказку о букве».
- Проведение родительского собрания. В повестке:
- фотоотчет о ходе проекта;
- подведение итогов, проведение анкетирования родителей;
- награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.
Обобщающий этап (февраль)
Соотношение целей и результатов проекта.
Подготовка видео - или фотоотчета о проделанной работе.
Презентация проекта (педсовет, фестиваль).
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение заинтересованности, активности, творческого участия
родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросе
подготовки детей к школьному обучению.
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического
строя и связной речи у детей.
- закрепление детьми знаний о буквах, приобретение устойчивых навыков
послогового чтения.
День рождения буквы Р.
Задачи:
- закреплять умение давать характеристику звука (гласный/согласный, согласный — твердый/мягкий, звонкий/ глухой);
- придумывать слова с заданным звуком;
- закреплять понятия «звук— буква», повторить ранее изученные буквы;
- упражнять в составлении предложений;
- развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картине (коллажу);
- закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;
- развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;
- развивать у детей творческие способности, воображение;
- воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, наборы цветной бумаги и картона, шаблоны букв, материал для украшения букв, ножницы, клей, фломастеры.
Организационный момент
Логопед проводит с детьми артикуляционную психогимнастику.
РУ-РУ-РУ!
Мы задумали игру.
Задумчивое выражение лица.
Ры-ры-ры!
Ох, боимся мы жары.
Испуганное выражение лица.
Ра-ра-ра!
Разве нам страшна жара?
Удивляются, пожимают плечами.
Ра-ра-ра!
Улыбнемся, детвора!
Веселое, улыбчивое выражение лица.
Основная часть
Логопед. Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?
Дети. Звук [р].
Логопед. Вы уже знакомы с этим звуком, дайте ему характеристику.
Дети. Звук [р] — согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.
Логопед. Придумайте слова, в которых встречается звук [р], а теперь звук [р’].
Дети придумывают и называют слова с заданными звуками [р]—[р’].
Ребята, а вы умеете писать букву Р? Как отличить звук от буквы.
Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Логопед. Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная! (Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человечка буквой Р.)
Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны, букв, а дети их называют.)
Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собирались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.
Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить виновнице торжества. Буква Н кричит: «Надо подарить ей подарки, названия которых начинаются на звук [н]». (Взрослый предлагает детям помочь букве Н придумать слова.)
- Буква И говорит: «И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком».
Ребята, помогите и мне придумать такие слова.
Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков.
Логопед. Ребята! Как же договориться буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?
Дети предлагают свои варианты.
Логопед. Что должны буковки сделать со своим внешним видом, чтобы отправиться в гости к Р?
Дети. Нарядиться.
Логопед. Как можно нарядить буковки?
Дети высказывают свои мнения по оформлению букв: раскрасить, приклеить блестящие пайетки или бусинки и т.д.
Логопед. Ребята, а вы хотели бы помочь буквам подготовиться к празднику?
Дети отвечают согласием. Каждый ребенок выбирает себе букву и придумывает ее подарок, а также то, во что бы он ее хотел нарядить.
Логопед. Предлагаю вам пройти к столам и приступить к работе и сделать красивые наряды буквам.
Воспитатель. Я с удовольствием вам помогу, ребята!
Далее идет беседа воспитателя с детьми и родителями, в ходе которой составляется план работы, вспоминаются правила обращения с ножницами, клеем и т.д.
Изготовление подарка для буквы Р.
Приклеивание глазок и ручек буковке, рисование ротика, украшение буквы пайетками, конфетти, бусинками и т.п.
Логопед. Вот и готовы ваши буквы, ребята! Теперь можно продолжать сказку. Помогайте мне рассказывать. Вот первой пришла на день рождения к Р буква Н и сказала...
Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени своей буквы.
Ребенок. Здравствуй, буква Р, я поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р.)
Подобным образом все дети подходят к листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их.
Логопед. Ребята! Наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать от начала до конца? По желанию дошкольники пересказывают сказку с опорой на коллаж.
Итог занятия
Логопед. Ребята! Вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы все вместе сделали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим братишкам и сестренкам. До свидания! До новых встреч!
Мероприятие в рамках реализации творческого проекта «В гостях у Логосказки» «День рождения буквы Р».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Как помочь ребенку запомнить буквы, сделать так, чтобы у него появился интерес к изучению алфавита, письму и чтению? Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Можно начертить огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройти по ним вместе с ребёнком. Сделать буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействовать способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств.
В ходе творческого проекта педагогами логопедической группы проведено развлечение «День рождения буквы Р» для ребят и их родителей.
Ребята научили своих мам давать характеристику звукам (гласный/согласный, согласный — твердый/мягкий, звонкий/ глухой), придумывали слова с заданным звуком, упражнялись в составлении предложений и составляли творческий рассказ - сказку по созданной коллективной картине (коллажу). К этой работе присоединились и родители. «День рождения у буквы Р» получился веселый, яркий, с подарками и поздравлениями.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Поиграть в «загадки» — «нарисовать» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район
Социально-педагогический
творческий проект
«В гостях у Логосказки»
Подготовили педагоги:
Кряж О.В.
Челюканова А.В.
Гордиенко Н.С.
Кузнецова Л.А.
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект - В гости к солнышку
Объединение опыта и знания детей для создания музыкально-театрального представления, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира....
Творческий проект «В гостях у дедушки Корнея».
Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского, с его произведениями. Вызывать любовь и интерес к заучиванию его стихов. Выставка детских риссунков по произведениям К.И.Чуковского....
Творческий проект "В гостях у волшебницы Осени"
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузит...
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Образовательный проект "В гостях у ЛОГОсказки..."
Проект разработан и осуществлён с целью объединения воспитательно - образовательной деятельности педагогов и родителей в решении задач развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематиче...