ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ
методическая разработка на тему
Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. В таких случаях на помощь может прийти замещающая семья. Термин «замещающие семьи» - применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zameshchayushchaya_semya.docx | 57.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Гульнара Владимировна, социальный педагог МАДОУ «Сказка» г. Лабытнанги
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В ДОУ
В современном, быстро меняющемся мире вопрос о положении детей остается по-прежнему одним из самых актуальных. Сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем. Дети имеют право на особую заботу и помощь согласно Всеобщей декларации прав человека. В Российской Федерации постоянно актуализируется государственная политика по улучшению положения детей. Конституция Российской Федерации и ряд других законодательных актов РФ гарантируют государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. В таких случаях на помощь может прийти замещающая семья. Термин «замещающие семьи» - применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка – это доказано современной наукой и практикой. В семье происходит первичная социализация, формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Если ребенок остался без попечения родителей, то замещающая семья может дать ему все для полноценного развития и формирования. Психологические потребности детей любого возраста лучше всего удовлетворяет благоприятная семейная обстановка. Ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Детям в первую очередь нужны близкие люди мать, отец или человек, полностью его заменяющий.
В научной литературе социальное сопровождение замещающих семей в основном рассматривается в общем контексте социальной работы с детьми, оставшимися без родительского попечения (Ю.В. Василькова, Н.Ф. Басов, М.В. Фирсов, М.А. Галагузова, Р.М. Куличенко, и др.). Большое количество работ, посвященных проблемам социальной адаптации детей-сирот, в которых частично рассматриваются и проблемы опекунства, это работы отечественных ученых И.А. Коробейникова, И.А. Залысиной, Н.В. Кононенко, Е.О. Смирновой, К.Д. Чермит и др.
Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
Дети, находящиеся под опекой (или попечительством) – особая категория детей, которая нуждается в пристальном внимании социального педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В «Семейном Кодексе Российской Федерации», статья 148. «Права детей, находящихся под опекой (попечительством)» определены права таких детей:
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) (статья 56 Семейного Кодекса."
Мы видим, что каждый подопечный имеет, прежде всего, право на воспитание в семье, но теперь это семья опекуна (попечителя). Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и опекуном. Об обязанностях опекуна (попечителя) по содержанию своего подопечного Семейный Кодекс не говорит, но поскольку ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что, во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун (попечитель),
распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего средствами, создает условия для его содержания.
Таким образом, Семейный Кодекс Российской Федерации подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой, — находится в особом положении. И социальному педагогу ДОУ очень важно проследить, чтобы права детей, находящихся под опекой (попечительством), не нарушались, а реализовались в полном объеме.
В работе с родителями (законными представителями) для социального педагога очень важно:
- установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в жизни ребенка в детском саду;
- оказание социальной и психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) реализуется на основе принципов психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, и творчества.
Во время общения с родителями (законными представителями) из группы «особого внимания» придерживаюсь также таких принципов как:
- принцип центрального положения ребенка (семьи);
- принцип конфиденциальности;
- принцип толерантного отношения к клиенту;
- принцип направленности в будущее;
- принцип нейтральной позиции куратора, специалистов;
- принцип добровольности;
- принцип передачи полномочий;
- принцип вовлечения сообщества для разрешения семейных проблем.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) такие как:
- Информационные (рекламные буклеты, листовки; публикации, размещение на Интернет-сайте ДОО, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.)
- Организационные (родительские собрания, анкетирование, заседания семейного клуба «Гармония»; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
- Просветительские (родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
- Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
- Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.).
При взаимодействии с родителями (законными представителями) самое важное для социального педагога это учет возможностей, условий жизни конкретных семей и их интересы. Работа с замещающими семьями носит индивидуальный характер: одним семьям бывает достаточно психолого-педагогического и медико-социального просвещения, а другие семьи могут нуждаться психолого-педагогической и медико-социальной профилактике, диагностике и коррекции.
Для семей отдельной категории (ТСЖ, группа риска) разработала алгоритм установления эффективного взаимодействия.
- Установление контакта с семьей и установление конструктивных отношений с членами семьи.
- Диагностика семейной ситуации.
- Определение маршрута выхода из сложной ситуации.
- Определение объема адекватной помощи семье.
- Поиск ресурсов для реализации мероприятий.
- Рефлексия.
При установлении контакта с замещающей семьей строго придерживаюсь принципа психологической комфортности, который предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями (законными представителями). Только доброжелательное, искреннее отношение социального педагога, проявляемое по отношению к семье, их проблемам, вызывают ответную реакцию со стороны опекунов, попечителей (законных представителей).
При общении с опекунами (попечителями) при любых обстоятельствах соблюдаю условия доверительных отношений – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость. Никогда не высказываю оценочных суждений, не применяю надменного или назидательного тона. Напротив, всегда стараюсь быть максимально корректной, доброжелательной и понимающей собеседницей.
Именно социальный педагог ДОУ в процессе знакомства с семьями воспитанников должен постепенно выработать индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создать условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
Для выяснения семейной ситуации используются различные методы и приемы такие как: исследование, наблюдение, анкетирование, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами из различных структур и ведомств города.
Организуем первичное посещение семьи на дому вместе с воспитателем с целью знакомства со всеми членами семьи, ее окружением. Далее семья посещается педагогами ДОУ 1-2 раза в год, или по необходимости (ситуации), в том числе к посещениям можем привлекать специалистов из различных органов систем профилактики (по необходимости).
Изучается структура семьи, социальный статус родителей (опекунов/попечителей), психологический и воспитательный климат семьи, стиль и фон семейных отношений, наличие или отсутствие педагогической системы, ценностных ориентаций. Выясняются и изучаются причины возникновения проблемы (неблагополучия).
Социальным педагогом разработаны анкеты для родителей (опекунов/попечителей): «Давайте познакомимся», «Какой Вы родитель», «Ваши проблемы или предложения в вопросах воспитания ребенка или семейной ситуации».
По необходимости проводится диагностика (Методика Л.Я. Олиференко «Определение социального благополучия ребенка», рисунок «Моя семья»), к диагностике подключается педагог-психолог.
Обязателен ежедневный мониторинг внешнего вида, психо-эмоционального состояния детей в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом ДОУ. Социальный педагог ведет специальные тетради-наблюдения за каждым ребёнком из замещающей семьи, семьи находящейся в тяжелой жизненной ситуации. Совместно с педагогами разрабатывается и организуется для адаптационный режим в группе для нуждающихся детей.
Совместно с членами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ДОУ, на который приглашаем родителей (законных представителей) определяем маршрут выхода семьи из сложной ситуации. Здесь очень важно мотивировать взрослых членов семьи на решение сложившейся (трудной) ситуации, необходимо донести до них, что пока они не поймут, не примут и не осознают свои проблемы, ничего не изменится. Нужно добиться мотивации семьи на изменение ситуации, активизировать на разрешение собственных проблем, проблем детей. Это, пожалуй, самое сложное на данном этапе. Проговариваем семейные ситуации, организуем встречи по обмену семейным опытом с другими родителями, показываем образ жизни благополучной семьи, вплоть до конфиденциальных консультаций о семейном бюджете.
Заключаем с семьей договор взаимодействия, где прописываем цель, задачи, мероприятия, ответственность сторон, срок. Родители (законные представители) обязательно принимают участие в составлении индивидуальной программы изменения.
Очень важно на данном этапе выявить проблематику ситуации – условий и причин семейного неблагополучия. Постановка задач, адекватных выявленным проблемам. Определение методов решения поставленных задач – определение мероприятий. Поиск ресурсов для реализации мероприятий решения задач определенными методами. Установить механизм взаимодействия специалистов в ходе разработки и реализации ИПР.
При имеющихся неблагополучиях (проблемах) семья ставится на внутренний контроль детского сада и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи (ИПР). Индивидуальную программу реализации мы рассматриваем как проект преобразования ситуации. Проектная деятельность – целевая деятельность, направленная на достижение результата. Идеи проекта должны иметь связь с реальной жизнью.
Этапы проектирования:
1 этап – диагностический
2 этап – программирования
3 этап – реализации
4 этап – контрольно-аналитический
Этапы разработки ИПР:
- диагностика ситуации
- анализ информации
- установление контакта с семьей
- сбор информации
- диагностические процедуры (узкие специалисты)
Программа разрабатывается с привлечением тех специалистов, которые могут оказать конкретную, адресную помощь семье и детям.
В зависимости от проблем семьи и принятых задач, для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье (ребенку). У каждой семьи будут свои, индивидуальные мероприятия. Очень важно отдавать приоритет мероприятиям, направленным на развитие внутреннего потенциала семьи.
Самое главное внимание оказывается ребёнку. Это постоянная поддержка, создание ситуации успеха, вовлечение в дополнительное образование.
Примерные направления организуемых мероприятий (индивидуа:
- психологическая коррекция семейного неблагополучия – консультации, тренинги педагога- психолога;
- индивидуальные психолого-педагогические занятия с ребенком организованные воспитателями и специалистами ДОУ;
- педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей) – администрация ДОУ, социальный педагог, педагогические работники ДОУ;
- оказание помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации – ходатайства, акции и т.д.);
- вовлечение семьи и ребенка в различные мероприятия семейного типа, для повышения общественного статуса семьи - педагогические работники ДОУ и специалисты различных ведомств и структур.
При позитивной поддержке – конструктивных отношениях и при сохранении нейтральной позиции куратора – должна пройти передача полномочий по разрешению трудной ситуации самой семье. Положительное разрешение трудной семейной ситуации происходит только, при:
- принятии добровольного решения об изменении ситуации (членами семьи)
- принятии решения участвовать в изменении ситуации (членами семьи)
- реальном видении предполагаемых изменений.
К реализации мероприятий активно привлекаем не только педагогических работников ДОУ, но и специалистов различных структур и ведомств города, особенно тесно сотрудничаем с отделом опеки и попечительства. Социальное окружение должно активно участвовать в программе поддержке семьи.
Своевременно принятые меры и комплексно оказанная помощь семье (ребенку) педагогическим коллективом ДОУ и специалистами системы профилактики дает положительный результат в разрешении проблемной (трудной) ситуации конкретной семьи.
По окончании срока реализации индивидуальной программы специалисты и родители (законные представители) совместно анализируют, т.е. соотносят цели ИПР с результатами взаимодействия, обсуждают новые достижения. К этому времени обычно всегда члены семьи чувствуют удовлетворение результатами собственных действий в восстановлении семейной ситуации. Осмысление прожитого опыта помогает им в дальнейшем включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.
Показателем эффективности взаимодействия родителей (законных представителей) и детского сада являются - положительные изменения в самой семье, в их отношениях.
В нашем детском саду опекаемая семья полная, благополучная. Семья материально обеспечена, в квартире созданы хорошие жилищно-бытовые условия для проживания и развития ребенка. Психологический климат в семье благоприятный. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные, девочка окружена любовью и заботой, всеми членами семьи. Нарушений прав ребенка и Устава ДОУ не выявлено.
Мы постарались, чтобы опекуны (попечители) увидели в дошкольном образовательном учреждении ресурс для своего развития как родителей. Опекуны (попечители) с самого начала стали активно взаимодействовать с детским садом по всем вопросам воспитания и развития ребенка, семейным отношениям. При поступлении в ДОУ в 2013 году с опекаемой семьей наладили хороший контакт и установили доверительные, партнерские взаимоотношения. Организовали поддержку в повышении психолого-педагогической компетентности опекунов (попечителей). Наши опекуны (попечители) являются одними из постоянных участников семейного клуба «Гармония». Для них были проведены такие индивидуальные консультации как: «Возрастные особенности ребенка дошкольного возраста», «Влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка», «Активная жизненная позиция родителей - фактор положительной социализации ребенка» и т.д. Педагогом - психологом проводились занятия с родителями (опекунами) по формированию позитивного отношения к приемным (опекаемым) детям, активной жизненной позиции.
В 2016-2017 учебном году наши опекуны (попечители) уже поделились опытом семейного воспитания. Одна из встреч семейного клуба «Гармония» была посвящена вопросам семейных традиций, на этой встрече опекаемая семья представила мини-проект «Моя семья». Опекуны (попечители) поделились с другими родителями секретами своего семейного воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
Девочка, находящаяся под опекой (попечительством) здорова, в адаптированной дополнительной программе не нуждается. Педагогические работники дошкольного учреждения активно вовлекают девочку в дополнительное образование в детском саду. Девочка принимает участие совместно с педагогами ДОУ в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах.
Таким образом социально-педагогическое сопровождение замещающих семей в ДОУ ведется в тесном взаимодействии «педагог - опекун (попечитель) - ребенок». Опекуны (попечители) почувствовав действительный интерес и не безразличное отношение к их семье, начинают делиться своими проблемами, тревогами. Обращаются к педагогам за советом в вопросах воспитания и развития ребенка, семейных взаимоотношений.
Педагоги ДОУ должны хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии; знать о кризисах развития ребенка; уметь успокоить родителя, подобрать нужные слова. В отдельных случаях воспитатели могут привлечь к решению проблем педагога-психолога или социального педагога.
Чтобы завоевывать доверие и уметь расположить к себе взрослых и детей, социальный педагог (педагогические работники ДОУ) должны обладать профессионально значимыми качествами, такими как:
- деликатность,
- эмпатия,
- милосердие,
- целеустремленность,
- такт,
- педагогический оптимизм.
Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества - моральные и нравственные.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
2. Р.В.Овчарова. Справочная книга социального педагога. – М.:ТЦ Сфера 2005г.
3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность». Сб. материалов. СПБ.:КАРОЮ 2000г.
5. http://www.kodeksprava.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение замещающих семей
Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей , создание условий для успешной социализации и р...
Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....
Служба сопровождения замещающих семей
В муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей-Детском доме г.Талдома создана служба сопровождения замещающих семей,открыта школа приёмных родите...
Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...
Педсовет: "Организация социально – педагогического партнёрства по реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС ДО"
Педсовет: "Организация социально – педагогического партнёрства по реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС ДО"...
ДОКЛАД «Социально-педагогическое партнерство ДОУ и семьи в новых социальных условиях»
Данный проект направлен на формирование культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и взрослых, на информационную поддержку и вовлечение родителей в решение проблемы детског...
Презентация на тему "Преемственность в организации социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста".
Презентация "Преемственность ДОУ и СОШ"...