Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
рабочая программа
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_semya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана мною на основе программы «Семейное счастье», предназначена для работы социального педагога с неполными семьями. Это необходимо для того, чтобы обучить ребенка из неполной семьи навыкам поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период детей 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Цель программы: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.
Задачи:
- Формирование социальных навыков
- Объединение усилий социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями.
- Изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;
- Формирование наиболее адекватной самооценки у ребенка из неполной семьи.
Таблица 1. Основные мероприятия программы
№ п/п | Мероприятия | Цель | Участники | Время проведения занятий |
1. | Беседы с родителями | Способствовать формированию навыков воспитания детей. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского и женского характера. | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | 2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы) |
2. | Субботник | Познакомить детей с проявлением мужского и женского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина. | Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков | 1 раз в месяц |
3. | Диагностика характера внутрисемейных отношений | Гармонизация семейных отношений в неполной семье | педагог, педагог-психолог, классные руководители | 1 раз в месяц |
4. | Экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий" | Полноценная профессиональная реализация личности | Родители | 2 раза в месяц |
5. | Туристические походы | Сформировать у детей навыки поведения | Классные руководители, родители | 2 раза в месяц |
6. | Работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный" | организация семейного отдыха | Классные руководители, педагоги, тренер | 2 раза в неделю по 60 минут |
Программа осуществляется с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.
Формы работы:
- родительские собрания;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- экскурсии;
- туристические походы.
Методы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- рефлексия;
- игровые приемы и упражнения;
- психолого-педагогические упражнения.
Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.
Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются классные руководители, педагоги, педагоги-психологи и непосредственно сами родители. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.
В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.
Беседа 1.
Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.
Беседа 2.
Цель: проанализировать в ходе беседы с родителями особенности изменения поведения детей после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей, а также экскурсии по комплексу для детей «В мире профессий»
Примерные вопросы беседы:
- Изменилось ли поведение Вашего рбенка после мероприятия посвященного субботнику на территории школы?
- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
- Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
- Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику необходимым условием в воспитании детей и почему?
Какие изменения Вы заметили после проведения экскурсии Вашего ребенка по комплексу для детей «В мире профессий»?
- Как Вы способствуете развитию у Вашего ребенка навыков поведения?
- Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?чисто женской работы?
Беседа 3.
Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения ребенка после реализации таких мероприятий как туристические походы, а также работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный".
Примерные вопросы беседы:
- Изменилось ли поведение Вашего ребенка после посещения кружков по интересам совместно с другими детьми?
- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
- Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
- Как Ваш ребенок оценивает поход?
Беседа 4.
Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения детей, а также оценить реализацию программы в целом.
Примерные вопросы беседы:
- Изменилось ли поведение Вашего ребенка в ходе реализации программы?
- Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
- Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
- Как Вы оцениваете проведенные мероприятия с Вашим ребенком в целом?
- Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?
- Довольны ли Вы поведением Вашего ребенка сейчас? Если нет, то почему?
- Хотели бы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?
Для диагностики характера внутрисемейных отношений рекомендеется использовать Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина, который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал:
1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.
3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [24].
Текст опросника Приложение 1
При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство» предполагается достичь следующих результатов:
- оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;
- снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;
- актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;
- присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
- повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
- проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я Варга, В.В. Столин)
Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из пяти шкал:
1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку "липнет" все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
- Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
- Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 35.
- Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
- социальная желательность;
- симбиоз;
- гиперсоциализация;
- инфантилизация (инвалидизация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогический проект «Повышение роли отца в семье»
Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребёнка также необходимо непо...
Форма социально-педагогического паспорта на учащегося и его семью
Ежегодно образовательные учреждения составляют социально-педагогический паспорт, отражающий контингент учащихся.Разработанная мной форма социально-педагогического паспорта может быть полезна не только...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Статья "Социально-педагогическая проблема в неполных материнских семьях"
Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности...
Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (по сопровождению семьи и ребенка)»
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждение...